У ИСТОКОВ ИКОНОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИЙСКИХ ИСТОРИКОВ КУЛЬТУРЫ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
On the origins of iconographic method: artistic and scientific heritage of Russian cultural historians of the early 20th century

()

PDF

В статье рассматривается вклад российских историков начала XX в. В.К. Мальмберга, Д.В. Айналова, П.М. Бицилли в развитие иконографического и сннтетического метода. Доказывается, что решающее значение в формировании интереса историков к проблемам иcкусства и культуры имели их художественные способности, обнаруженные еще в раннем детстве. В качестве аргументации этой версии привлекается малоизвестное иконографическое наследие историков. Еще в начале XX в. российские историки интуитивно двигались в направлении разработки новой синтетической методологии, обогащая иконографический метод, благодаря особому умению «разглядывать» произведения искусства, а также широкому пониманию процессов развития художественной культуры. Такой подход привел российских ученых к важным открытиям в области истории культуры Средневековья и Ренессанса.

Ключевые слова: В.К.Мальмберг, Д.В.Айналов, П.М.Бицилли, иконографическое наследие, синтетическая методология, культура Средневековья и Ренессанса

Рубрика: Перекрестки интердисциплинарности

Сыченкова Л. А. У истоков иконографического метода: художественное и научное наследие российских историков культуры начала ХХ века // Диалог со временем. 2021. Вып. 74. С. 266-277. https://roii.ru/r/1/74.20


Keywords: V.K. Malmberg, D.V. Ainalov, P.M. Bicilli, iconographic heritage of historians, synthetic methodology, Medieval and Renaissance culture

The article considers the contribution of the early 20th century Russian historians V.K. Malmberg, D.V. Ainalov, P.M. Bicilli to the development of iconographic and synthetic method. It is proven that the crucial role in the formation of the historians’ interest in art and culture had been played by their artistic abilities, discovered in the early childhood. As an argumentation of this version, the article draws on the little-known iconographic heritage of historians. Even at the beginning of the 20th century, Russian historians intuitively moved towards developing a new synthetic methodology to significantly enrich the iconographic method, thanks to a special ability to "look at" works of art, as well as a broad understanding of the processes of artistic culture development. This approach led Russian scholars to important discoveries in the field of Medieval and Renaissance cultural history.