Одним из перспективных направлений исследований исторической памяти является изучение проблем сознательного ее конструирования и деконструкции. В данном контексте особый интерес вызываю исторические мифы, воспринимаемые обществом в качестве достоверных представлений о прошлом. Демифологизацию прошлого можно считать одной из важнейших задач исторической науки, и профессиональные историки воспринимают развенчание мифов как одну из своих миссий1. Мифы обычно «выстраиваются» вокруг значимых событий или исторических деятелей и рисуют их весьма односторонне – либо в черных, либо в белых тонах. Историк, стремясь воссоздать полную и, насколько возможно, объективную картину прошлого на основе источников, критически относится к стереотипным представлениям и устоявшимся образам. Такое понимание своих профессиональных задач особенно было присуще историкам XIX в. как носителям истинно позитивистского духа.

В центре внимания статьи находится концепция Роберта Юрьевича Виппера, автора фундаментального исследования «Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма» (1894), подвергшего пересмотру легендарный образ франко-швейцарского реформатора Жана Кальвина. В данном ключе творчество одного из самых ярких отечественных «всеобщих» историков до сих пор не рассматривалось2. Тема мифичности укорененных в историческом сознании представлений о Кальвине и кальвиновской Женеве также не нашла отражения в отечественной науке, тогда как на Западе она активно исследуется, начиная со второй половины ХХ в.3 Тем не менее, имя реформатора и сейчас ассоциируется в западном обществе с расхожими представлениями, зачастую далекими от действительности, что стало очевидно в связи с подъемом интереса общественности к фигуре Ж. Кальвина (1509–1564) на фоне празднования 500-летия со дня его рождения в 2009 г.4

Миф о Кальвине формировался веками и представляет собой комплекс представлений, в которых фигура реформатора неразрывно связана с Женевой, городом, в котором развернулась его деятельность в 1536–1564 гг. Миф берет истоки в сочинениях современников Кальвина: как его идейных противников (католиков, прежде всего), которые создавали обличительные жизнеописания реформатора (например, И. Бользек5), так и соратников, преувеличивавших некоторые его деяния «во славу» реформатора (Т. де Без6). Вольно (в целях пропаганды/контрпропаганды кальвинизма) или невольно, обе стороны содействовали тому, что, начиная уже с середины XVI в., закрепились стереотипные представления о Кальвине как деспотичном правителе, «протестантском Папе», реализовавшем мечты католической церкви о теократии в рамках избранного города-государства – «нового Иерусалима», «республики Бога».

Образ диктатора теократической Женевы неизменно связывался с образом протестантского инквизитора: подтверждением неограниченной власти Кальвина и его тотального контроля над Женевой служили факты казни инакомыслящих, прежде всего, Мигеля Сервета в 1553 г. Так называемое «дело Сервета» стало главным «пятном» на репутации Кальвина, поводом для множества обвинений в его адрес и одним из самых обсуждаемых сюжетов, чему в немалой степени способствовала художественно-публицистическая литература последующих поколений7.

Подобные представления о Кальвине были характерны и для современной Випперу российской научно-популярной литературы8. Докторская диссертация Виппера стала первым и единственным отечественным научным исследованием, посвященным деятельности Кальвина в Женеве, и, по сути, остается таковым до сих пор9.

Кратко характеризую западную историографию, Виппер отмечал односторонность в оценке Кальвина и его роли в истории Женевы: реформатор оценивается либо как «злой гений», погубивший свободную республику, либо как «святой» и «творец» Женевы10. При этом Виппер подчеркивал влияние политической ситуации в Женеве XIX века на транслирование исследователями искаженного образа реформатора, в том числе и путем весьма вольного обращения с источниками11.

Виппер отмечал, что «беспристрастная оценка» фигуры Кальвина характерна для немногих европейских историков, вроде Ф.В. Капмшульте или А. Роже12. По словам Виппера, именно эти исследователи впервые поставили «вопрос о политической и церковной роли Кальвина в Женеве на научную почву»13. Кампшульте характеризуется российским исследователем как историк «умеренно-католического направления», в отличие от «рьяных католических историков нового времени», беспристрастный в оценке протестантских деятелей14, а Роже – как «трезвый и осторожный» исследователь, критически подходящий к традиционным представлениям о кальвиновской Женеве15.

В своей диссертации Виппер поставил перед собой задачу объективно представить историю Женевы времен Кальвина, основывая исследование на анализе широкого пласта разнообразных (в том числе, неопубликованных) источников, среди них – труды и письма Кальвина и его современников, протоколы государственных и церковных учреждений Женевы (городского совета, коллегии пасторов16, консистории17).

Отмечая наличие «легендарных» представлений о Кальвине и Женеве, Виппер не ставил цель непосредственно развенчивать мифы. Однако, поскольку взаимоотношения церкви и государства в Женеве XVI в. были основной проблемой исследования, Виппер не мог не высказать своего мнения по вопросу о характере установившегося при Кальвине режима – можно ли назвать его, во-первых, теократическим с точки зрения исключительной роли церкви в управлении Женевой, во-вторых, диктаторским, если говорить о личной власти Кальвина?

Распространенный тезис о диктатуре Кальвина в Женеве, по мнению Виппера, не соответствовал действительности, хотя влияние реформатора на дела республики было значительным. Виппер отмечал, что наибольшее политическое влияние Кальвин приобрел в последние годы жизни (1555–1564), когда во многом благодаря его обширным связям и авторитету Женева превратилась в признанный центр протестантской Европы. Однако преувеличивать роль Кальвина на этом «внешнеполитическом» поприще не стоит: его мнением пренебрегали, если оно не попадало «в тон правительственной политике» или не «увлекало за собой большинство» в магистрате18. Еще меньшее воздействие, по мнению Виппера, Кальвин оказывал на внутренние дела Женевской республики.

В Женеве задолго до Кальвина сложилась система городского самоуправления, состоявшая из Большого и Малого городских советов и общего собрания граждан. В научной литературе XIX в. бытовало мнение о решающем влиянии Кальвина на изменение этого порядка управления в сторону урезания прав народного собрания и усиления роли олигархического Малого совета: якобы Кальвин был автором и/или вдохновителем так называемой женевской конституции 1543 г., закрепившей эти реформы19. Как показал Виппер, Кальвин, во-первых, только в 1541 г. вернулся из «изгнания», которому его подвергли женевцы тремя годами ранее, и положение его все еще было недостаточно устойчивым20, во-вторых, он никогда не выступал против женевского народного собрания; в-третьих, усиление магистрата скорее противоречило планам Кальвина в отношении церкви; наконец, какая бы то ни было «религиозная окраска» в документе отсутствует, так что влияние Кальвина даже как его редактора распознать весьма трудно, не говоря уже о том, чтобы приписывать ему роль законодателя21. Записки и наброски, сделанные рукой Кальвина, свидетельствуют о том, что он нередко выступал как консультант или редактор эдиктов или кодексов, однако в этом не было ничего исключительного – к подобной деятельности привлекались и другие пасторы, имевшие, как и Кальвин, юридическое образование22.

В церковной сфере руководящая роль Кальвина была более очевидной. Виппер замечал, что уже в 1540-х гг. в его компетенции находились назначение и смещение священнослужителей, забота о дисциплине горожан, составление эдиктов, касающихся религиозной и нравственной жизни Женевы. Однако и здесь Кальвин – не повелевающий или «распоряжающийся», и даже в этой сфере огромную роль играло мнение светской власти Женевы23. Например, разработанный Кальвином в 1541 г. проект женевской церковной организации («Ордонансы») был реализован только в исправленном и отредактированном представителями магистрата варианте24. Сравнив теорию устройства церкви, представленную в главном труде Кальвина «Наставление в христианской вере» (первая редакция - 1536), и окончательный вариант «Ордонансов», Виппер констатировал «отсутствие точек соприкосновения» по самым важным вопросам: церковная организация, роль духовенства, отношения его с общиной, взаимоотношения церкви и государства25.

Попытка Кальвина реформировать женевскую церковную систему в 1560-1561 гг. была неудачной, поскольку предложения «диктатора» не были одобрены городскими властями26. Женевская консистория, которая, по мысли Кальвина, должна была стать центром церковного контроля, превратилась в «наблюдательно-полицейский орган» магистрата27. При этом «нравственная дисциплина направлялась не духовенством при поддержке светской власти.., а светскою властью при посредстве представителей церкви»28. Исходя из этого, нельзя «отыскивать государство Кальвина в Женеве» не только в смысле личной диктатуры реформатора, но в смысле теократии как главенства кальвинистской церкви29.

Виппер признавал, что благодаря кальвиновской реформации религиозная идея в Женевской республике была выражена ярче, чем где-либо. Он констатировал глубокое взаимопроникновение религиозной и политической жизни, особенно в последние годы деятельности Кальвина в Женеве, когда дело доходило до того, что в протоколы городского совета заносились проповеди, а пасторы восхваляли «благотворное для церкви значение республиканских учреждений»30. Церковь и магистрат взаимовыгодно сотрудничали в достижении своих целей – например, в создании женевской Академии в 1559 г. или руководстве французскими кальвинистскими общинами31. Тем не менее, возглавляемая Кальвином церковь до известной степени играла роль «служебного органа», и если понимать под теократией подчинение государства церкви, то к Женеве это не имело отношения. Согласно Випперу, исключительность Женевы была преувеличена, а установившийся там во времена Кальвина режим соответствовал общей для швейцарских городов модели отношений церкви и магистрата, в которой доминировала светская власть32.

По мысли Виппера, легенда о теократии в Женеве родилась от недостаточного разделения теории и «фактов действительности». Выраженный в трудах реформатора идеал явно имел теократическую окраску (церковь должна располагать поддержкой государства, которое она направляет, вдохновляет и имеет право «свободно критиковать, громить и карать»33, поскольку власти должны быть послушными выразителями воли Божьей), но на практике он так и не был реализован, встретив сопротивление магистрата и большинства населения, а женевская церковь не стала самостоятельной и независимой, поскольку магистрат мог вмешиваться в ее дела и даже распоряжаться церковной жизнью34.

Историк отмечал, что Кальвин вынужден был подстраиваться под условия Женевы, идти на компромисс, «сдерживать себя», «подвигаться осторожно, выжидая»35, отстаивая свой идеал только в теоретических работах. В целом, с точки зрения Виппера, реформатор был очень осторожен в изменениях и «забеганию вперед»36. Всё это достаточно нетипичные характеристики Кальвина, легендарный образ которого отмечен чертами нетерпимого, жестокого, непоколебимого фанатика.

Виппер со всей тщательностью нарисовал картину политической жизни Женевы при Кальвине в ее хронологическом развитии, показывая далеко не идеальные взаимоотношения церкви и государства, уделяя большое внимание теме оппозиции Кальвину, различные течения которой противостояли реформатору с конца 1530-х до середины 1550-х гг. Тем самым историк развенчивал легенду о Женеве как «святом городе», где духовный вождь и паства живут «душа в душу», а магистрат и народ в едином порыве преклоняются перед гением реформатора.

«Черная» легенда о кальвиновской Женеве также была скорректирована Виппером. Он показал, что пресловутая строгость нравов и наказаний в Женеве была вполне сравнима с тем, что происходило в других странах того времени37. Знаменитая казнь Сервета была на совести не только Кальвина, поскольку судьбу «еретика» решал женевский магистрат, который был крайне отрицательно настроен по отношению к испанскому вольнодумцу-антитринитарию, а поддержку решению властей Женевы оказали реформаторы других швейцарских городов38.

Критически подходя к источникам и мнениям авторитетных историков, Виппер продемонстрировал сугубо научный, взвешенный, свободным от конфессиональных шор подход к фигуре и деятельности реформатора и событиям в Женеве времен Кальвина. Фундаментальный труд Виппера был отмечен современниками и потомками, неслучайно его исследование включается наряду с монографиями виднейших западных исследователей в библиографические списки авторитетных зарубежных изданий39.

Будучи автором статей о Кальвине и кальвинизме в знаменитом 86-томном «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона40, а также учебников по новой истории, которые неоднократно переиздавались с начала XX в. по 1920-е гг., Виппер участвовал в формировании представлений массового читателя (в том числе, подрастающего поколения) о женевском реформаторе, внося тем самым своеобразную лепту в дело демифологизации истории кальвинизма – процесс, который продолжается до сих пор.


БИБЛИОГРАФИЯ
  • Будрин Е. А. Антитринитарии шестнадцатого века. Вып. 1: Михаил Сервет и его время. Казань: Типография имп. университета, 1878. 396 с.
  • Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. М.: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева», 1894а. 762 c.
  • Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. Вступительная речь перед диспутом // Русская мысль. 1894б. № 6. С. 96-103.
  • Виппер Р. Ю. Кальвинизм. Кальвин // Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. XIV. СПб., 1895. С. 100-107.
  • Виппер Р. Ю. Кампшульте // Там же. С. 221-222.
  • Виппер Р. Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX веков в связи с общественным движением на Западе. М.: ГПИБР, 2007. 277 с.
  • Володихин Д. М. «Очень старый академик». Оригинальная философия истории Р.Ю. Виппера. М.: Университет РАО, 1997. 98 с.
  • Капелюш Ф. Д. Религия раннего капитализма. М.: Изд-во «Безбожник», 1931.
  • Лихачева Е. О. Европейские реформаторы. Гус. Лютер. Цвингли. Кальвин. СПб., 1872. 242 с.
  • Лучицкий И. В. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции. Т. 1. Киев, 1871. 562 с.
  • Мережковский Д. С. Реформаторы. Лютер. Кальвин. Паскаль. Томск: Изд-во «Водолей», 1999. 448 с.
  • Михайловский В. М. Сервет и Кальвин. Исторический этюд (речь, произнесенная в торжественном собрании Московской частной женской гимназии). М.: Унив. типография (М. Катков), 1883. 42 с.
  • Пожидаев Е. Bаххабит Кальвин и кальвинист бен Ладен [Электронный ресурс]: [сайт]. [2011]. URL: http://www.rosbalt.ru/main/2011/01/28/813285.html
  • Порозовская Б. Д. Иоганн Кальвин, его жизнь и деятельность. СПб.: Типография Ю.Н. Эрлих, 1891. 104 с.
  • Поршнев Б. Ф. Кальвин и кальвинизм // Вопросы истории религии и атеизма. Вып. 6. 1958. С. 261-290.
  • Ревуненкова Н. В. Идея гуманизма в трактовке Жана Кальвина // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981. С. 101-154.
  • Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М.: Мысль, 1988.
  • Ревуненкова Н. В. Эразм и Кальвин // Эразм Роттердамский и его время. М.: Наука, 1989. С. 154-168.
  • Ревуненкова Н. В. Путь христианского совершенства в моральном учении Кальвина // Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М.: Наука, 1997. С. 145-154.
  • Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). Препринт WP6/2003/07. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 44 с.
  • Сафронов Б. Г. Историческое мировоззрение Р.Ю. Виппера и его время. М.: Изд-во МГУ, 1976. 223 с.
  • Цвейг С. Совесть против насилия. Кастеллио против Кальвина / Пер. с нем. Л. Миримова. М.: Мысль, 1986. 238 с.
  • Dufour A. Le mythe de Genève au temps de Calvin // Dufour A. Histoire politique et psychologie historique. Geneve: Droz, 1966. P. 63-95.
  • Horton M.S. Was Geneva a Theocracy? // Christ and Culture. Vol. 1. 1992. № 2. URL: http://www.modernreformation.org/default.php?page=articledisplay&var1=ArtRead&var2=802&var3=main.
  • Fornerod N. Calvin fait régner l'ordre moral á Genève // L'histoire. Juillet-août 2004. № 289. P. 18-21.
  • Kampschulte F. W. Johann Calvin, seine Kirche und sein Staat in Genf. Leipzig, 1869.
  • Léonard E. G. Histoire générale du protestantisme. Vol. 1. P.: Quadrige / PUF, 1988. 401 p.
  • Roget A. Histoire du peuple de Genève depuis la Réforme jusqu'à l'Escalade. 7 vol. Genève, 1870-1883.
  • Wyatt P. Seven myths about John Calvin. The 500th anniversary of the theologian's birth is a good time to set the record straight [Электронный ресурс]: [сайт]. [2009]. URL: http://www.ucobserver.org/faith/2009/06/john_calvin


  1. Репина. 2003. С. 42. 

  2. Внимание исследователей больше привлекали изыскания Р.Ю. Виппера в области теории и методологии истории. См., напр.: Сафронов. 1976; Володихин. 1997. 

  3. См.: Dufour. 1966. P. 63-95; Fornerod. 2004. P. 18-21; Horton. 1992. 

  4. См., например: Wyatt [2011]. Отечественное Интернет-пространство также дает примеры своеобразных представлений о Кальвине, вроде параллелей между его правлением в Женеве и Афганистаном времен режима Талибан: Пожидаев. [2011]. 

  5. Bolsec J.H. Histoire de la vie, moeurs, actes, doctrine et mort de Jean Calvin. Lyon, 1577. Жером Эрме Бользек (? – 1585) – бывший монах-кармелит из Парижа, выступивший в 1551 г. против кальвиновской трактовки предопределения. После изгнания в связи с этим из Женевы, Бользек написал весьма оскорбительную и порочащую Кальвина биографию. 

  6. Bèze T. de. L'histoire de la vie et mort de feu M. Jean Calvin. Genève, 1565. Теодор де Без (1519–1605) – проповедник в Лозанне и Женеве, соратник, а затем преемник Кальвина в Женеве. 

  7. См., например: Цвейг. 1986; Мережковский. 1999. Характерно почти одновременное появление обоих произведений во второй половине 1930-х гг., когда возникновение тоталитарных режимов в Европе вызывало определенные аналогии с эпохой «деспотичного диктатора» Кальвина. 

  8. См., например: Лихачева. 1872; Порозовская. 1891. 

  9. Советская наука не уделяла Кальвину большого внимания – исследования религиозной и, в частности, протестантской темы не были в фаворе, к тому же в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса были даны однозначные оценки кальвинизма как маскировки буржуазных интересов. До 1980-х гг. по этой теме см.: Капелюш. 1931; Поршнев. 1958. В дальнейшем наибольший вклад в ее развитие внесла Н.В. Ревуненкова: Ревуненкова. 1981, 1988, 1989, 1997. 

  10. Виппер. 1894а. С. IV-V. 

  11. Во второй половине 1840-х гг. в Женеве произошли выступления против многолетнего олигархического правления, участники которых апеллировали к восстановлению докальвиновской женевской свободы. Виппер упоминает о таких представителях этого течения, публиковавших работы по истории Женевы, как А. Фази и Ж.Б. Галифф. См.: Виппер. 1894а. С. III-V. 

  12. Речь идет о работах: Kampschulte. 1869; Roget. 1870-1883. 

  13. Виппер. 1894а. С. VI. 

  14. См.: Виппер. Кампшульте… С. 221-222. 

  15. Виппер. 1894а. С. 355. 

  16. Коллегия пасторов – высший церковный орган Женевы, состоявший из проповедников Евангелия. 

  17. Консистория – церковно-светское учреждение Женевы, состоявшее из старейшин-мирян и пасторов, целью которого было поддержание дисциплины и нравственный надзор за гражданами города. 

  18. Виппер. 1894а. С. 306-308. 

  19. Виппер упоминал имена зарубежных историков (в частности, Кампшульте), однако этот тезис был воспринят и российской наукой. См.: Лучицкий. 1871. С. 85. 

  20. Виппер с недоверием относился к описанию биографом Кальвина Т. де Безом триумфального возвращения Кальвина в Женеву после изгнания из города в обстановке «полной капитуляции» и всеобщего «раскаяния народа». На основе переписки магистрата и Кальвина Виппер утверждал, что уже известного к тому времени в Европе реформатора пригласили на вполне определенных условиях как наиболее приемлемого кандидата на должность главы церкви. См.: Виппер. 1894а. С. 227-237. 

  21. Виппер. 1894а. С. 276-279. Примечательно, что в своей работе, посвященной западной общественной мысли XVIII-XIX вв. (первое издание в 1900 г.), Виппер, говоря о труде Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре», критически оценивает восхищение просветителя Кальвином как гражданским законодателем и видит в этом влияние «образа папства средних веков». См.: Виппер. 2007. С. 96-97. 

  22. Виппер. 1894а. С. 276-277. 

  23. Там же. С. 310-312. 

  24. Там же. С. 241. 

  25. Там же. С. 287. 

  26. Там же. С. 498-499. 

  27. Там же. С. 330. 

  28. Там же. С. 344. 

  29. Виппер. 1894б. № 6. С. 101. 

  30. Виппер. 1894а. С. 480-481. 

  31. Там же. С. 483. 

  32. Там же. С. 612. 

  33. Там же. С. 342. 

  34. Там же. С. 299. 

  35. Там же. С. 312. 

  36. Там же. С. 497. 

  37. Там же. С. 336-340. 

  38. Виппер. 1894а. С. 453-454. «Инквизиторская» деятельность Кальвина (в частности, дело Сервета), судя по всему, не слишком интересовала Виппера. Это можно объяснить целями исследования, от которых историк не хотел отклоняться, а также изученностью, если не сказать «избитостью» сюжета, в том числе, в современной Випперу российской литературе. См., например: Михайловский. 1883; Будрин. 1878. 

  39. См., например: Léonard. 1988. P. 363. 

  40. Виппер. Кальвинизм… С. 100-107.