Одним из перспективных направлений исследований исторической памяти является изучение проблем сознательного ее конструирования и деконструкции. В данном контексте особый интерес вызываю исторические мифы, воспринимаемые обществом в качестве достоверных представлений о прошлом. Демифологизацию прошлого можно считать одной из важнейших задач исторической науки, и профессиональные историки воспринимают развенчание мифов как одну из своих миссий1. Мифы обычно «выстраиваются» вокруг значимых событий или исторических деятелей и рисуют их весьма односторонне – либо в черных, либо в белых тонах. Историк, стремясь воссоздать полную и, насколько возможно, объективную картину прошлого на основе источников, критически относится к стереотипным представлениям и устоявшимся образам. Такое понимание своих профессиональных задач особенно было присуще историкам XIX в. как носителям истинно позитивистского духа.
В центре внимания статьи находится концепция Роберта Юрьевича Виппера, автора фундаментального исследования «Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма» (1894), подвергшего пересмотру легендарный образ франко-швейцарского реформатора Жана Кальвина. В данном ключе творчество одного из самых ярких отечественных «всеобщих» историков до сих пор не рассматривалось2. Тема мифичности укорененных в историческом сознании представлений о Кальвине и кальвиновской Женеве также не нашла отражения в отечественной науке, тогда как на Западе она активно исследуется, начиная со второй половины ХХ в.3 Тем не менее, имя реформатора и сейчас ассоциируется в западном обществе с расхожими представлениями, зачастую далекими от действительности, что стало очевидно в связи с подъемом интереса общественности к фигуре Ж. Кальвина (1509–1564) на фоне празднования 500-летия со дня его рождения в 2009 г.4
Миф о Кальвине формировался веками и представляет собой комплекс представлений, в которых фигура реформатора неразрывно связана с Женевой, городом, в котором развернулась его деятельность в 1536–1564 гг. Миф берет истоки в сочинениях современников Кальвина: как его идейных противников (католиков, прежде всего), которые создавали обличительные жизнеописания реформатора (например, И. Бользек5), так и соратников, преувеличивавших некоторые его деяния «во славу» реформатора (Т. де Без6). Вольно (в целях пропаганды/контрпропаганды кальвинизма) или невольно, обе стороны содействовали тому, что, начиная уже с середины XVI в., закрепились стереотипные представления о Кальвине как деспотичном правителе, «протестантском Папе», реализовавшем мечты католической церкви о теократии в рамках избранного города-государства – «нового Иерусалима», «республики Бога».
Образ диктатора теократической Женевы неизменно связывался с образом протестантского инквизитора: подтверждением неограниченной власти Кальвина и его тотального контроля над Женевой служили факты казни инакомыслящих, прежде всего, Мигеля Сервета в 1553 г. Так называемое «дело Сервета» стало главным «пятном» на репутации Кальвина, поводом для множества обвинений в его адрес и одним из самых обсуждаемых сюжетов, чему в немалой степени способствовала художественно-публицистическая литература последующих поколений7.
Подобные представления о Кальвине были характерны и для современной Випперу российской научно-популярной литературы8. Докторская диссертация Виппера стала первым и единственным отечественным научным исследованием, посвященным деятельности Кальвина в Женеве, и, по сути, остается таковым до сих пор9.
Кратко характеризую западную историографию, Виппер отмечал односторонность в оценке Кальвина и его роли в истории Женевы: реформатор оценивается либо как «злой гений», погубивший свободную республику, либо как «святой» и «творец» Женевы10. При этом Виппер подчеркивал влияние политической ситуации в Женеве XIX века на транслирование исследователями искаженного образа реформатора, в том числе и путем весьма вольного обращения с источниками11.
Виппер отмечал, что «беспристрастная оценка» фигуры Кальвина характерна для немногих европейских историков, вроде Ф.В. Капмшульте или А. Роже12. По словам Виппера, именно эти исследователи впервые поставили «вопрос о политической и церковной роли Кальвина в Женеве на научную почву»13. Кампшульте характеризуется российским исследователем как историк «умеренно-католического направления», в отличие от «рьяных католических историков нового времени», беспристрастный в оценке протестантских деятелей14, а Роже – как «трезвый и осторожный» исследователь, критически подходящий к традиционным представлениям о кальвиновской Женеве15.
В своей диссертации Виппер поставил перед собой задачу объективно представить историю Женевы времен Кальвина, основывая исследование на анализе широкого пласта разнообразных (в том числе, неопубликованных) источников, среди них – труды и письма Кальвина и его современников, протоколы государственных и церковных учреждений Женевы (городского совета, коллегии пасторов16, консистории17).
Отмечая наличие «легендарных» представлений о Кальвине и Женеве, Виппер не ставил цель непосредственно развенчивать мифы. Однако, поскольку взаимоотношения церкви и государства в Женеве XVI в. были основной проблемой исследования, Виппер не мог не высказать своего мнения по вопросу о характере установившегося при Кальвине режима – можно ли назвать его, во-первых, теократическим с точки зрения исключительной роли церкви в управлении Женевой, во-вторых, диктаторским, если говорить о личной власти Кальвина?
Распространенный тезис о диктатуре Кальвина в Женеве, по мнению Виппера, не соответствовал действительности, хотя влияние реформатора на дела республики было значительным. Виппер отмечал, что наибольшее политическое влияние Кальвин приобрел в последние годы жизни (1555–1564), когда во многом благодаря его обширным связям и авторитету Женева превратилась в признанный центр протестантской Европы. Однако преувеличивать роль Кальвина на этом «внешнеполитическом» поприще не стоит: его мнением пренебрегали, если оно не попадало «в тон правительственной политике» или не «увлекало за собой большинство» в магистрате18. Еще меньшее воздействие, по мнению Виппера, Кальвин оказывал на внутренние дела Женевской республики.
В Женеве задолго до Кальвина сложилась система городского самоуправления, состоявшая из Большого и Малого городских советов и общего собрания граждан. В научной литературе XIX в. бытовало мнение о решающем влиянии Кальвина на изменение этого порядка управления в сторону урезания прав народного собрания и усиления роли олигархического Малого совета: якобы Кальвин был автором и/или вдохновителем так называемой женевской конституции 1543 г., закрепившей эти реформы19. Как показал Виппер, Кальвин, во-первых, только в 1541 г. вернулся из «изгнания», которому его подвергли женевцы тремя годами ранее, и положение его все еще было недостаточно устойчивым20, во-вторых, он никогда не выступал против женевского народного собрания; в-третьих, усиление магистрата скорее противоречило планам Кальвина в отношении церкви; наконец, какая бы то ни было «религиозная окраска» в документе отсутствует, так что влияние Кальвина даже как его редактора распознать весьма трудно, не говоря уже о том, чтобы приписывать ему роль законодателя21. Записки и наброски, сделанные рукой Кальвина, свидетельствуют о том, что он нередко выступал как консультант или редактор эдиктов или кодексов, однако в этом не было ничего исключительного – к подобной деятельности привлекались и другие пасторы, имевшие, как и Кальвин, юридическое образование22.
В церковной сфере руководящая роль Кальвина была более очевидной. Виппер замечал, что уже в 1540-х гг. в его компетенции находились назначение и смещение священнослужителей, забота о дисциплине горожан, составление эдиктов, касающихся религиозной и нравственной жизни Женевы. Однако и здесь Кальвин – не повелевающий или «распоряжающийся», и даже в этой сфере огромную роль играло мнение светской власти Женевы23. Например, разработанный Кальвином в 1541 г. проект женевской церковной организации («Ордонансы») был реализован только в исправленном и отредактированном представителями магистрата варианте24. Сравнив теорию устройства церкви, представленную в главном труде Кальвина «Наставление в христианской вере» (первая редакция - 1536), и окончательный вариант «Ордонансов», Виппер констатировал «отсутствие точек соприкосновения» по самым важным вопросам: церковная организация, роль духовенства, отношения его с общиной, взаимоотношения церкви и государства25.
Попытка Кальвина реформировать женевскую церковную систему в 1560-1561 гг. была неудачной, поскольку предложения «диктатора» не были одобрены городскими властями26. Женевская консистория, которая, по мысли Кальвина, должна была стать центром церковного контроля, превратилась в «наблюдательно-полицейский орган» магистрата27. При этом «нравственная дисциплина направлялась не духовенством при поддержке светской власти.., а светскою властью при посредстве представителей церкви»28. Исходя из этого, нельзя «отыскивать государство Кальвина в Женеве» не только в смысле личной диктатуры реформатора, но в смысле теократии как главенства кальвинистской церкви29.
Виппер признавал, что благодаря кальвиновской реформации религиозная идея в Женевской республике была выражена ярче, чем где-либо. Он констатировал глубокое взаимопроникновение религиозной и политической жизни, особенно в последние годы деятельности Кальвина в Женеве, когда дело доходило до того, что в протоколы городского совета заносились проповеди, а пасторы восхваляли «благотворное для церкви значение республиканских учреждений»30. Церковь и магистрат взаимовыгодно сотрудничали в достижении своих целей – например, в создании женевской Академии в 1559 г. или руководстве французскими кальвинистскими общинами31. Тем не менее, возглавляемая Кальвином церковь до известной степени играла роль «служебного органа», и если понимать под теократией подчинение государства церкви, то к Женеве это не имело отношения. Согласно Випперу, исключительность Женевы была преувеличена, а установившийся там во времена Кальвина режим соответствовал общей для швейцарских городов модели отношений церкви и магистрата, в которой доминировала светская власть32.
По мысли Виппера, легенда о теократии в Женеве родилась от недостаточного разделения теории и «фактов действительности». Выраженный в трудах реформатора идеал явно имел теократическую окраску (церковь должна располагать поддержкой государства, которое она направляет, вдохновляет и имеет право «свободно критиковать, громить и карать»33, поскольку власти должны быть послушными выразителями воли Божьей), но на практике он так и не был реализован, встретив сопротивление магистрата и большинства населения, а женевская церковь не стала самостоятельной и независимой, поскольку магистрат мог вмешиваться в ее дела и даже распоряжаться церковной жизнью34.
Историк отмечал, что Кальвин вынужден был подстраиваться под условия Женевы, идти на компромисс, «сдерживать себя», «подвигаться осторожно, выжидая»35, отстаивая свой идеал только в теоретических работах. В целом, с точки зрения Виппера, реформатор был очень осторожен в изменениях и «забеганию вперед»36. Всё это достаточно нетипичные характеристики Кальвина, легендарный образ которого отмечен чертами нетерпимого, жестокого, непоколебимого фанатика.
Виппер со всей тщательностью нарисовал картину политической жизни Женевы при Кальвине в ее хронологическом развитии, показывая далеко не идеальные взаимоотношения церкви и государства, уделяя большое внимание теме оппозиции Кальвину, различные течения которой противостояли реформатору с конца 1530-х до середины 1550-х гг. Тем самым историк развенчивал легенду о Женеве как «святом городе», где духовный вождь и паства живут «душа в душу», а магистрат и народ в едином порыве преклоняются перед гением реформатора.
«Черная» легенда о кальвиновской Женеве также была скорректирована Виппером. Он показал, что пресловутая строгость нравов и наказаний в Женеве была вполне сравнима с тем, что происходило в других странах того времени37. Знаменитая казнь Сервета была на совести не только Кальвина, поскольку судьбу «еретика» решал женевский магистрат, который был крайне отрицательно настроен по отношению к испанскому вольнодумцу-антитринитарию, а поддержку решению властей Женевы оказали реформаторы других швейцарских городов38.
Критически подходя к источникам и мнениям авторитетных историков, Виппер продемонстрировал сугубо научный, взвешенный, свободным от конфессиональных шор подход к фигуре и деятельности реформатора и событиям в Женеве времен Кальвина. Фундаментальный труд Виппера был отмечен современниками и потомками, неслучайно его исследование включается наряду с монографиями виднейших западных исследователей в библиографические списки авторитетных зарубежных изданий39.
Будучи автором статей о Кальвине и кальвинизме в знаменитом 86-томном «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона40, а также учебников по новой истории, которые неоднократно переиздавались с начала XX в. по 1920-е гг., Виппер участвовал в формировании представлений массового читателя (в том числе, подрастающего поколения) о женевском реформаторе, внося тем самым своеобразную лепту в дело демифологизации истории кальвинизма – процесс, который продолжается до сих пор.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Будрин Е. А. Антитринитарии шестнадцатого века. Вып. 1: Михаил Сервет и его время. Казань: Типография имп. университета, 1878. 396 с.
- Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. М.: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева», 1894а. 762 c.
- Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. Вступительная речь перед диспутом // Русская мысль. 1894б. № 6. С. 96-103.
- Виппер Р. Ю. Кальвинизм. Кальвин // Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. XIV. СПб., 1895. С. 100-107.
- Виппер Р. Ю. Кампшульте // Там же. С. 221-222.
- Виппер Р. Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX веков в связи с общественным движением на Западе. М.: ГПИБР, 2007. 277 с.
- Володихин Д. М. «Очень старый академик». Оригинальная философия истории Р.Ю. Виппера. М.: Университет РАО, 1997. 98 с.
- Капелюш Ф. Д. Религия раннего капитализма. М.: Изд-во «Безбожник», 1931.
- Лихачева Е. О. Европейские реформаторы. Гус. Лютер. Цвингли. Кальвин. СПб., 1872. 242 с.
- Лучицкий И. В. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции. Т. 1. Киев, 1871. 562 с.
- Мережковский Д. С. Реформаторы. Лютер. Кальвин. Паскаль. Томск: Изд-во «Водолей», 1999. 448 с.
- Михайловский В. М. Сервет и Кальвин. Исторический этюд (речь, произнесенная в торжественном собрании Московской частной женской гимназии). М.: Унив. типография (М. Катков), 1883. 42 с.
- Пожидаев Е. Bаххабит Кальвин и кальвинист бен Ладен [Электронный ресурс]: [сайт]. [2011]. URL: http://www.rosbalt.ru/main/2011/01/28/813285.html
- Порозовская Б. Д. Иоганн Кальвин, его жизнь и деятельность. СПб.: Типография Ю.Н. Эрлих, 1891. 104 с.
- Поршнев Б. Ф. Кальвин и кальвинизм // Вопросы истории религии и атеизма. Вып. 6. 1958. С. 261-290.
- Ревуненкова Н. В. Идея гуманизма в трактовке Жана Кальвина // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981. С. 101-154.
- Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М.: Мысль, 1988.
- Ревуненкова Н. В. Эразм и Кальвин // Эразм Роттердамский и его время. М.: Наука, 1989. С. 154-168.
- Ревуненкова Н. В. Путь христианского совершенства в моральном учении Кальвина // Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М.: Наука, 1997. С. 145-154.
- Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). Препринт WP6/2003/07. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 44 с.
- Сафронов Б. Г. Историческое мировоззрение Р.Ю. Виппера и его время. М.: Изд-во МГУ, 1976. 223 с.
- Цвейг С. Совесть против насилия. Кастеллио против Кальвина / Пер. с нем. Л. Миримова. М.: Мысль, 1986. 238 с.
- Dufour A. Le mythe de Genève au temps de Calvin // Dufour A. Histoire politique et psychologie historique. Geneve: Droz, 1966. P. 63-95.
- Horton M.S. Was Geneva a Theocracy? // Christ and Culture. Vol. 1. 1992. № 2. URL: http://www.modernreformation.org/default.php?page=articledisplay&var1=ArtRead&var2=802&var3=main.
- Fornerod N. Calvin fait régner l'ordre moral á Genève // L'histoire. Juillet-août 2004. № 289. P. 18-21.
- Kampschulte F. W. Johann Calvin, seine Kirche und sein Staat in Genf. Leipzig, 1869.
- Léonard E. G. Histoire générale du protestantisme. Vol. 1. P.: Quadrige / PUF, 1988. 401 p.
- Roget A. Histoire du peuple de Genève depuis la Réforme jusqu'à l'Escalade. 7 vol. Genève, 1870-1883.
-
Wyatt P. Seven myths about John Calvin. The 500th anniversary of the theologian's birth is a good time to set the record straight [Электронный ресурс]: [сайт]. [2009]. URL: http://www.ucobserver.org/faith/2009/06/john_calvin
-
Репина. 2003. С. 42. ↩
-
Внимание исследователей больше привлекали изыскания Р.Ю. Виппера в области теории и методологии истории. См., напр.: Сафронов. 1976; Володихин. 1997. ↩
-
См.: Dufour. 1966. P. 63-95; Fornerod. 2004. P. 18-21; Horton. 1992. ↩
-
См., например: Wyatt [2011]. Отечественное Интернет-пространство также дает примеры своеобразных представлений о Кальвине, вроде параллелей между его правлением в Женеве и Афганистаном времен режима Талибан: Пожидаев. [2011]. ↩
-
Bolsec J.H. Histoire de la vie, moeurs, actes, doctrine et mort de Jean Calvin. Lyon, 1577. Жером Эрме Бользек (? – 1585) – бывший монах-кармелит из Парижа, выступивший в 1551 г. против кальвиновской трактовки предопределения. После изгнания в связи с этим из Женевы, Бользек написал весьма оскорбительную и порочащую Кальвина биографию. ↩
-
Bèze T. de. L'histoire de la vie et mort de feu M. Jean Calvin. Genève, 1565. Теодор де Без (1519–1605) – проповедник в Лозанне и Женеве, соратник, а затем преемник Кальвина в Женеве. ↩
-
См., например: Цвейг. 1986; Мережковский. 1999. Характерно почти одновременное появление обоих произведений во второй половине 1930-х гг., когда возникновение тоталитарных режимов в Европе вызывало определенные аналогии с эпохой «деспотичного диктатора» Кальвина. ↩
-
См., например: Лихачева. 1872; Порозовская. 1891. ↩
-
Советская наука не уделяла Кальвину большого внимания – исследования религиозной и, в частности, протестантской темы не были в фаворе, к тому же в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса были даны однозначные оценки кальвинизма как маскировки буржуазных интересов. До 1980-х гг. по этой теме см.: Капелюш. 1931; Поршнев. 1958. В дальнейшем наибольший вклад в ее развитие внесла Н.В. Ревуненкова: Ревуненкова. 1981, 1988, 1989, 1997. ↩
-
Виппер. 1894а. С. IV-V. ↩
-
Во второй половине 1840-х гг. в Женеве произошли выступления против многолетнего олигархического правления, участники которых апеллировали к восстановлению докальвиновской женевской свободы. Виппер упоминает о таких представителях этого течения, публиковавших работы по истории Женевы, как А. Фази и Ж.Б. Галифф. См.: Виппер. 1894а. С. III-V. ↩
-
Речь идет о работах: Kampschulte. 1869; Roget. 1870-1883. ↩
-
Виппер. 1894а. С. VI. ↩
-
См.: Виппер. Кампшульте… С. 221-222. ↩
-
Виппер. 1894а. С. 355. ↩
-
Коллегия пасторов – высший церковный орган Женевы, состоявший из проповедников Евангелия. ↩
-
Консистория – церковно-светское учреждение Женевы, состоявшее из старейшин-мирян и пасторов, целью которого было поддержание дисциплины и нравственный надзор за гражданами города. ↩
-
Виппер. 1894а. С. 306-308. ↩
-
Виппер упоминал имена зарубежных историков (в частности, Кампшульте), однако этот тезис был воспринят и российской наукой. См.: Лучицкий. 1871. С. 85. ↩
-
Виппер с недоверием относился к описанию биографом Кальвина Т. де Безом триумфального возвращения Кальвина в Женеву после изгнания из города в обстановке «полной капитуляции» и всеобщего «раскаяния народа». На основе переписки магистрата и Кальвина Виппер утверждал, что уже известного к тому времени в Европе реформатора пригласили на вполне определенных условиях как наиболее приемлемого кандидата на должность главы церкви. См.: Виппер. 1894а. С. 227-237. ↩
-
Виппер. 1894а. С. 276-279. Примечательно, что в своей работе, посвященной западной общественной мысли XVIII-XIX вв. (первое издание в 1900 г.), Виппер, говоря о труде Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре», критически оценивает восхищение просветителя Кальвином как гражданским законодателем и видит в этом влияние «образа папства средних веков». См.: Виппер. 2007. С. 96-97. ↩
-
Виппер. 1894а. С. 276-277. ↩
-
Там же. С. 310-312. ↩
-
Там же. С. 241. ↩
-
Там же. С. 287. ↩
-
Там же. С. 498-499. ↩
-
Там же. С. 330. ↩
-
Там же. С. 344. ↩
-
Виппер. 1894б. № 6. С. 101. ↩
-
Виппер. 1894а. С. 480-481. ↩
-
Там же. С. 483. ↩
-
Там же. С. 612. ↩
-
Там же. С. 342. ↩
-
Там же. С. 299. ↩
-
Там же. С. 312. ↩
-
Там же. С. 497. ↩
-
Там же. С. 336-340. ↩
-
Виппер. 1894а. С. 453-454. «Инквизиторская» деятельность Кальвина (в частности, дело Сервета), судя по всему, не слишком интересовала Виппера. Это можно объяснить целями исследования, от которых историк не хотел отклоняться, а также изученностью, если не сказать «избитостью» сюжета, в том числе, в современной Випперу российской литературе. См., например: Михайловский. 1883; Будрин. 1878. ↩
-
См., например: Léonard. 1988. P. 363. ↩
-
Виппер. Кальвинизм… С. 100-107. ↩