ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО ОБРАЗА СВЯТОЙ ЖИТИЕ СВ. РАДЕГУНДЫ ХИЛЬДЕБЕРТА ЛАВАРДЕНСКОГО
Rethinking an early medieval image of a saint St. Radegund’s Life by t Hildebert of Lavardin

()

PDF

В статье рассматривается агиографический образ св. Радегунды, созданный на рубеже XI–XII вв. епископом Хильдебертом Лаварденским на основе двух раннесредневековых житий, написанных поэтом и епископом Венанцием Фортунатом и монахиней Баудонивией за 500 лет до появления новой духовной биографии. Автор статьи выявляет социокультурный и духовный контекст написания нового жития, показывает особенности созданного Хильдебертом образа королевы-монахини. Переосмыслив духовные биографии Фортуната и Баудонивии, Хильдеберт сделал более актуальным для своего времени прежний образ Радегунды. Стремление святой королевы вести аскетичную монашескую жизнь соединяется с публичной, мирской и политической ролью на благо общества. Героиня нового жития сосредоточена не на своём личном спасении, а на общественной деятельности. Хильдеберт сделал Радегунду примером для знатных дам своего времени.

Ключевые слова: житие, святые, Радегунда, Хильдеберт Лаварденский, агиография, Венанций Фортунат, Баудонивия

Рубрика: Образы, мифы, символы

Бикеева Н. Ю. Переосмысление раннесредневекового образа святой Житие св. Радегунды Хильдеберта Лаварденского // Диалог со временем. 2021. Вып. 74. С. 89-100. https://roii.ru/r/1/74.7


Keywords: Life, saints, Radegund, Hildebert of Lavardin, hagiography, Venantius Fortunatus, Baudonivia

The article discusses a hagiographic image of St. Radegund, created at the turn of the 11th12th cc. by the bishop Hildebert of Lavardin on the basis of two early medieval Lives. The former ones were written by the poet and bishop Venantius Fortunatus and the nun Baudonivia 500 years earlier than the new spiritual biography. The author of this article reveals the sociocultural and spiritual context for the writing a new Life, shows the image of the Queen-nun created by Hildebert. By combining and rethinking the spiritual biographies by Fortunatus and Baudonivia, Hildebert made the old image of Radegund more relevant for his time. The desire of the holy Queen to lead an ascetic monastic life is combined with a public, secular and political role for the benefit of society. The heroine of the new life is focused not on her personal salvation, but on social activities. Hildebert presented Radegund as an example for the noble ladies of his time.