История социально-политической мысли, другими словами, «критика идей», наряду с политической философией и политической социологией – важнейшая, конститутивная часть политической науки. Известно, что без истории нет теории. Более того, в известном смысле история политической мысли – это сама политология, политическая наука, представляющая собой, как и любая наука, массив непрерывно пополняемого и обновляемого научного наследия. С такой точки зрения, справедливым будет следующее умозаключение: с одной стороны, представление о том, что такое история политологии, основано на определенном видении того, что такое политология, с другой – представление о том, что такое политология, определяется тем, как осмыслена ее история1. Для тех, кто изучает историю мысли, главной задачей научной деятельности можно признать сохранение исторической памяти, возвращение забытых имен, публикацию и републикацию важнейших социально-политических текстов, созданных мыслителями прошлого. Поэтому в системе политологического знания сегодня, наряду с историей социально-политической мысли, развивается как наука и учебная дисциплина политическая текстология2.

Большую роль в научном развитии истории социально-политических учений в России и в становлении политической текстологии в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова играет замечательный ученый и педагог – Кирилл Михайлович Андерсон, которому 22 июля 2019 года исполнилось 70 лет.

История социально-политических учений – направление исследований, опирающееся на традиции отечественной школы истории общественной мысли. К.М. Андерсон, в какой-то мере, живое воплощение этих традиций. Волею судьбы он оказался связан с главными оплотами истории социальной мысли – сначала с сектором произведений К. Маркса и Ф. Энгельса Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, где принимал участие в подготовке собрания сочинений Маркса и Энгельса на английском языке и прошел хорошую школу археографии, текстологии, затем – с отделом истории общественной мысли и социальных движений Института всеобщей истории АН СССР, в котором трудился рядом с исследователями высочайшего уровня – В.С. Библером, В.М. Володарским, И.Н. Осиновским, Б.Ф. Поршневым, Т.А. Павловой, Л.С. Чиколини. Его «духовными учителями» стали крупнейшие специалисты по утопическому социализму А.Э. Штекли и Г.С. Кучеренко. Под руководством последнего К.М. Андерсон успешно защитил кандидатскую диссертацию «Оуэнизм и формирование идеологии британского кооперативного движения первой половины XIX в.».

О Роберте Оуэне и своем исследовании его учения К.М. Андерсон высказывается честно «А что касается Оуэна, то поначалу как-то не складывались у меня с ним отношения, потому что, в отличие от сумасшедшего Фурье, от безумного Сен-Симона (гениально безумного и гениально сумасшедшего), Оуэн как-то очень прямолинеен, очень скучен и очень пресен. …И пока я не нашел своего видения, своего Оуэна, в общем-то, я им тяготился. А когда нашел, стало все гораздо интереснее, потому что, скажем так, появился мой Оуэн, который кому-то понравится меньше, чем Оуэн других историков, но, по крайней мере, это мой, и его можно отличить от других. В этом-то смысл истории и заключается, что-бы найти свою точку зрения, создать свой портрет, свою картину. Это где-то сродни писательству, только писатель имеет больше права на домыслы, вымыслы, на домысливание, а историк обязан опираться на те материалы, на те свидетельства и доказательства, которые есть. Без доказательств мы не можем существовать. Другое дело, что большей частью эти доказательства достаточно либеральны, их можно толковать и так, и так: стакан наполовину полон или наполовину пуст, и то и другое – правда»3.

Диссертация была успешно защищена, на ее основе в издательстве «Наука» вышла книга «Оуэнисты в Британии…»4. Главный сюжет книги – трансформация социально-политических доктрин в процессе их распространения в обществе. Сложившаяся в отечественной историографии еще в 1920-е гг. концепция развития общественной мысли сосредотачивалась на анализе сочинений отдельных авторов, сопоставлении их взглядов с положениями марксизма в его «научно-коммунистической» версии. Под влиянием Б.Ф. Поршнева, в 1970-е гг. намечается переход от статичного описания доктрин к анализу динамики их распространения в разных социальных сферах, их интерпретации учениками и приверженцами, влияния на массовые организации и обратное влияние практики на доктрины. В данном случае, К.М. Андерсон, на примере, пожалуй, самого влиятельного реформатора XIX в., прослеживает историю возникновения оуэнизма, как течения, не тождественного учению Роберта Оуэна, раскрывает воздействие его положений на кооперативное движение, од-но из самых многочисленных в то время. Новый ракурс смещал фокус с личности Оуэна на его учеников и последователей, роль которых преуменьшалась ранее, а их творчество практически не изучалось. Отличало эту работу и то, что автор использовал новые источники, прежде всего прессу XIX века, памфлеты и агитационные материалы, позволившие по- новому взглянуть на отношения основоположников учений с их учениками-интерпретаторами (проблема непреходящая для истории общественной мысли – Сен-Симон и сенсимонизм, Маркс и марксизм и т.д.) Кстати говоря, спустя годы, К.М. Андерсон «развернулся» к Оуэну и издал интересный сборник «Роберт Оуэн: жизнь и идеи»5.

После защиты диссертации, К.М. Андерсон был вовлечен в научную организационно-управленческую деятельность: заведовал отделом истории общественной мысли Института всеобщей истории АН СССР, позже стал директором Российского государственного архива социально-политической истории и руководил им шестнадцать лет. Работал в многочисленных общественных организациях – был вице-президентом Советского общества по изучению XVIII в., членом правления Международного фонда Маркса-Энгельса, координационного совета Международной Ассоциации институтов рабочей истории, получил международное признание как ученый и организатор науки, стал «Почетным архивистом» России, награжден медалью «В память 850-летия Москвы», императорскими медалью «За усердие и помощь» и орденом Св. Анны 3-й ст.

По приглашению заведующего кафедрой истории социалистических учений философского факультета, профессора Н.И. Бочкарева, в 1981 г. К.М. Андерсон начал преподавать в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. В 1990 г. кафедра была переименована и стала кафедрой истории социально-политических учений, а в 2008 г. вошла в состав созданного в МГУ факультета политологии.

Об истории мысли К.М. Андерсон готов говорить долго и мудро: «Мы привыкли к линейному течению времени, линейное течение можно представить так: мы идем по плоскости и идем, но в нашем представлении линейное движение – это какой-то подъем. То есть с каждым годом все светлей и радостней нам жить… соответственно, те, кто был до, они оказываются где-то там… а мы выше. Мы не дальше, мы выше. А на самом деле все эти эпохи – отдельные острова, которые связаны какими-то проливами, но это отдельные острова. Линейное восприятие, которое нам свойственно, иногда вредит пониманию общей картины развития»6.

В своей преподавательской работе доцент факультета политологии К.М. Андерсон успешно соединил традиции академической и университетской науки. Опыт подобного сочетания был передан многим ученикам (под научным руководством К.М. Андерсона подготовлены шесть кандидатов наук, более сотни специалистов, бакалавров и магистров). Перечень тем диссертационных работ учеников К.М. Андерсона впечатляет и свидетельствует о широте интересов и энциклопедичности познаний их учителя: «Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX – начала XX в.» (Авакян Д.А., 2017); «Политическая теория Г. Дж. Уэллса» (Яковлева А.Ф., 2007); «Политическая доктрина Трудовой народно-социалистической партии: 1906–1920» (Емельянов Е.В., 2005); «Политическая идеология французского консерватизма первой половины XIX века» (Гордеев К.А., 2003); «Чарльз Кингсли и английский христианский социализм середины XIX века» (Новиченко И.Ю., 2001); «Анархизм в общественной мысли Британии в конце XIX в.» (Копылова М.А., 1995). О качестве этих работ говорит то, что многие из них были изданы как монографии7.

К.М. Андерсон блестяще читает общие курсы лекций по истории социально-политических учений зарубежных стран и по истории зарубежной конфликтологии для студентов факультета политологии и философского факультета МГУ. Востребованы его межфакультетские курсы «Принуждение к счастью: политический радикализм Нового времени» и «Государства обетованные: социальные утопии Нового времени». Успехом пользуются курсы «Источниковедение истории политической мысли», «История социально-политической мысли: источники и археография», «Поиск и обработка научной информации». Однажды К.М. Андерсон заметил: «…любое ремесло, а ремесло историка тем более – оно самое разнообразное: преподавание, какая-то популяризация знаний, телевидение… Преподавание – это одна из наиболее живых, приятных, большей частью, и полезных форм применения ремесла историка. Оно заставляет держать форму, ты видишь реакцию, тебя заставляют быть в тонусе, следить за новинками, и прочее, и прочее»8. Действительно, преподавание, как верно считает Андерсон-доцент, – форма популяризации научных знаний. Отсюда разнообразные приложения ремесла самого Андерсона-историка: от разработки сугубо академических сюжетов, до написания предисловий к изданиям для юношества, сценариев телевизионных передач, участия в радио и телепрограммах9.

Еще одна цитата «из Андерсона»: «Есть вещи, которые я делал и которые можно назвать чисто академическими, хотя даже в академических вещах я всегда старался писать литературно, потому что язык – это тоже орудие ремесла. В конце концов, ни один человек на этом свете не обязан читать тебя. Если ты хочешь, чтобы тебя прочли, пиши так, чтобы тебя читали. Я писал для детской литературы, в основном, предисловия. Это другой стиль, другое предназначение. Честно могу сказать, что недавно попалась мне пара моих книжек, которые где-то валялись. По-моему, «Сэр Найджел» Конан Дойла, Вальтер Скотт «Талисман», «История Англии для детей» Диккенса… я для них писал предисловия. А, кстати, верх нахальства, я писал предисловие к Библии для детей. Тогда издательство детской литературы выпустило…»10.

Владея пятью европейскими языками и хорошими редакторскими навыками, К.М. Андерсон много сделал в области публикации документальных источников (от перевода и археографической подготовки работ мыслителей XIX века11 до участия в качестве подготовителя и редактора изданий архивных материалов12). Так, первая публикация на русском языке проекта американского утописта, основателя Рабочей партии штата Нью-Йорк (1829) Т. Скидмора вышла в знаменитой «волгиновской серии» «Предшественники научного социализма»13. Как считает К.М. Андерсон, сочинение Скидмора не только отражает особенности американской мысли того периода, пережившей всплеск интереса к радикальным утопиям, но, парадоксальным образом, теоретически предваряет, в частности, то, что было сделано в новейшей России в ходе ваучерной приватизации 1992–1994 гг.

Характерно высказывание К.М. Андерсона о крупнейшем советском историке домарксистской мысли академике В.П. Волгине и о самой истории мысли: «Он был больше подверстан, скажем, под историю домарксистских учений. В какой-то степени это был волгинский вариант, потому что Волгин сделал несколько очень хороших вещей: во-первых, он выделил историю общественной мысли (пускай домарксистской, а не марксистской) в отдельное направление, и это действительно отдельное направление. Собственно, одно направление в истории отличается от другого только источниками, какими источниками вы пользуетесь. Если вы пользуетесь определенными источниками, то это требует определенной методики, определенной техники работы с этими источниками. Скажем, для истории общественной мысли это авторские тексты, пресса, публицистика, художественная литература. Тот же самый Томас Мор, его «Утопия» – художественная литература. Это иконография»14.

Ряд изданий документальных источников, в подготовке которых участвовал К.М. Андерсон, получил признание научной общественности, а некоторые книги были удостоены наград15. Не менее значимы его научные публикации, посвященные разнообразным сюжетам и темам истории социально-политической мысли. Обладая хорошим литературным стилем, К.М. Андерсон в своем творчестве тяготеет к жанру исторического портрета, часто принимающего форму эссе, сочетающего научный анализ с занимательностью изложения. Как пример можно привести книгу К.М. Андерсона об У. Черчилле, которая стала бестселлером, во многом потому, что в ней, по словам автора, нарисован исторический портрет без прикрас, представляющий сэра Черчилля человеком случая, правда, умевшим порой им пользоваться16.

Все это свидетельствует о том, что К.М. Андерсон по праву занимает почетное место в ряду исследователей истории общественной мысли, организаторов и популяризаторов науки, а, главное – университетских педагогов.


БИБЛИОГРАФИЯ / REFERENCES

Авакян Д.А. Промышленная революция и урбанизация в английской и французской политической мысли XIX – начала XX века. М.: Наука, 2020. 86 с. [Avakyan D.A. Promyshlennaya revolyutsiya i urbanizatsiya v angliyskoy i frantsuzskoy politicheskoy mysli XIX - nachala XX veka. M.: Nauka, 2020. 86 s.].

Акулова А.А., Артамонова Ю.Д., и др. Текст остаётся текстом? (круглый стол) // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. № 2. URL: http://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/806. [Akulova A.A., Artamonova Yu.D., i dr. Tekst ostayotsya tekstom? (kruglyy stol)] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 2017. № 2. URL: http://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/806].

Андерсон К. Невыдуманная история, рассказанная Чарлзом Диккенсом // Диккенс Ч. История Англии для детей / А Child`s History of England. М.: АСТ, Астрель, 2002. С. 5-11. [Anderson K. Nevydumannaya istoriya, rasskazannaya Charlzom Dikkensom // Dikkens CH. Istoriya Anglii dlya detey / A Child`s History of England. M.: AST, Astrel', 2002. S. 5-11.].

Андерсон К.М. О советской интеллигенции, эстетических предпочтениях сталинских министров и встрече с убийцей Троцкого. Беседа 26 марта 2010 года. Ведущий Б.А. Прокудин // Устная история. URL: http://oralhistory.ru/members/anderson. [Anderson K.M. O sovetskoy intelligentsii, esteticheskikh predpochteniyakh stalinskikh ministrov i vstreche s ubiytsey Trotskogo. Beseda 26 marta 2010 goda. Vedushchiy B.A. Prokudin // Ustnaya istoriya [Elektronnyy resurs]. URL: http://oralhistory.ru/members/anderson].

Андерсон К.М. Оуэнисты в Британии: Утопический социализм и общественные движения в Англии, 1810–1830-е гг. / Отв. ред. Л.С. Чиколини. М.: Наука, 1989. 256 с. [Anderson K.M. Ouenisty v Britanii: Utopicheskiy sotsializm i obshchestvennyye dvizheniya v Anglii, 1810–1830-ye gg. / Otv. red. L.S. Chikolini. M.: Nauka, 1989. 256 s.].

Андерсон К.М. Уинстон Черчилль. Политик на все времена. М.: АСТ – Пресс, 2013. (Серия «Путеводитель по истории мира»). 128 с. [Anderson K.M. Uinston Cherchill'. Politik na vse vremena. M.: AST – Press, 2013. (Seriya «Putevoditel' po istorii mira»). 128 s.].

Андерсон К.М. Утописты и прагматики: эпизоды истории общественной мысли Запада / Под ред. А.А. Ширинянца. М.: Изд-во Московского университета, 2019. (Сер. «Библиотека факультета политологии МГУ»). 386 с. [Anderson K.M. Utopisty i pragmatiki: epizody istorii obshchestvennoy mysli Zapada / Pod red. A.A. Shirinyantsa. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2019. (Seriya «Biblioteka fakul'teta politologii MGU»). 386 s.].

Андерсон К.М., Бойцова О.Ю., и др. «Политическая текстология как наука и учебная дисциплина»: круглый стол // SCHOLA-2013: Материалы международной научной конференции «Политика в текстах – тексты в политике: наука истории идей и учений» / Под ред. Шутова А.Ю., Ширинянца А.А.; сост. Волошин А.И. М.: Изд-во Московского университета, 2013. С. 341-357. [Anderson K.M., Boytsova O.Yu., i dr. «Politicheskaya tekstologiya kak nauka i uchebnaya distsiplina»: kruglyy stol // SCHOLA-2013: Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Politika v tekstakh - teksty v politike: nauka istorii idey i ucheniy» / Pod red. Shutova A.Yu., Shirinyantsa A.A.; sost. Voloshin A.I. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2013. S. 341-357.].

Андерсон К.М., Бойцова О.Ю., и др. Политическая текстология как наука и учебная дисциплина: материалы круглого стола // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2014. № 4. С. 110-136. [Anderson K.M., Boytsova O.Yu., i dr. Politicheskaya tekstologiya kak nauka i uchebnaya distsiplina: materialy kruglogo stola // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12. Politicheskiye nauki. 2014. № 4. S. 110-136.].

Андерсон К.М., Бойцова О.Ю., и др. Актуальные вопросы истории социально-политических учений и политической текстологии: материалы круглого стола // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2016. № 4. С. 91-127. [Anderson K.M., Boytsova O.Yu., i dr. Aktual'nyye voprosy istorii sotsial'no-politicheskikh ucheniy i politicheskoy tekstologii: materialy kruglogo stola // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 12: Politicheskiye nauki. 2016. № 4. S. 91-127.].

Андерсон К.М., Мырикова А.В., и др. Политология как история идей: материалы круглого стола // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2009. № 4. С. 65-81. [Anderson K.M., Myrikova A.V., i dr. Politologiya kak istoriya idey: materialy kruglogo stola // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 12: Politicheskiye nauki. 2009. № 4. S. 65-81.].

Библейские легенды / Пересказ М. Письменного; Вступление К. Андерсона; Иллюстрации Г. Доре. М.: Детская литература; Фонд помощи развития культуры, 1992. 285 с. [Bibleyskiye legendy / Pereskaz M. Pis'mennogo; Vstupleniye K. Andersona; Illyustratsii G. Dore. M.: Detskaya literatura; Fond pomoshchi razvitiya kul'tury, 1992. 285 s.].

Емельянов Е.В. Социально-политический идеал народных социалистов (1906-1920). М.: Социально-политическая мысль. 2004. 37 с. [Yemel'yanov Ye.V. Sotsial'no-politicheskiy ideal narodnykh sotsialistov (1906-1920). M.: Sotsial'no-politicheskaya mysl'. 2004. 37 s.].

Кремлевский кинотеатр: 1928-1953: документы / сост.: К. М. Андерсон [и др.]; ред. Г. Л. Бондарева; [Л. В. Максименков - введение]. М.: РОССПЭН, 2005. (Серия «Культура и власть от Сталина до Горбачева»). 1117 с. [Kremlevskiy kinoteatr: 1928-1953: dokumenty / sost.: K. M. Anderson [i dr.]; red. G. L. Bondareva; [L. V. Maksimenkov – vvedeniye]. M.: ROSSPEN, 2005. (Seriya «Kul'tura i vlast' ot Stalina do Gorbacheva»). 1117 s.].

Новиченко И.Ю. Чарльз Кингсли и английский христианский социализм середины XIX века. М.: РОССПЭН, 2001. 296 с. [Novichenko I.Yu. Charl'z Kingsli i angliyskiy khristianskiy sotsia-lizm serediny XIX veka. M.: ROSSPEN, 2001. 296 s.].

Отечество в Великой войне 1941-1945 годов. Образы и тексты / Под общ. ред. А.К. Сорокина, А.Ю. Шутова; авт.-сост. К.М. Андерсон [и др.]. М.: Политическая энциклопедия, 2015. 280 с. [Otechestvo v Velikoy voyne 1941-1945 godov. Obrazy i teksty / Pod obshch. red. A.K. Sorokina, A.YU. Shutova; avt.-sost. K.M. Anderson [i dr.]. M.: Politicheskaya entsiklopediya, 2015. 280 s.].

Роберт Оуэн: Жизнь и идеи / Сост. К.М. Андерсон, А.А. Зоткин; Вступ. статья К.М. Андерсона; Подг. текстов: А.Н. Линде, О.Д. Тальской при участии А.И. Волошина; Под редакцией К.М. Андерсона, А.А. Ширинянца. М.: Издательство Московского университета, 2014. (Серия «Библиотека факультета политологии МГУ»). 272 с. [Robert Ouen: Zhizn' i idei / Sost. K.M. Anderson, A.A. Zotkin; Vstup. stat'ya K.M. Andersona; Podg. tekstov: A.N. Linde, O.D. Tal'skoy pri uchastii A.I. Voloshina; Pod redaktsiyey K.M. Andersona, A.A. Shirinyantsa. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2014. (Seriya «Biblioteka fakul'teta politologii MGU»). 272 s.].

Россия в Великой войне 1914-1918 годов. Образы и тексты / Под общ. ред. А.К. Сорокина, А.Ю. Шутова; авт.-сост. К.М. Андерсон [и др.]. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 280 с. [Rossiya v Velikoy voyne 1914-1918 godov. Obrazy i teksty / Pod obshch. red. A.K. Sorokina, A.Yu. Shutova; avt.-sost. K.M. Anderson [i dr.]. M.: Politicheskaya entsiklopediya, 2014. 280 s.].

Русская социально-политическая мысль X - начала XX века: Учебно-методическое пособие. Часть I. История политических учений России X–XVII вв.: От Киевской Руси до Московского царства / Под ред. С.В. Перевезенцева / Авт.-сост.: Д.В. Ермашов [и др.]. М.: Информационно-издательская продюсерская компания «Ихтиос», издательство Социально-политическая мысль, 2005. 156 с. [Russkaya sotsial'no-politicheskaya mysl' X - nachala XX veka: Uchebno-metodicheskoye posobiye. Chast' I. Istoriya politicheskikh ucheniy Rossii X–XVII vv.: Ot Kiyevskoy Rusi do Moskovskogo tsarstva / Pod red. S.V. Perevezentseva / Avt.-sost.: D.V. Yermashov [i dr.]. M.: Informatsionno-izdatel'skaya prodyuserskaya kompaniya «Ikhtios», izdatel'stvo Sotsial'no-politicheskaya mysl', 2005. 156 s.].

Скидмор Т. Права человека на собственность / Пер. с англ., коммент. и вступит. статья К.М. Андерсона; Отв. ред. И. Н. Осиновский. М.: Наука, 1988. (Серия «Предшественники научного социализма»). 448 с. [Skidmor T. Prava cheloveka na sobstvennost' / Perevod s angliyskogo, kommentarii i vstupitel'naya stat'ya K. M. Andersona; Otv. red. I.N. Osinovskiy. M.: Nauka, 1988. (Seriya «Predshestvenniki nauchnogo sotsializma»). 448 s.].

Ширинянц А.А. Политическая текстология в Московском университете // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Сер.1. Гісторыя і археалогія. Філасофія. Паліталогія. 2019. № 1. С. 145-150. [Shirinyants A.A. Politicheskaya tekstologiya v Moskovskom univiersitietie // Viesnik Hrodzienskaha dziaržaŭnaha ŭniviersiteta imia Janki Kupaly. Sieryja 1. Historyja i archiealohija. Filasofija. Palitalohija. 2019. № 1. S. 145-150].

Ширинянц А.А. Политическая текстология как наука и учебная дисциплина. Проблемы становления // Современная наука и инновации, 2018. № 4. С. 228-234 [Shirinyants A.A. Politicheskaya tekstologiya kak nauka i uchebnaya distsiplina. Problemy stanovleniya // Sovremennaya nauka i innovatsii, 2018. № 4. S. 228-234].

Яковлева А.Ф. Новые миры Герберта Уэллса: реальность вместо фантастики. М.: Управление технологиями, 2006. 136 с. [Yakovleva A.F. Novyye miry Gerberta Uellsa: real'nost' vmesto fantastiki. M.: Upravleniye tekhnologiyami, 2006. 136 s.].

Klehr H., Haynes J.E., Anderson K.M. The Soviet World of American Communism. New Haven and London: Yale University Press, 1998. 377 p.


  1. См.: Русская социально-политическая мысль 2005: 8-9; Андерсон, Мырикова 2009. 

  2. Андерсон, Бойцова 2013; 2014; 2016; Акулова, Артамонова 2017; Ширинянц 2018; 2019. 

  3. Андерсон 2010. 

  4. Андерсон 1989. 

  5.  См.: Роберт Оуэн 2014. 

  6. Андерсон 2010. 

  7. См.: Авакян 2020; Яковлева 2006; Емельянов Е.В. 2004; Новиченко 2001, и др. Не менее интересные темы исследуют под научным руководством К.М. Андерсона и студенты. Например, в 2018-2019 гг. были защищены выпускные квалификационные работы «Идейные истоки политической концепции В. Вильсона», «Политические идеи Ж. Сореля: история и современность», «Расовый вопрос в идеологической деятельности Коминтерна», «Социально-политические воззрения У. Морриса», «Формирование англосаксонской традиции феминизма в XIX – начале XX века» и др. 

  8. Андерсон 2010. 

  9. См.: Андерсон 1989; Андерсон 2002; Библейские легенды 1992; и др. 

  10. Андерсон 2010. 

  11. См.: Скидмор 1988, и др. 

  12. См.: Klehr, Haynes, Anderson 1998; Россия в Великой войне 2014, и др. 

  13. Одним из рецензентов выступил заведующий кафедрой истории социалистических учений философского факультета МГУ, д.ф.н. Н.И. Бочкарев. 

  14. Андерсон 2010. 

  15. Сборник «Кремлевский кинотеатр. 1928–1953. Документы» отмечен в 2006 г. дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков, книга «Отечество в Великой войне 1941–1945 гг. Образы и тексты» стала победителем Всероссийского конкурса «Просвещение через книгу» за 2016 г. в номинации «Лучшая духовно-патриотическая книга». – См.: Кремлевский кинотеатр 2005; Отечество в Великой войне 2015. 

  16. Андерсон 2013.