СРЕДНЕВЕКОВЫЕ КОТ И КОШКА В ПОЭТИЧЕСКОМ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ НАРРАТИВЕ АНГЛОСАКСОВ И ИРЛАНДЦЕВ VII–IX ВВ.
MEDIEVAL FELINES IN POETIC AND VISUAL NARRATIVE OF THE ANGLO–SAXONS AND THE IRISH IN THE 7TH — 9TH CENTURIES

()

PDF

В статье исследуется происхождение образа кота в средневековой традиции. Автор полагает, что первым раннесредневековым портретом животного стала латинская загадка англосакса Альдхельма. Анализируется развитие фелинистической образности в сравнительном аспекте двух культур — англосакской и ирландской. Латинская энигматическая традиция англосаксов сопоставляется с визуальными образами гибридной иберно-нортумбрийской книжности (Книга из Келлса) и с поэзией ирландских монахов («Пангур Бан»). Выдвигается авторская интерпретация для загадочного сюжета известной миниатюры с котами из Келлской книги как кража мышами особого хлеба для обряда хлебной ордалии. Рассматриваются историографические интерпретации визуального сюжета как похищение хлебца для причастия и трактовка Хризмы с котами и мышами как Muscipula diaboli. Делается вывод о связи хлебной ордалии у англосаксов с восточнохристианскими суевериями и сакральной значимостью хлеба в древнегерманской мифопоэтической традиции.

Ключевые слова: коты и мыши, Альдхельм, Книга из Келлса, Пангур Бан, Muscipula diaboli, хлебная ордалия

Рубрика: ГЕНДЕРНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ

Сазонова А. А. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ КОТ И КОШКА В ПОЭТИЧЕСКОМ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ НАРРАТИВЕ АНГЛОСАКСОВ И ИРЛАНДЦЕВ VII–IX ВВ. // Адам и Ева. 2022. Вып. 30. С. 213-236. https://roii.ru/r/3/30_6

The article examines the origin of cat’s image in the medieval written tradition. The author believes that the first early medieval portrait of domestic animal was the Latin riddle of Anglo–Saxon Aldhelm. The development of felinistic imagery is analyzed in the comparative aspect of Anglo-Saxon and Irish cultures. The Anglo–Latin riddle tradition is compared with the visual images from hybrid Irish–Northumbrian (or ‘Hiberno–Saxon’) decorated art (Book of Kells) and with the Old Irish poetry of Insular monks (Pangur Bán). The author’s interpretation for enigmatic plot of the famous miniature with cats from the Book of Kells is put forward as the theft of special bread by mice for the rite of bread ordeal. The historiographical interpretations of the visual picture of cat-and-mouse games are considered as the abduction of bread for communion and the allegorical interpretation of the Chi Rho page with cats and mice as Muscipula diaboli. A general conclusion is made about the connection of the ordeal by barley bread among the Anglo–Saxons with Eastern Christian superstitions and the sacred significance of bread in the Old Germanic mythopoetic tradition.