«И В КИБИТКАХ СНЕГАМИ...» ВЕРНЫЕ ЖЕНЫ И ХРУПКАЯ МАСКУЛИННОСТЬ В ПОЗДНЕСОВЕТСКОМ ЕВРЕЙСКОМ ДВИЖЕНИИ
“IN KIBITKAS THROUGH SNOW...” FAITHFUL WIVES AND FRAGILE MASCULINITY IN THE LATE SOVIET JEWISH MOVEMENT

()

PDF

Статья посвящена участию женщин в еврейском национальном движении: их ролям в семьях и в активизме и образам в нарративах движения. В источниках и в историографии движения неоднократно отмечалась заметная роль женщин в его рядах. Между тем, при значительной численной представленности и активности женщин в движении они практически никогда не играют самостоятельной роли; их борьба это, как правило, борьба за мужа или сына; несмотря на всю активность и самоотверженность роль женщин преимущественно служебная, и этот факт проговаривается в источниках и осмысляется как естественный. В риторике движения доминирует патрилинейность, активисты, возводят свое еврейское самосознание к отцу и стремятся учить язык отцов и вернуться на родину отцов. В результате, синхронно и диахронно новая еврейская нация конструируется как преимущественно мужское сообщество, женское же преданное присутствие лишь оттеняет и подкрепляет героический самообраз активистов, позволяя им конструировать новую желанную маскулинность хитроумных и бесстрашных борцов с режимом.

Ключевые слова: Еврейское движение, отказники, активизм, феминизм, сионизм, диссиденты, эмиграция, СССР

Рубрика: ПОЗДРАВЛЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В КОНФЛИКТАХ ПАТРИАРХАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Зеленина Г. С. «И В КИБИТКАХ СНЕГАМИ...» ВЕРНЫЕ ЖЕНЫ И ХРУПКАЯ МАСКУЛИННОСТЬ В ПОЗДНЕСОВЕТСКОМ ЕВРЕЙСКОМ ДВИЖЕНИИ // Адам и Ева. 2022. Вып. 30. С. 62-123. https://roii.ru/r/3/30.3


The article explores the participation of women in Jewish national movement: their family roles, activism and their images in the narratives of the movement. The sources and the scholarship of the movement often mentioned an important role of its women. However, for all great numbers and activism of these women, they were not seen as independent actors: their struggle was the struggle for husbands and sons. Activism and self–sacrifice of the women notwithstanding, their role was viewed as that of helpers, and this fact has been articulated in the sources and seen as natural. The movement’s rhetoric is patrilineal, activists linked their Jewish consciousness with fathers, learned the language of fathers and desired to go to the fatherland. As a result, synchronically and diachronically, a new Jewish nation has been constructed as a predominantly male community, faithful women–helpers’ presence remained at the background and confirmed the male activists’ heroic self–image and made it possible to create a new and desirable masculinity of cunny and fearless fighters against regime.