61-й выпуск журнала „Диалог со временем“

Вернуться на главную страницу журнала
Загрузить PDF(PDF)-версию 61-го выпуска
Номер выпуска: 61
Год выпуска: 2017
Страниц: 416
ISSN: 2073-7564

Содержание выпуска


    ОБРАЗЫ ИСТОРИИ – ПАМЯТЬ – ИДЕНТИЧНОСТЬ


  1. духовная война, духовные доспехи, воины Христовы, монахи, теологи, проповедники
    Статья посвящена идее духовной войны и духовного оружия в средневековой религиозной литературе. Являясь частью человеческой жизни, войны порождали бесконечное число образов для простых и сложных метафор и аллегорий в текстах, формально никак не связанных с военной тематикой. Между тем, сама идея существования воинства Христова, некоторые члены которого все еще пребывают на земле, оказывается глубже простой метафоры. В центре внимания автора эволюция образа воина Христова от святого или мученика за веру до каждого христианина, не зависимо от сословия или пола. Включение в состав воинства Христова всех верующих принципиально изменило масштаб уготованной для них войны. Призывая избранных к оружию, авторы поздней Античности и раннего Средневековья предполагали ведение войны с Сатаной и его приспешниками, в то время как богословы и проповедники более позднего периода рассуждали об индивидуальной борьбе человека со своими пороками, грехами и искушениями.
  2. Средневековый Уэльс, идентитарные процессы, Kymry, западные бритты, билингвизм, латинский и вернакулярный дискурсы
    Статья посвящена анализу идентитарных процессов, протекавших в средневековом Уэльсе в условиях активного для местного населения билингвизма. Автор стремится определить семантическое поле обозначения «Kymry», а также используемых за пределами этой традиции латинских определений. Обращая внимание на полисемию термина, автор подчеркивает наличие тенденции на последовательное разграничение вернакулярных и ориентированных на латинские определения языковых ресурсов и как результат – формирующихся на их основе дискурсов. Практики, отталкивавшиеся от такого разграничения, акцентировали его как принципиальное, но неизбежно адаптировались к условиям активного для этого региона двуязычия. В основанных на противоположных приоритетах дискурсах возникали поясняющие такие разграничения лексические комбинации, а традиции в свою очередь могли переплетаться. Когда такого рода пояснения несли в себе значения внешнего характера (к примеру, производную от wēalas терминологию), возникающий таким образом эффект свидетельствовал о дискурсивной аккультурации образованной части туземного населения, но не затрагивал при этом свойственные «валлийскому» дискурсу бриттские акценты.
  3. городская идентичность, Ренессанс, Раннее Новое время, история права, Венеция, аристократия, история институтов, история повседневности
    В статье ставится вопрос об определении венецианской идентичности с учетом специфики этого сложного социума. Автор считает, что Справедливость, Юстиция, являлась одним из основных символов городской идентичности, а образ общины граждан Венеции находил воплощение в причудливой взаимосвязи мирского и сакрального.
  4. Томас Волси, Джон Скелтон, Полидор Вергилий, Уильям Тиндел, Реформация, Итальянские войны
    В статье представлены репрезентации образа английского кардинала, министра и канцлера Томаса Волси его современниками-соотечественниками: Дж. Скелтоном, Полидором Вергилием и У. Тинделом, для которых Волси является примером неправедного политического деятеля и порочного представителя духовенства. Прежде всего они отмечают такие негативные качества личности кардинала, как жадность, корыстолюбие, чрезмерная амбициозность и жестокосердие. Сочинения указанных авторов насыщены экспрессивно-оценочными суждениями о канцлере, что привело к демонизации образа Волси, прочно утвердившейся в английской историографии.
  5. иезуиты, Новая Франция, миссионерство, коллеж, новиции, схоластики, профессы, адаптация
    Иезуитские миссионеры в Новой Франции стали символом героизма и самоотверженности во имя обращения в христианскую веру индейских народов. Парадоксально, но за яркими пассажами о мученичестве или апостольских успехах иезуитов первой половины XVII в., сами они оставались в тени: их мотивация, миссионерская квалификация, способности и стратегии адаптации к чужеродной среде и многие другие вопросы остаются малоисследованными. В статье раскрываются некоторые аспекты становления иезуитского миссионера в Новой Франции, характерные как для общекатолической миссионерской традиции, так и специфические именно для данного региона в означенный период.
  6. история, Ксеркс, образ, рецепция, европейская культура
    В статье рассматриваются различные аспекты рецепции образа персидского царя Ксеркса в европейской культуре нового и новейшего времени. В этот период прослеживается определенная эволюция в восприятии образа Ксеркса. В период господства абсолютизма, Ксеркс воспринимался как символ щедрости и богатства правителя; в эпоху европейских революций и развития либеральной демократии образ этого царя уже символизировал опасность деспотизма, в русской же философской мысли XIX – начала XX в., в связи с дискуссиями о выборе пути развития страны между Востоком и Западом, Ксеркс стал олицетворением Востока. Наконец, в голливудском кинематографе Ксеркс стал представляться как деспот, противостоявший свободе и демократии, открыто враждебный «западной системе ценностей». В литературе, оперном искусстве, кинематографии он прочно ассоциировался с Греко-персидскими войнами, особенно с их знаковыми эпизодами – битвой при Фермопилах и Саламине.
  7. Русско-японская война, образы войны, культурная память, историография, коммеморация
    В статье рассматривается процесс трансформации образов, оценок, восприятия Русско-японской войны 1904–1905 гг. в советской исторической науке в 1920-е – 1950-е гг. На основе историографических источников реконструируется три этапа: «борьба» с героическим прошлым (1920-е гг.), попытки найти компромисс между интернациональной идеологией и героическими символами (1930-е гг.), реабилитация войны и встраивание ее в героическое прошлое (после 1945 г.).
  8. дневник, нарратив, приватное, публичное, дискурс, интеллигенция
    Представляемая статья анализирует феномен личного дневника с точки зрения переплетения в нем приватного и публичного. Выделяя разные уровни и языки приватности, рассматривая дневник как нарратив, автор опирается на работы Х. Уайта и на концепцию «самосочинения» (автофикшн). На примере одного конкретного личного дневника 1960-х гг. прослеживается тождество культурных, мировоззренческих и поведенческих стереотипов русской / советской, интеллигенции на протяжении двух столетий. Источник – личный дневник Николая В. из фондов Центрального Московского Архива-Музея Личных Собраний – впервые вводится в научный оборот.

  9. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ


  10. вечность, образы вечного, время, ранняя греческая мысль, древнегреческая философия, философия времени, время богов, законы природы, память
    В статье рассматриваются ключевые образы вечного, характерные для ранней греческой мысли: время богов, темпоральный статус закономерностей природы, мемориализация славных деяний прошлого. Наряду с философскими фрагментами анализируются поэтические, исторические, драматические произведения, в которых впервые была артикулирована проблематика временно́го и вечного. Экспликация и анализ этих образов представляется весьма важной задачей как для общего понимания картины мира древних греков, так и для дальнейшей разработки проблематики вечного в рамках философии, истории идей и интеллектуальной истории.
  11. Шартрская школа, космология, ранняя схоластика, аскетическая традиция, богословие, средневековый гуманизм, Гильом Коншский, Гильом из СенТьерри, Петр Абеляр, Бернард Клервосский
    Около 1125 г. Гильом Коншский опубликовал свой первый самостоятельный трактат «Философия». Благодаря ряду новых идей он довольно быстро начал распространяться в ученой среде. Один из экземпляров ок. 1140 г. попал в руки богослову Гильому из Сен-Тьерри, близкому другу Бернарда Клервосского. Придирчивый читатель всех интеллектуальных и богословских новинок, он уже выступил в те годы главным обвинителем Абеляра, что привело к временному отлучению знаменитому философа. Одновременно он попытался добиться суда над Гильомом Коншским, обратившись с посланием к своему влиятельному другу. Суда не последовало, но послание представляет собой важное свидетельство о стиле интеллектуальных дискуссий. В статье предлагается сравнительный анализ послания и «Философии».
  12. Древняя Русь и Запад, антилатинская полемика, Filioque, хлеб Причастия, именослов, убранство церквей, пищевые запреты, матримональные практики
    Предметом статьи является восприятие западной церкви древнерусскими книжниками, источниками – антилатинские слова и поучения XII–XIII вв. В литературе принято акцентировать неудачную композицию и вторичное содержание древнерусских полемических произведений против латинства. Однако сопоставление таких сочинений с их наиболее вероятными прообразами показывает, что древнерусские книжники были способны уточнять представления о Западе, сформированные богословамигреками, на основании самостоятельных наблюдений и рассуждений. Обращение к вопросу о том, когда жили, и кто были эти интересующиеся жизнью Запада люди, позволит существенно обогатить знания о международных связях Древней Руси.
  13. Джон Говард, пенитенциарные реформы, «Состояние тюрем в Англии и Уэльсе», филантропия, христианская этика
    Автором проведен дискурсивный анализ сочинения Дж. Говарда «Состояние тюрем в Англии и Уэльсе» в контексте христианского мировоззрения англичан XVIII в. Джон Говард известен как врач, филантроп, инициатор и вдохновитель тюремных реформ. Его предложения пенитенциарной модернизации опирались на идеалы Просвещения и основы христианской этики. Для обретения поддержки тюремных реформ со стороны общественности Говард представлял этот процесс как исполнение христианского долга и бескорыстного служения ближнему. Автор пришел к выводу, что особенности духовного развития общества, религиозные искания английских протестантов обусловили прямую зависимость пенитенциарных реформ от религиозного фактора.
  14. историографический канон позднего Просвещения, компаративный анализ, макроструктура, микроструктура, повторяющиеся и однотипные рубрики
    В статье анализируется микроструктура исторического нарратива Д. Юма, в котором были заложены основы историографического канона позднего Просвещения. Рассматриваются комплексы повторяющихся и однотипных рубрик, выделенных Юмом по наиболее значимым аспектам воссоздаваемого прошлого, в качестве маркеров его целенаправленных усилий по систематизации исторических фактов.
  15. история российской медицины, национальный проект, история университетов, Российская империя начала XIX в.
    В статье проанализирован проект 1816 г. по подготовке профессоров медицины для российских университетов и медико-хирургических академий из «природных русских». Автор проекта – шотландский медик Я.В. Виллие – дослужился на российской службе до звания лейб-медика императора, должностей президента Петербургской медико-хирургической академии и главного медицинского инспектора армии. Он предложил остановить международные наймы ученых врачей и перейти к подготовке медицинской элиты в Эдинбургском университете. Проект был успешно реализован. Автор статьи контекстуализировал замысел Виллие в историю медицинских и образовательных теорий начала XIX века, объяснил его происхождение национальными проектами и политэкономическими концепциями модерного государства.
  16. инновации, культурная среда, атомный проект, «Кремниевая долина», Саров, доверие
    Проведено сравнение культурной среды в территориальных сообществах, связанных с передовыми научно-исследовательскими разработками своего времени: «Кремниевой долины» в США (с 1940-х до 1980-х гг.) и в КБ-11 (будущий Саров) в первые годы реализации советского атомного проекта. Выявлены неожиданные сходства в их культуре поведения: широкое распространение неформальных контактов (что обеспечивало более быстрое решение нестандартных технологических проблем), смелость и одержимость работой участников проекта. Это способствует раскрытию факторов обеспечения эффективного научно-исследовательского процесса.

  17. КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ ЭМОЦИЙ


  18. А.И. Герцен, Б.Н. Чичерин, эмоции, история эмоций, «Колокол»
    В статье рассматривается спор А.И. Герцена и Б.Н. Чичерина на страницах газеты «Колокол» в 1858–1859 гг. Показано, что основным предметом дискуссии была роль эмоций в политике. Анализ различных аргументов демонстрирует, что А.И. Герцен был сторонником искреннего проявления чувств в журналистике и политике, в то время как Б.Н. Чичерин поддерживал рационализацию политической сферы ради предотвращения беспорядков и революций. Обосновывается вывод о том, что этот спор повлиял на отношение к эмоциям социалистов и либералов в России.
  19. история эмоций, поворот к аффекту, дискурс безопасности, исследования культуры, военная антропология, проблемы репрезентации
    Статья посвящена актуальному диалогу трех направлений современных гуманитарных исследований: истории эмоций, повороту к аффекту и культурной критике дискурса безопасности. Основным направлением их усилий становится переосмысление эмоционально-аффективной, экспрессивной составляющей языковой практики. Язык (дискурс) не противопоставляется материальности тела, но рассматривается в качестве триггера, запускающего работу сложных комплексов, внутри которых оказываются переплетены соматические, сознательные и бессознательные феномены.

  20. ИСТОРИЯ И ЛИЧНОСТЬ


  21. Венгрия, Генеральное консульство, Будапешт, словаки, сербы, дипломат, национальный вопрос, Балканские войны, внешняя торговля
    В начале ХХ в. в России возник значительный интерес к Австро-Венгрии, прежде всего к положению в ней славянских народов. Однако отрицательное отношение к политике Австро-Венгрии мешало ее изучению, особенно в том, что касается венгерской половины империи Габсбургов. Секретарь генерального консульства России в Будапеште Г.Д. Маврокордато в донесениях в посольство России в Вене, а позже в изданной им книге попытался восполнить этот пробел.
  22. А.И. Коновалов, масонство, масонская ложа, либерализм, предпринимательство, революция
    В статье исследуется масонская деятельность предпринимателя и политика А.И. Коновалова (1875–1948). Особое внимание уделяется верификации факта его участия в масонстве, причинам вступления в ложу и характеру участия в ней. Сделан вывод, что, вступая в масонскую ложу Коновалов стремился создать единый антиправительственный блок. Масонство в России накануне Февральской революции позволяло на нейтральной платформе и в условиях конспирации координировать деятельность оппозиции. Но уход от морально-этических исканий в сторону политической борьбы обусловил непризнание российского масонства братствами в других странах.

  23. NOTULAE ERUDITAE


  24. греческая мифология, мистические культы, Элевсинские мистерии, мировоззрение, миф, Персефона, Деметра
    В статье рассматривается миф о Персефоне в контексте социокультурных связей древнегреческого общества и общей теории мифологии, разработанной разными школами в рамках изучения феномена мифа. Образ Персефоны играл не только важнейшую роль в Элевсинских таинствах, олицетворяя отношение к смерти и надежду на будущее бессмертие, но и служил центральным звеном взаимосвязи микрокосмоса и макрокосмоса, мира людей и мира богов. Отмечается, что образ Персефоны «очеловечивал» отношения между богами, проецируя на них культурные ценности эпохи, такие как отношение к рождению и смерти, взаимоотношение между родителями и детьми, семейные ценности, установление социальных структур.
  25. коммуникативное действие, языковая модель интерпретации, библейский перевод Аквилы, Септуагинта, грамматика, коммуникация
    На материале библейского перевода Аквилы и Септуагинты рассматриваются различия между коммуникативной и языковой интерпретациями вербальных фактов. Концепция коммуникативного действия, совершаемого субъектом (говорящим, пищущим, жестикулирующим и пр.), полагает, что смыслообразование любого семиотиче-ского поступка содержится в мыслимых условиях совершения этого действия в сознании коммуниканта. Если грамматическая установка видит в деятельности Аквилы неумелое и небрежное соблюдение норм греческой грамматики, то коммуникативная установка предполагает многофакторную систему мыслимых координат (дискурс), в которой совершаются семиотические поступки, в данном случае, перевод. Эта система восстанавливается на основе сведений о лингвистических практиках создания, воспроизведения и изучения Писании в грекоговорящих иудейских общинах.
  26. «Книга ремесл» Парижа, ремесленные корпорации, обучение ремеслу, срок обучения, резуьтат обучения
    Главным критерием, определявшим завершение обучения ремеслу, в Париже XIII в. выступало завершение срока обучения. Время выступало базовым критерием, учитывающим нормальный ход событий и почти все жизненные обстоятельства, однако этого критерия не всегда оказывалось достаточно. Сомнения в высокой квалификации нового мастера породили требование поработать еще какое-то время (обычно «год и день») либо пройти специальную проверку. Другая сторона проблемы – хорошие ученики, научившиеся ремеслу раньше окончания срока. Сталкиваясь с такими ситуациями, парижские корпорации полагали возможным платить ученикам за работу, сократить длительность обучения или изменить отношение к ученикам.
  27. национализм, национальная идентичность, европеизм
    Автор предпринял попытку связать с женской природой особенности восприятия женщинами России, Словении, Венгрии в 1990–2010-е годы национализма и национальной идентичности (по материалам интервью и публицистики).

  28. ПУБЛИКАЦИИ И ПЕРЕВОДЫ


  29. В.М. Алексеев, Научно-исторический архив Государственного музея истории религии, синология
    Вводится в научный оборот информация о рукописном архиве выдающегося отечественного синолога, внесшего большой вклад в изучение истории китайского народного искусства и народных верований академика В.М. Алексеева (1881–1952), а также впервые публикуются фрагменты из т.н. «китайского дневника» В.М. Алексеева и их переводы на русский, выполненные Л.Н. Меньшиковым.
  30. Е.В. Саблин, Александровский лицей, дипломатия, министерство иностранных дел, Сербия
    Воспоминания Е.В.Саблина, дипломата и общественного деятеля, возглавлявшего русскую общину в Лондоне в период между двумя войнами, посвящены времени окончания им Александровского лицея и начала карьеры в министерстве иностранных дел Российской империи.
  31. А.П. Смирнов, Г.П. Федотов, архивы русской эмиграции
    Публикация письма искусствоведа А.П.Смирнова к известному представителю русской эмиграции Г.П. Федотову снабжена введением и комментариями. Письмо, написанное во время заграничной командировки Смирнова осенью 1928 г., является важным источником, поскольку, определяет «линии разлома» между той частью дореволюционной интеллектуальной элиты, которая осталась в советской России, и той, которая предпочла эмиграцию. Письмо также важно для исследования некоторых вопросов, связанных с публицистическим наследием Г.П. Федотова.

  32. ЧИТАЯ КНИГИ…


  33. Церковь Англии, Реформация, англиканство, протестантизм, католицизм, идентичность, идентификация
    Рецензия посвящена монографии И.А. Фадеева, в которой анализируются проблемы конфессиональной самоидентификации Церкви Англии. Автор монографии обосновывает взгляд, согласно которому Церковь Англии представляет собой самостоятельное явление в христианстве, которое не следует относить к протестантизму.
  34. бюрократия, дворянство, чиновничество, крепостное право, социальная мобильность, политическая организация общества, мемуаристика, Николай II, историческая альтернатива, Великая русская революция
    Опыт осмысления впервые опубликованной обширной мемуарной книги «Пережитое», автор которой Анатолий Николаевич Куломзин (1838–1923), полвека проведший на государственной службе, занимал высшие посты в Российской Империи.

  35. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ


  36. Н.М. Карамзин, государственно-национальный нарратив, профессионализация исторической науки, корпоративная память, научная культура
    Круглый стол состоялся в рамках Международной научной конференции «История, память, идентичность: теоретические основания и исследовательские практики». Представлена основная проблематика докладов, выделены дискуссионные вопросы.