Год выпуска: 2018
Страниц: 320
ISSN: 2307-8383
Содержание выпуска
- Аймоин Флёрийский, Аббон Флёрийский, пища, чудеса, повседневность, Европа Х–XI вв.Из двух латинских текстов начала XI века, созданных в монастыре св. Бенедикта во Флёри на Луаре, выделяются и анализируются различные эпизоды, в которых фигурирует еда: от повседневных забот о пропитании до роскошных трапез, от запасов продовольствия как желанной военной добычи до пищи как средства укрепить дух защитников монастыря, от рассказов о сурово наказанные грешниках до свидетельств явленной свыше милости к монастырю, в которых оказывается задействовано съестное. Уделяется внимание и подбору слов, посредством которых обозначается пища, и вербальным конструкциям, в которых задействованы характеристики, связанные с едой, вкусовыми ощущениями и т.д.
- Франция, раннее Новое время, одержимость, болезнь, переживание болиВ статье анализируется единственный случай детской одержимости, зафиксированный во французских источниках раннего Нового времени. Анализ данного дела, описанного экзорцистом Шарлем Блендеком в 1582 г., позволяет автору статьи порассуждать о восприятии явления одержимости французскими обывателями конца XVI в. и представителями католической церкви, попытаться понять, где для этих людей проходила граница между сверхъестественным и земным, между дьявольским наваждением и болезнью, какими словами описывалось данное состояние и насколько эксплицитным в данную эпоху было выражение физических страданий.
- демонология, одержимость, экзорцизм, конфессиональная полемика, Англия XVI–XVII вв., Сэмуэл Харснетт, Джон Даррелл.В статье анализируются английские тексты протестантские и католические конца XVI — начала XVII вв., посвященные одержимости, в особенности, описания появления демонов и/или дьявола в их чувственно воспринимаемых аспектах. Трансформация традиционной религиозной культуры в эпоху Реформации изменила связанные с ней практики чувственного восприятия. Эта тенденция затронула и демонологию раннего Нового времени. Рассматриваются изменение репрезентаций демонических существ, которые теряют свою «телесность» и такие аспекты ее проявления, как запах, а также связь этих репрезентаций с полемическими стратегиями памфлетистов эпохи конфессионального противостояния.
- чувствительность, речь, беседа, социальная иерархия, страсть, разум, Франсуа де КальерВ статье поднимается актуальная в современных гуманитарных исследованиях проблематика истории ощущений, рассматриваемая применительно к устной и письменной речи как чувственному и эмоциональному опыту. Основой для исследования стали работы о манере речи Франсуа де Кальера, изданные в конце XVII века. В статье прослеживается, с каких позиций Кальер анализирует речь своих современников, какими чувственными характеристиками он наделяет ее в текстах и как чувственная ипостась речи становится для него способом конструирования различных социальных иерархий и идеального образа человека.
- Британская Индия, колониализм, гриффины, англоиндийцы, неприязнь, эмоциональные сообщества, габитусСтатья посвящена проблемам чувственного восприятия европейцами незнакомого восточного мира в первой половине XIX века. В центре внимания — группа британцев, только что прибывших с островов туманного Альбиона на колониальную службу в Индию и за свою неприспособленность к чуждым условиям получивших прозвище гриффины. На примере анализа двух источников — личных писем Джулии Мэйтлэнд из Индии в 1836–1839 годах и бурлескной поэмы «Гриффин Том Роу» 1828 года анонимного автора — исследуются эмоциональные практики в зоне столкновения европейской и индийской культур, а также механизмы адаптации гриффинов к новой звуковой, обонятельной, тактильной, визуальной и вкусовой колониальной реальности и их интеграции в группу уже пообвыкших англо–индийцев. Испытываемые на чужбине телесные «потрясения» и привезенные из Англии предубеждения против другого способа жизни и образа мыслей, взаимно подпитываясь, задавали вектор негативизации эмоций гриффинов, которые варьировались от раздражения до отвращения и ужаса. Эти эмоции, намеренно культивируемые и поощряемые англо–индийским сообществом, помогали сохранять дистанцию между представителями политически доминирующей иностранной элиты и подвластного местного населения, обеспечивая первых инструментом демонстрации цивилизационного превосходства и легитимируя их право контроля и вразумления вторых.
- Англия, Новое время, бедность, нищета, «старое законодательство о бедных», пауперы, письма, социальная помощьИстория бедности в Новое время не описывается языком самих бедных, которым редко позволялось «говорить самим за себя», а изучается по «голосам богатых» — свидетельствам более обеспеченных социальных слоев. В статье анализируется уникальный пласт источников, не описанных в отечественном англоведении. Это обращения нуждающихся мужчин и женщин к приходским попечителям за социальной поддержкой. Письма пауперов рассмотрены как свидетельства от первого лица о деталях быта нуждающихся, как пример низшего уровня письменной коммуникации, дававший возможность общения с более состоятельными гражданами, а также, в силу особенностей написания, как уникальная смесь текстов и голосов, передающих мысли, эмоции, чувства «языком» самих бедных.
- культурная антропология, русская культура, галантный век, мужской костюм, мундир, модаВ статье исследуется динамика трансформации гендерных границ в русской культуре XVIII столетия. Маркером, позволяющим уточнить контуры «новой маскулинности», сложившейся в условиях галантного века, избран костюм как часть его культурной истории. Сопоставляется русская придворная мода и ее версальский прототип; выявляются органичность усвоения заимствований и оригинальность интерпретации в контексте поставленной проблемы.
- Ричард Смит, леди Монтегю, биография, наставления, религиозная культура, модели женского поведения, религиозная полемикаВ статье анализируется «Жизнеописание виконтессы Монтегю» Ричарда Смита (1627), первая опубликованная биография английской католички раннего Нового времени. Выявлены модели женского поведения, предлагаемые автором своим читательницам, а также и способы влияния на их религиозные практики и приведения их в соответствие с приоритетами пост–Тридентской католической культуры. Прилагается перевод «Жизнеописания» на русский язык