26-й выпуск журнала „Адам и Ева“

PDFНомер выпуска: 26
Год выпуска: 2018
Страниц: 320
ISSN: 2307-8383

Содержание выпуска


    НЕГАТИВНЫЙ ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ В ИСТОРИИ


  1. Аймоин Флёрийский, Аббон Флёрийский, пища, чудеса, повседневность, Европа Х–XI вв.
    Из двух латинских текстов начала XI века, созданных в монастыре св. Бенедикта во Флёри на Луаре, выделяются и анализируются различные эпизоды, в которых фигурирует еда: от повседневных забот о пропитании до роскошных трапез, от запасов продовольствия как желанной военной добычи до пищи как средства укрепить дух защитников монастыря, от рассказов о сурово наказанные грешниках до свидетельств явленной свыше милости к монастырю, в которых оказывается задействовано съестное. Уделяется внимание и подбору слов, посредством которых обозначается пища, и вербальным конструкциям, в которых задействованы характеристики, связанные с едой, вкусовыми ощущениями и т.д.
  2. Франция, раннее Новое время, одержимость, болезнь, переживание боли
    В статье анализируется единственный случай детской одержимости, зафиксированный во французских источниках раннего Нового времени. Анализ данного дела, описанного экзорцистом Шарлем Блендеком в 1582 г., позволяет автору статьи порассуждать о восприятии явления одержимости французскими обывателями конца XVI в. и представителями католической церкви, попытаться понять, где для этих людей проходила граница между сверхъестественным и земным, между дьявольским наваждением и болезнью, какими словами описывалось данное состояние и насколько эксплицитным в данную эпоху было выражение физических страданий.
  3. демонология, одержимость, экзорцизм, конфессиональная полемика, Англия XVI–XVII вв., Сэмуэл Харснетт, Джон Даррелл.
    В статье анализируются английские тексты протестантские и католические конца XVI — начала XVII вв., посвященные одержимости, в особенности, описания появления демонов и/или дьявола в их чувственно воспринимаемых аспектах. Трансформация традиционной религиозной культуры в эпоху Реформации изменила связанные с ней практики чувственного восприятия. Эта тенденция затронула и демонологию раннего Нового времени. Рассматриваются изменение репрезентаций демонических существ, которые теряют свою «телесность» и такие аспекты ее проявления, как запах, а также связь этих репрезентаций с полемическими стратегиями памфлетистов эпохи конфессионального противостояния.
  4. чувствительность, речь, беседа, социальная иерархия, страсть, разум, Франсуа де Кальер
    В статье поднимается актуальная в современных гуманитарных исследованиях проблематика истории ощущений, рассматриваемая применительно к устной и письменной речи как чувственному и эмоциональному опыту. Основой для исследования стали работы о манере речи Франсуа де Кальера, изданные в конце XVII века. В статье прослеживается, с каких позиций Кальер анализирует речь своих современников, какими чувственными характеристиками он наделяет ее в текстах и как чувственная ипостась речи становится для него способом конструирования различных социальных иерархий и идеального образа человека.
  5. Британская Индия, колониализм, гриффины, англоиндийцы, неприязнь, эмоциональные сообщества, габитус
    Статья посвящена проблемам чувственного восприятия европейцами незнакомого восточного мира в первой половине XIX века. В центре внимания — группа британцев, только что прибывших с островов туманного Альбиона на колониальную службу в Индию и за свою неприспособленность к чуждым условиям получивших прозвище гриффины. На примере анализа двух источников — личных писем Джулии Мэйтлэнд из Индии в 1836–1839 годах и бурлескной поэмы «Гриффин Том Роу» 1828 года анонимного автора — исследуются эмоциональные практики в зоне столкновения европейской и индийской культур, а также механизмы адаптации гриффинов к новой звуковой, обонятельной, тактильной, визуальной и вкусовой колониальной реальности и их интеграции в группу уже пообвыкших англо–индийцев. Испытываемые на чужбине телесные «потрясения» и привезенные из Англии предубеждения против другого способа жизни и образа мыслей, взаимно подпитываясь, задавали вектор негативизации эмоций гриффинов, которые варьировались от раздражения до отвращения и ужаса. Эти эмоции, намеренно культивируемые и поощряемые англо–индийским сообществом, помогали сохранять дистанцию между представителями политически доминирующей иностранной элиты и подвластного местного населения, обеспечивая первых инструментом демонстрации цивилизационного превосходства и легитимируя их право контроля и вразумления вторых.

  6. ГЕНДЕРНЫЙ РАКУРС СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ


  7. Англия, Новое время, бедность, нищета, «старое законодательство о бедных», пауперы, письма, социальная помощь
    История бедности в Новое время не описывается языком самих бедных, которым редко позволялось «говорить самим за себя», а изучается по «голосам богатых» — свидетельствам более обеспеченных социальных слоев. В статье анализируется уникальный пласт источников, не описанных в отечественном англоведении. Это обращения нуждающихся мужчин и женщин к приходским попечителям за социальной поддержкой. Письма пауперов рассмотрены как свидетельства от первого лица о деталях быта нуждающихся, как пример низшего уровня письменной коммуникации, дававший возможность общения с более состоятельными гражданами, а также, в силу особенностей написания, как уникальная смесь текстов и голосов, передающих мысли, эмоции, чувства «языком» самих бедных.
  8. культурная антропология, русская культура, галантный век, мужской костюм, мундир, мода
    В статье исследуется динамика трансформации гендерных границ в русской культуре XVIII столетия. Маркером, позволяющим уточнить контуры «новой маскулинности», сложившейся в условиях галантного века, избран костюм как часть его культурной истории. Сопоставляется русская придворная мода и ее версальский прототип; выявляются органичность усвоения заимствований и оригинальность интерпретации в контексте поставленной проблемы.

  9. ПУБЛИКАЦИИ


  10. Ричард Смит, леди Монтегю, биография, наставления, религиозная культура, модели женского поведения, религиозная полемика
    В статье анализируется «Жизнеописание виконтессы Монтегю» Ричарда Смита (1627), первая опубликованная биография английской католички раннего Нового времени. Выявлены модели женского поведения, предлагаемые автором своим читательницам, а также и способы влияния на их религиозные практики и приведения их в соответствие с приоритетами пост–Тридентской католической культуры. Прилагается перевод «Жизнеописания» на русский язык