Русская мысль долгое время была порабощена идеей «догоняющей модернизации» как отчаянной и не всегда успешной попытки преодоления «вековой» отсталости от западного мира. Консерватизму в этой системе мышления отводилось соответствующее место выразителя иллюзий исторического торможения и поражения. Иррационализация консерватизма привела к тому, что он вообще перестал восприниматься даже как достойный критического удара оппонент. В лучшем случае, консерватизм мыслился как наивная иллюзия, безуспешно стремящаяся противостоять поверхностной самоочевидности радикального модернизма и прогрессизма, в худшем, – как злонамеренная апология господствующих порядков и сословных привилегий. В такой ситуации даже критика становилась чем-то совершенно избыточным, и консерватизм был вытеснен за пределы российской культуры вообще.

Со временем, ситуация, конечно, изменилась. Благодаря усилиям множества людей, российская консервативная мысль была возрождена и даже стала модной. С начала XXI в. интерес к консерватизму устойчиво растет, но в условиях исторической дистанции место консервативной идеи в российской культуре остается неопределенным. Для одних консерватизм стал частью литературы, культивирующей романтический патриотизм, другие ищут в нем этические рецепты врачевания мировоззренческих язв сегодняшнего дня, а кто-то видит в идеях русских консерваторов прошлых веков ответы на насущные вопросы будущего устройства России и мира. Сегодня интерес к консерватизму как типу мышления стимулируется и безудержной агрессией постмодернистского либерализма по отношению к семье, государственности и национальному самосознанию. Конечно, количество научных разработок консерватизма существенно увеличилось. Однако консервативная мысль очень слабо представлена в системе высшего образования, а если и представлена, то скорее в качестве некоторой смысловой «диковинки», а не как способ понимания самой «сути вещей». При этом, наличие исторической дистанции не отменяет сохранность исторической почвы консерватизма. Многие отмечают, что российское общество по своей природе консервативно, причем в силу каких-то зачастую необъяснимых обстоятельств. Создается впечатление, что традиционные ценности консерватизма уходят корнями в основание самой российской цивилизации с ее пониманием необходимости сильного государства, почитанием православия, этическим оправданием коллективизма.

Проект издания многотомной антологии «Хранители России», посвященной отечественной консервативной мысли, начиная с XI в., основан на новой стратегии понимания консерватизма, выходящей за пределы политической идеологии определенных социальных слоев1. Фактически, в антологии речь идет не о политической программе, а о культурной стратегии «русского хранительства», имеющего фундаментальное значение для существования России как цивилизации.

Антология подготовлена коллективом кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова в содружестве с фондом ИСЭПИ. Рецензируемое научное издание текстов политических мыслителей для этой кафедры не первое, скорее, это продолжение доброй традиции. Так, несколько лет назад вышли в свет три тома хрестоматии под общим названием «Русская социально-политическая мысль», включившие в себя тексты отечественных мыслителей с XI до середины XIX века2. В разные годы подготовлены собрания текстов Ивана Грозного, Н.М. Карамзина, М.Н. Погодина, С.П. Шевырева, К.С. Аксакова и И.С. Аксакова, К.Н. Леонтьева, Л.А. Ти-хомирова и др.3 Кроме того, были теоретически обоснованы методологические принципы подобных изданий4.

Создатели антологии «Хранители России» понимают свою задачу достаточно широко и глубоко. Тома антологии объединяют тексты самых разных кругов российского общества. Здесь и подвижники Церкви, государственные деятели и военные, писатели и поэты. На страницах антологии оживают идеи не только тех авторов, которых не переиздавали много лет, но и тех, кому и не предоставляли слово, однозначно зачисляя в реакционеры. Объединяет этих авторов идея хранительства, которая конкретизируется в концепцию понимания исторического пути российского консерватизма, причем эта концепция гораздо глубже привычной периодизации политической идеологии консерватизма5.

Уже первый том под названием «Истоки русской консервативной мысли» ломает привычные стереотипы. В этот том составители поместили тексты, созданные в XI–XVII вв., от «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона до «Политики» Юрия Крижанича. Разумеется, применительно к данному периоду вряд ли можно говорить об осмысленном политическом консерватизме. Однако идея составителей вполне ясна. Тексты, вошедшие в первый том, создавали исходные образы русского хранительства, в них конденсируются первоначальные смыслы, формирующие целевые установки существования России как таковой6.

Второй том с названием «В поисках нового… консерватизма» посвящен мыслителям XVIII века. В нем представлена широкая панорама русской интеллектуальной традиции «века Просвещения». Это сочинения признанных «корифеев» российского просветительства – В.Н. Тати-щева, М.М. Щербатов, М.В. Ломоносова, С.Е. Десницкого и другие. Но представлены также мыслители «государственнического» направления: Ф. Прокопович, императрица Екатерина II. Всех их объединяет рациональное начало, во многом заимствованное с Запада. Вместе с тем, во второй том включены труды носителей традиционного православного мировоззрения: митрополитов Арсения Мацеевича и Тихона Задонского, преподобного Паисия Величковского. В результате, составители дают иное толкование ведущей тенденции этой эпохи, утверждая, что возникновение в России не только консерватизма, но и либерализма невоз-можно объяснить исключительно фактом простого заимствования, поскольку большинство основных элементов, которые определяли вектор европейского развития, уже существовало в русской культуре. Так, впол-не рационалистическая теория «общей пользы», накладываясь на фундамент русской традиции, быстро трансформируется в идею «пользы Отечества». Благодаря этому возникает совершенно иное восприятие не только отечественной мысли XVIII века, но и самого этого периода в российской истории.

Два первых тома раскрывают природу «хранительства» как «некласической» формы консерватизма, представляющей собой специфический культурный синтез. Не случайно в предисловии ко второму тому говорится, что «сочетание, казалось бы, не сочетаемого – просветительского воспевания разума и способностей человеческой личности с традиционализмом и религиозностью русского народа – стало одной из главных причин рождения уже в следующем, XIX веке великой русской национальной культуры и великой русской национальной философско-политической традиции»7.

В 3-м томе «Рождение русского консерватизма. 1800–1850 гг.» составителям необходимо было решить довольно сложную задачу отбора источников, которые могли бы представлять указанный в названии процесс. Здесь представлены труды московского генерал-губернатора Ф.В. Ростопчина, адмирала А.С. Шишкова, дипломата А.С. Стурдзы, а также историографа Н.М. Карамзина, журналиста С.Н. Глинки, поэтов В.А. Жуковского и П.А. Вяземского и др. Все эти авторы очень разные по их статусу в русской культуре. Здесь и великий Н.М. Карамзин, который традиционно считается не только основоположником отечественного консерватизма, но и создателем литературного языка, а значит, и оснований «Золотого века» российской культуры. Но здесь также представлены и А.С. Стурдза, оставшийся в памяти потомков лишь благодаря едким эпиграммам А.С. Пушкина, или проклинаемый современниками за обскурантизм М.Л. Магницкий. Тем не менее, подобный отбор не является произвольным. Составители настаива-ют на том, что существует ряд признаков, позволяющих отнести того или иного мыслителя к консерваторам-хранителям, и с опорой на подход К. Манхейма различают традиционализм и собственно консерватизм как сознательный традиционализм. Рефлексивный консерватизм формирует сознательную оппозицию к нарушившему традиционный уклад идейному движению. «Появление консерватизма как социального течения и типа теоретической рефлексии над политикой означает, что мыслительные конструкции, в которых осмысливается данная политическая реальность, не создаются заново, а заимствуются как образцы политического мышления той или иной социальной группы»8. И опять иной смысл, отличный от сложившегося в рационализированной научной традиции, придают всему периоду начала XIX в. включенные в этот том сочинения православных подвижников и мыслителей – преподобного Серафима Саровского и архимандрита Фотия (Спасского). Поэтому составители антологии корректируют традиционное понимание возникновения консервативной политической идеологии как реакции на Французскую революцию 1789–1794 гг. в пользу формирования сознательного оппозиционного неприятия буржуазно-либеральной идеологии как таковой. В свою очередь, важнейшей чертой русских консерваторов-хранителей в XIX в. становится святоотеческая традиция.

В четвертом томе «В поисках русского пути. 1800–1850 гг.» собраны лучшие образцы отечественной консервативной мысли первой половины XIX века, в которых создавались и обосновывались консервативно-хранительные представления об особом историческом пути России, основанном на традиционных духовных и социально-полити-ческих ценностях. В книгу вошли записки, беседы, манифесты императора Николая I, произведения А.С. Пушкина, С.С. Уварова, М.П. Погодина, С.П. Шевырева, В.Ф. Одоевского, А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, Ф.И. Тютчева, Н.В. Гоголя, С.О. Бурачека, святителей Иннокен-тия Московского и Филарета Московского.

Консерваторы развивают идеи национальной самобытности, культурного своеобразия, охранения традиционных национальных начал от разрушения космополитическими веяниями. Подбор источников в этом томе таков, чтобы отчетливо была видна подчиненность социально-политических воззрений духовным задачам. Тем самым консервативная идея предстает как идея духовно-политического хранительства. Причем, эта идея выходит за рамки узкого понимания национальной традиции, поскольку Россия мыслится как последняя в мире сила, способная хранить мир от грядущего антихриста. Решение этой задачи связано с консервативной трактовкой самодержавной государственности и православия как основополагающих ценностей русского народа9.

Теоретики консерватизма сумели вскрыть иллюзорность либераль-ного соблазна, ограниченность его априорных построений, выдвинули исторический подход для объяснения общественных явлений, способст-вовавший отрицанию правомерности революций, любых насильственных действий, направленных на изменение существующего порядка. Вместе с тем, консерватизм выступает за сохранение сословий и привилегий определенных социальных групп. Эту непростую тему не следует сводить к наивной апологии существующих порядков. Для консерваторов скорее характерен реализм в понимании общественных явлений, сильный критический настрой по отношению к либеральным обещаниям. Составители антологии стремятся представить русский консерватизм как творческое учение. Творчество настоящего не должно быть беспочвенным, подлинное творчество глубоко связанно с вековой традицией.

Пятый том «Обретённая Россия. 1840-е – начало 1860-х гг.» свидетельствует, что в 1840-е – начале 1860-х гг. в жизни российского общества произошло немало перемен – во внешней и внутренней политике, в экономической и социальной сферах, в обыденном бытии. Немало новых явлений наблюдалось и в области интеллектуальных исканий. Многие из этих явлений трудно охарактеризовать привычными понятиями. Именно поэтому состав тома столь разнолик: под одной обложкой встретились Л.В. Дубельт и К.Д. Ушинский, Б.Н. Чичерин и М.Н. Катков, а рядом с ними – К.С. и И.С. Аксаковы. И уже следуя традиции антологии, в томе представлены сочинения православных мыслителей – насельников знаменитой Оптиной пустыни, преподобных Льва, Макария и Анатолия Оптинских. Вошедшие в том социально-политические и духовно-политические сочинения, написанные в основном в 1840-е – на-чале 1860-х гг., наиболее ярко обозначили процессы самобытного духовного и исторического обретения России.

А вот произведения, включенные в шестой том, посвящены более конкретной теме – отмене крепостного права. Поэтому и сам том носит вполне конкретно-историческое название «Крестьянское дело. 1840-е – начало 1860-х гг.». В предисловии составители представили практически полную, хоть и достаточно краткую, историю введения и бытования системы крепостной зависимости в Российском государстве – с XV по середину XIX века. Такая историческая панорама позволила квалифицированно отобрать сочинения для включения в данный том. Нужно отметить, что в историко-политической науке и по сей день не существует однозначных оценок свершившейся в 1861 г. «революции сверху». Поэтому в шестом томе можно найти практически весь спектр мнений тех мыслителей, государственных деятелей и чиновников, которые оказались главными теоретиками, вдохновителями и разработчиками реформы: императора Александра II, Я.И. Ростовцева, С.С. Ланского, Ю.Ф. Самарина, А.И. Кошелева, В.А. Черкасского, А.М. Унковского, К.Д. Кавелина, А.П. Заблоцкого-Десятовского, М.П. Позена, А.А. Головачева, М.Н. Муравьева. Открывают этот том слова и проповеди митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), одного из авторов Манифеста 19 февраля 1861 года, а заканчивают тексты Михаила Николаевича Муравьева, приобретшего в глазах «либеральной общественности» и советских историков стойкую репутацию «консерватора и крепостника» благодаря своей жесткой критике перегибов проектов Редакционных комиссий и самого «Манифеста…».

Первые шесть томов антологии «Хранители России» – издание новаторское. Убеждены, что это только середина пути, и в ближайшее время мы увидим новые тома. Это очень важно, так как значение антологии никак не исчерпывается переизданием редких текстов и профессиональным комментированием. Скорее, речь идет о восстановлении аутентичности консервативной традиции и развитии темы хранительства как фундаментальной установки российской культуры. Русский консерватизм, пропускаемый ранее сквозь предвзятые призмы либерализма и марксизма, восстанавливает культурную логику своего прохождения через историческое время, определяет координаты пространства своего существования, и ставит вопрос о беспристрастной оценке своих отношений с истиной. При этом консерватизм меняет масштаб понимания современного мира, помещая его в ретроспективу традиции, настойчиво вопрошает о перспективе его дальнейшего развития.


БИБЛИОГРАФИЯ / REFERENCES

Хранители России. Антология. В 6 т.: М.: Паблис, 2015–2018; Новые решения 2018. Т. I: Истоки русской консервативной мысли. XI–XVII вв. / Под ред. С.В. Перевезенцева. Авт.-сост.: Р.В. Михайлов, С.В. Перевезенцев, А.А. Ширинянц. Подг. текстов А.А. Горохов, О.Е. Пучнина, А.С. Хелик, А.Б. Страхов, Д.А. Ананьев и др.; Т. 2. В поисках нового… консерватизма / Под ред. А.А. Ширинянца, С.В. Перевезенцева. Авт.-сост. Р.В. Михайлов, С.В. Перевезенцев, А.А. Ширинянц. Подг. текстов: А.А. Горохов, О.Е. Пучнина, А.С. Хелик, А.Б. Страхов, Д.А. Ананьев и др.; Т. 3. Рождение русского консерватизма. 1800–1850 гг. / Под ред. А.Ю. Минакова, С.В. Перевезенцева, А.А. Ширинянца. Авт.-сост.: Д.А. Ананьев, Т.И. Дайн, Ю.Е. Кондаков, Н.Н. Лупарева, А.О. Мещерякова, А.Ю. Минаков, Р.В. Михайлов, В.С. Парсамов, С.В. Перевезенцев, А.Б. Страхов, И.Р. Федий, С.В. Хатунцев, А.С. Хелик, А.А. Ширинянц; Т. 4. В поисках русского пути. 1800–1850 гг. / Под ред. С.В. Перевезенцева, А.А. Ширинянца. Авт.-сост. А.С. Абрамян, Д.А. Ананьев, А.А. Горохов, Т.И. Дайн, Р.В. Михайлов, С.В. Перевезенцев, А.Б. Страхов, А.С. Хелик, А.А. Ширинянц; Т. 5. Обретённая Россия. 1840-е – начало 1860 гг. / Под ред. С.В. Перевезенцева, А.А. Ширинянца. Авт.-сост. А.С. Абрамян, Д.А. Ананьев, В.А. Болдин, Т.И. Дайн, Д.Ю. Кухарский, А.З. Маргушева, Р.В. Михайлов, А.В. Мырикова, С.В. Перевезенцев, В.А. Соболев, А.Б. Страхов, А.А. Ширинянц; Т. 6. Крестьянское дело. 1840-е – начало 1860-х гг. / Под ред. С.В. Перевезенцева, А.А. Ширинянца. Авт.-сост. А.С. Абрамян, Д.А. Ананьев, К.А. Горшкова, Т.И. Дайн, О.С. Кононенко, М.А. Лагузова, Р.В. Михайлов, С.В. Перевезенцев, В.А. Соболев, А.Б. Страхов, А.А. Ширинянц. [Hraniteli Rossii. Antologiya. V 6 t.: M.: Pablis, 2015–2018; Novye resheniya 2018. T. I: Istoki russkoj konservativnoj mysli. XI–XVII vv. / Pod red. S.V. Pereve-zenceva. Avt.-sost.: R.V. Mihajlov, S.V. Perevezencev, A.A. SHirinyanc. Podg. tekstov A.A. Gorohov, O.E. Puchnina, A.S. Helik, A.B. Strahov, D.A. Anan'ev i dr.; T. 2. V poiskah novogo… konservatizma / Pod red. A.A. SHirinyanca, S.V. Pe-revezenceva. Avt.-sost. R.V. Mihajlov, S.V. Perevezencev, A.A. SHirinyanc. Podg. tekstov: A.A. Gorohov, O.E. Puchnina, A.S. Helik, A.B. Strahov, D.A. Anan'ev i dr.; T. 3. Rozhdenie russkogo konservatizma. 1800–1850 gg. / Pod red. A.YU. Minakova, S.V. Perevezenceva, A.A. SHirinyanca. Avt.-sost.: D.A. Anan'ev, T.I. Dajn, YU.E. Kondakov, N.N. Lupareva, A.O. Meshcheryakova, A.YU. Minakov, R.V. Mi-hajlov, V.S. Parsamov, S.V. Perevezencev, A.B. Strahov, I.R. Fedij, S.V. Hatun-cev, A.S. Helik, A.A. SHirinyanc; T. 4. V poiskah russkogo puti. 1800–1850 gg. / Pod red. S.V. Perevezenceva, A.A. SHirinyanca. Avt.-sost. A.S. Abramyan, D.A. Anan'ev, A.A. Gorohov, T.I. Dajn, R.V. Mihajlov, S.V. Perevezencev, A.B. Stra-hov, A.S. Helik, A.A. SHirinyanc; T. 5. Obretyonnaya Rossiya. 1840-e – nachalo 1860 gg. / Pod red. S.V. Perevezenceva, A.A. SHirinyanca. Avt.-sost. A.S. Abramyan, D.A. Anan'ev, V.A. Boldin, T.I. Dajn, D.YU. Kuharskij, A.Z. Margusheva, R.V. Mihajlov, A.V. Myrikova, S.V. Perevezencev, V.A. Sobolev, A.B. Strahov, A.A. SHirinyanc; T. 6. Krest'yanskoe delo. 1840-e – nachalo 1860-h gg. / Pod red. S.V. Perevezenceva, A.A. SHirinyanca. Avt.-sost. A.S. Abramyan, D.A. Anan'ev, K.A. Gorshkova, T.I. Dajn, O.S. Kononenko, M.A. Laguzova, R.V. Mihajlov, S.V. Pere-vezencev, V.A. Sobolev, A.B. Strahov, A.A. SHirinyanc].

Аксаков К.С., Аксаков И.С. Избранные труды / Сост., автор вступ. ст. и коммент. А.А. Ширинянц, А.В. Мырикова, Е.Б. Фурсова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. 888 с. [Aksakov K.S., Aksakov I.S. Izbrannyye trudy / Sost., avtor vstup. st. i komment. A.A. Shirinyants, A.V. Myrikova, E.B. Fursova. M.: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya, 2010. 888 s.].

Андерсон К.М., Артамонова Ю.Д., Бойцова О.Ю., и др. Политическая текстология как наука и учебная дисциплина: материалы круглого стола // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2014. № 4. С. 110-136. [Anderson K.M., Artamonova J.D., Boytsova O.Yu., i dr. Politicheskaya tekstologiya kak nauka i uchebnaya distsiplina: materialy kruglogo stola // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12. Politicheskiye nauki. 2014. № 4. S. 110-136.].

Андерсон К.М., Бойцова О.Ю., и др. «Политическая текстология как наука и учебная дисциплина»: круглый стол // SCHOLA-2013: Материалы международной научной конференции «Политика в текстах – тексты в политике: наука истории идей и учений» / Под ред. Шутова А.Ю., Ширинянца А.А.; сост. Волошин А.И. М.: Изд-во Московского университета, 2013. С. 341-357. [Anderson K.M., Boytsova O.Yu., i dr. «Politicheskaya tekstologiya kak nauka i uchebnaya distsiplina»: kruglyy stol // SCHOLA-2013: Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Politika v tekstakh - teksty v politike: nauka istorii idey i ucheniy» / Pod red. Shutova A.Yu., Shirinyantsa A.A.; sost. Voloshin A.I. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2013. S. 341-357.].

Андерсон К.М., Бойцова О.Ю. и др. Актуальные вопросы истории социально-политичес-ких учений и политической текстологии: материалы круглого стола // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2016. № 4. С. 91-127. [Anderson K.M., Boytsova O.Yu., i dr. Aktual'nyye voprosy istorii sotsial'no-politicheskikh ucheniy i politicheskoy tekstologii: materialy kruglogo stola // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskiye nauki. 2016. № 4. S. 91-127.].

Андерсон К.М., Мырикова А.В., и др. Политология как история идей: материалы круглого стола // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2009. № 4. С. 65-81. [Anderson K.M., Myrikova A.V., i dr. Politologiya kak istoriya idey: materialy kruglogo stola // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskiye nauki. 2009. № 4. S. 65-81.].

Ермашов Д.В., Перевезенцев С.В., Фомин В.В. Русская социально-политическая мысль XI – начала XX века: Иван Грозный / Под ред. С.В. Перевезенцева. М.: Социально-политическая мысль, 2002. 284 с. [Yermashov D.V., Perevezentsev S.V., Fomin V.V. Russkaya sotsial'no-politicheskaya mysl' XI – nachala XX veka: Ivan Groznyy / Pod red. S.V. Perevezentseva. M.: Sotsial'no-politicheskaya mysl', 2002. 284 s.].

Ермашов Д.В., Пролубников А.В., Ширинянц А.А. Русская социально-политическая мысль XIX – начала XX века: Л.А.Тихомиров. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 200 с. [Yermashov D.V., Prolubnikov A.V., Shirinyants A.A. Russkaya sotsial'no-politicheskaya mysl' XIX – nachala XX veka: L.A.Tikhomirov. M.: Knizhnyy dom «Universitet», 1999. 200 s.].

Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. Хранительство как основание консервативной политической культуры интеллигенции (опыт пореформенной России) // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2006. № 2. С. 5–22. [Yermashov D.V., Shirinyants A.A. Khranitel'stvo kak osnovaniye konservativnoy politicheskoy kul'tury intelligentsii (opyt poreformennoy Rossii) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskiye nauki. 2006. № 2. S. 5–22.].

Карамзин Н.М. Избранные труды / Сост., автор вступит. ст. и коммент. А.А. Ширинянц; автор вступит. ст. Д.В. Ермашов; автор коммент. А.И. Шевляков; сост. А.Ю. Старостин. М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. 488 с. [Karamzin N.M. Izbrannyye trudy / Sost., avtor vstupit. st. i komment. A.A. Shirinyants; avtor vstupit. st. D.V. Yermashov; avtor komment. A.I. Shevlyakov; sost. A.Yu. Starostin. M.: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya, 2010. 488 s.].

Мырикова А.В., Ширинянц А.А. Русская социально-политическая мысль XIX века: К.С. Аксаков / Под ред. А.А. Ширинянца. М.: Политическая мысль, 2011. 212 с. [Myrikova A.V., Shirinyants A.A. Russkaya sotsial'no-politicheskaya mysl' XIX veka: K.S. Aksakov / Pod red. A.A. Shirinyantsa. M.: Politicheskaya mysl', 2011. 212 s.].

Мячин А.Г., Ширинянц А.А. Русская социально-политическая мысль XIX в.: К.Н. Леонтьев / Под ред. А.А. Ширинянца. М.: Изд-во Московского университета, 1995. 120 с. [Myachin A.G., Shirinyants A.A. Russkaya sotsial'no-politicheskaya mysl' XIX v.: K.N. Leont'yev / Pod red. A.A. Shirinyantsa. M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1995].

Перевезенцев С.В. К вопросу о специфике русской политической мысли XI–XVII вв. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2008. № 4. С. 11–22. [Perevezentsev S.V. K voprosu o spetsifike russkoy politicheskoy mysli XI–XVII vv. // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12. Politicheskiye nauki. 2008. № 4. S. 11-22.].

Перевезенцев С.В. Святорусское царство: История русской святости. 2-е изд., расш., испр. и доп. М.: Двуглавый орел, 2018. 360 с. [Perevezentsev S.V. Svyatorusskoye tsarstvo: Istoriya russkoy svyatosti. 2-ye izd., rassh., ispr. i dop. M.: Dvuglavyy orel, 2018. 360 s.].

Перевезенцев С.В. Истоки русской души: Обретение веры. X–XVII вв. М.: Издательство "Э", 2015. 528 с. [Perevezentsev S.V. Istoki russkoy dushi: Obreteniye very. X–XVII vv. M.: Izdatel'stvo "E", 2015. 528 s.].

Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль X–XVII вв.: Основные идеи и тенденции развития. М.: Прометей, 1999. 432 с. [Perevezentsev S.V. Russkaya religiozno-filosofskaya mysl' X–XVII vv.: Osnovnyye idei i tendentsii razvitiya. M.: Prometey, 1999. 432 s.].

Перевезенцев С.В. Русские смыслы: Духовно-политические учения России X–XVII вв. в их историческом развитии. Монография. М.: Вече, 2019. 608 с. [Perevezentsev S.V. Russkiye smysly: Dukhovno-politicheskiye ucheniya Rossii X–XVII vv. v ikh istoricheskom razvitii. Monografiya. M.: Veche, 2019. 608 s.].

Перевезенцев С.В., Ширинянц А.А. В поисках самобытности: Об истоках отечественного национал-консервативного дискурса // Тетради по консерватизму. 2017. № 3. С. 61–74. [Perevezentsev S.V., Shirinyants A.A. V poiskakh samobytnosti: Ob istokakh otechestvennogo natsional-konservativnogo diskursa // Tetradi po konservatizmu. 2017. № 3. S. 61–74.].

Перевезенцев С.В., Ширинянц А.А. Страницы русского «хранительства»: литература и политика // Вестник Московского государственного областного университета. 2016. № 4. URL: http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/781 [Perevezentsev S.V., Shirinyants A.A. Stranitsy russkogo «khranitel'stva»: literatura i politika // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (Elektronnyy zhurnal). 2016. № 4.

Погодин М.П. Избранные труды / Сост., авторы вступ. ст. и коммент. А.А. Ширинянц, К.В. Рясенцев. М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. 776 с. [Pogodin M.P. Izbrannyye trudy / Sost., avtory vstup. st. i komment. A.A. Shirinyants, K.V. Ryasentsev. M.: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya, 2010. 776 s.].

Русская социально-политическая мысль X – начала XX в. Ч. I. История политических учений России X–XVII вв.: От Киевской Руси до Московского царства / Авт.-сост. С.В. Перевезенцев, А.А. Ширинянц, Д.В. Ермашов. М.: Cоциально-политическая мысль, 2005. 156 с. [Russkaya sotsial'no-politicheskaya mysl' X – nachala XX v. CH. I. Is-toriya politicheskikh ucheniy Rossii X–XVIIvv.: Ot Kiyevskoy Rusi do Moskovskogo tsarstva / Avt.-sost. S.V. Perevezentsev, A.A. Shirinyants, D.V. Yermashov. M.: Sotsial'no-politicheskaya mysl', 2005. 156 s.].

Русская социально-политическая мысль. 1850–1860-е годы: Хрестоматия / под ред. А.А. Ширинянца. М.: Изд-во Московского университета, 2012. 896 с. [Russkaya sotsial'no-politicheskaya mysl'. 1850–1860-ye gody: Khrestomatiya / pod red. A.A. Shirinyantsa. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2012. 896 s.].

Русская социально-политическая мысль. XI–XVII вв.: Хрестоматия / под ред. А.А. Ширинянца, С.В. Перевезенцева. М.: Изд-во Московского университета, 2011. 728 с. [Russkaya sotsial'no-politicheskaya mysl'. XI–XVII vv.: Khrestomatiya / pod red. A.A. Shirinyantsa, S.V. Perevezentseva. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2011. 728 s.].

Русская социально-политическая мысль. Первая половина XIX века. Хрестоматия / под ред. А.А. Ширинянца. М.: Изд-во Московского университета, 2011. 880 с. [Russkaya sotsial'no-politicheskaya mysl'. Pervaya polovina XIX veka. Khrestomatiya / Sost.: A.A. Shirinyants, I.Y. Demin; podg. tekstov: A.M. Rep'yeva, M.K. Kovtunenko, A.I. Voloshin; pod red. A.A. Shirinyantsa. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2011. 880 s.].

Шевырев С.П. Избранные труды / Сост. К.В. Рясенцев, А.А. Ширинянц; автор вступ. ст. А.А. Ширинянц; авторы коммент. М.К. Кирюшина, К.В. Рясенцев, А.А. Ширинянц. М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. 680 с. [Shevyrev S.P. Izbrannyye trudy / Sost. K.V. Ryasentsev, A.A. Shirinyants; avtor vstup. st. A.A. Shirinyants; avtory komment. M.K. Kiryushina, K.V. Ryasentsev, A.A. Shirinyants. M.: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya, 2010. 680 s.].

Ширинянц А.А. О специфике истории социально-политической мысли России // Общественная мысль России: истоки, эволюция, основные направления / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. С. 536–546. [Shirinyants A.A. O spetsifike istorii sotsial'no-politicheskoy mysli Rossii // Obshchestvennaya mysl' Rossii: istoki, evolyutsiya, osnovnyye napravleniya / Otv. red. V.V. Shelokhayev. M.: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya, 2011. S. 536–546.].

Ширинянц А.А. Хранительство как основание консервативной политической культуры интеллигенции (опыт пореформенной России): концепция русской монархии // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2006. № 4. С. 69–87. [Shirinyants A.A. Khranitel'stvo kak osnovaniye konservativnoy politicheskoy kul'tury intelligentsii (opyt poreformennoy Rossii): kontseptsiya russkoy monarkhii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12. Politicheskiye nauki. 2006. № 4. S. 69–87.].


  1. Хранители России. Антология. Т. 1–6. 2015–2018. 

  2.  Русская социально-политическая мысль XI–XVII вв.; Русская социально-политичес-кая мысль. Первая половина XIX в.; Русская социально-политическая мысль. 1850–1860-е гг. 

  3.  Ермашов 1999; Мячин, Ширинянц 1995; Русская социально-политическая мысль 2002; Аксаков, Аксаков 2010; Карамзин 2010; Погодин 2010; Шевырев 2010; Мырикова, Ширинянц 2011. 

  4.  Андерсон 2009; 2013; 2014; 2016; Перевезенцев 2008; Ширинянц 2011. 

  5. Концепция русского «хранительства» была предложена профессором МГУ М.А. Маслиным в начале 2000-х гг. и разрабатывается Д.В. Ермашовым, С.В. Перевезен-цевым, А.А. Ширинянцем и др. (См.: Ермашов, Ширинянц 2006; Перевезенцев, Ширинянц 2017; 2016; Ширинянц 2006). 

  6. См. подробнее: Перевезенцев 2019. 

  7. Хранители России. Т. 2. 2015: 51. 

  8. Хранители России. Т. 3. 2016: 8. 

  9.  О концепции русской духовно-политической мысли см.: Перевезенцев 2015; 1999; 2018; Русская социально-политическая мысль X — начала XX в. 2005; и др.