Возникновение в США в XIX в. многочисленных «групп ненависти», объединяющих преимущественно белых расистов, националистов и супрематистов, и многочисленные конфликты на расовой почве свидетельствуют о серьезных трудностях, с которыми в своей истории сталкивалась страна. В современных Соединенных Штатах действуют более 900 «групп ненависти» и экстремистских организаций1. Наиболее сильные радикальные движения – Ку-клукс-клан и неоконфедераты, «Христианская Идентичность», белые националисты, исламисты, черные и латиноамериканские сепаратисты и расисты. Большинство из указанных «групп ненависти» основывают свою идеологию на расизме, национализме и религиозной нетерпимости. Представления о превосходстве одной расы над другими имеют долгую историю. Зачатки расизма (проторасизм, этноцентризм) можно увидеть уже в античности (утверждения Аристотеля об исконном рабстве варваров) и средневековье (испанская доктрина «чистоты крови» в период Реконкисты). Большим толчком к развитию идеологии и практики белого (европейского) расизма стала колонизация других стран и континентов в эпоху Великих географических открытий. В XIX – первой половине ХХ в. наблюдался расцвет национализма, который нередко смешивался с расизмом, «на-ция» и «народ» часто отождествлялись с «расой». Видными теоретиками расизма в Европе были Ж.А. де Гобино, Ж.В. де Лапуж, Х. Чембер-лен, Г. Гюнтер. Белый расизм нашел практическое воплощение в просуществовавшем почти столетие режиме расовой сегрегации в южных штатах США, в политике апартеида (апартхейда) в ЮАР и в практике геноцида, осуществлявшейся нацистами во времена Третьего Рейха.
В Америке расизм получил идейное обоснование в середине XIX в. в трудах апологетов рабовладения, видевших в «цветных» низшую, интеллектуально неразвитую и зависимую от белых расу, а практическое воплощение – в террористической деятельности Ку-клукс-клана и подобных организаций и групп2. Расисты заявляли о своем желании защитить привилегированный статус белых американцев-протестантов, составлявших большинство населения страны, «взять под контроль» и подавить политическую активность освободившихся от рабства афроамериканцев3. Нападения на негров происходили в основном с 1865 г. по 1968 г. Впоследствии к списку врагов куклуксклановцев были добавлены коммунисты, социалисты, либералы, нелегальные торговцы алкоголем, католики, евреи, гомосексуалисты, «новые иммигранты» из Южной Европы (прежде всего, из Италии). «Самобытный» американский расизм в ХХ в. испытал на себе влияние и зарубежных доктрин, в первую очередь, германского нацизма. В США наиболее сильны были расизм белых, черных и латиноамериканцев. Расизм препятствовал интеграции граждан страны в единую нацию. Периодически происходило обострение расовых проблем на фоне постепенного ухудшения условий жизни для некоторых категорий населения. Из-за массовой иммиграции белые граждане боятся превратиться в меньшинство к середине XXI в. Дело в том, что не-испаноязычные белые американцы насчитывают в настоящее время 61-65% населения, латиноамериканцы – до 17,6%, афроамериканцы – 12-13%, азиаты – около 5,6%, люди смешанного происхождения и коренные американцы – более 4%4.
Белый национализм, супрематизм и расизм представлен множеством групп и организаций, отличающихся идеологическим разнообразием. Старейшей расистской организацией, совершившей наибольшее количество убийств и нападений, является Ку-клукс-клан, основанный в декабре 1865 г. Клан распадался и возрождался несколько раз, пережил серию расколов, был значительно ослаблен инфильтрацией правительственных агентов. Но до сих пор существуют несколько десятков групп кланистов, объединяющих от 5 до 8 тыс. чел. («Имперские Кланы Америки», «Белые Рыцари Ку-клукс-клана», «Рыцари Восточного побережья Истинной Невидимой Империи», «Церковь Национальных Рыцарей Ку-клукс-клана», «Христианские Американские Рыцари Ку-клукс-клана», «Рыцари Ку-клукс-клана Великих озер», «Конфедеративные Белые Рыцари Ку-клукс-Клана» и т.п.)5.
Близки по идеологии к куклуксклановцам неоконфедераты, ориентированные на историческое наследие Конфедерации и «ценности» южных штатов. Для Америки Гражданская война 1861–1865 гг. стала крупнейшим вооруженным конфликтом по масштабу жертв за всю историю страны. На полях сражений погиб каждый пятый южанин. Они сражались не только за сохранение рабства, но и отстаивали право на создание своего государства, защищали родной штат, свою частную собственность. Южане умело воевали с северянами, в боях понесли меньше потерь. Мужество рядовых конфедератов и военный талант их полководцев пользовались уважением среди многих американцев. После войны в США существовал серьезный раскол между Севером и Югом, но спустя 30 лет были сделаны шаги к полному примирению. В стране стали устанавливаться памятники героям Конфедерации. Сохранившаяся историческая память о Гражданской войне иногда обращается в современную политику. В США консервативная часть общества по-прежнему чтит память предков-южан, хотя и понимает, что те сражались не совсем за правое дело (институт рабства современные американцы поддерживать не могут). Консерваторы защищают памятники генералам, офицерам и солдатам армии Юга. Их оппоненты из числа левых радикалов и леволиберального лагеря уже с 1960–1970-х гг. требуют снести эти мемориалы и запретить флаг рабовладельческой Конфедерации. Неоконфедераты исповедуют ультраконсерватизм, идеи о «превосходстве белых», говорят о возможной в будущем «расовой войне» и даже заявляют о сепаратистских устремлениях. Крупнейшей их современной группой является «Лига Юга», основанная в 1994 г.
Активно сотрудничали с Ку-клукс-кланом неонацисты, белые националисты, различные формирования добровольческих «ополчений» и «патрулей», противники иммиграции и ислама, активизировавшиеся после террористических актов 11 сентября 2001 г., а также немногочисленные группы «Христианской Идентичности», проповедующие расизм в религиозной форме. Организации белых экстремистов составляли 2/3 от общего числа «групп ненависти» в США. Наиболее известны из них «Национальный альянс», «Национальный авангард», «Движение за творчество» («Всемирная Церковь Создателя»), «Американская партия свободы», «Нацистское движение» (бывшая «Американская нацистская партия», основана в 1959 г.), «Совет консервативных граждан», «Амери-канский пограничный патруль», «Общество Джона Берча», «Конституционное ополчение Алабамы», «Гражданское ополчение Аляски», «Техасское ополчение», «Ополчение штата Аризона», «Конституционная партия», «Американская патриотическая партия», «Американские патриоты-трехпроцентники». Для большинства ультраправых группировок характерно стремление вооружаться, проходить военную подготовку (несмотря на желание властей законодательно ограничить подобную деятельность). Ультраправые организации отличает крайне негативное и подозрительное отношение к федеральному правительству, которое якобы стремится ограничить права граждан и вступает в сговор с некими наднациональными, глобалистскими силами.
Белые расисты, а также некоторые правые республиканцы были обеспокоены происходившими процессами («Мы теряем страну, в которой выросли»). Радикальные сдвиги наблюдаются не только в расово-этнической сфере, но и в образе жизни, традициях, культуре и в общест-венной морали. Известный палеоконсерватор и бывший крайне правый республиканец Патрик Бьюкенен (род. 1938) утверждал, что уже более полувека идет «культурная и социальная революция», изменившая облик Америки. По его мнению, «люди хотят от властей действий, но элита не предпринимает ровным счетом ничего». «Мы хвастаемся тем, что являемся «последней сверхдержавой», однако нам не хватает решимости защищать наши границы и требовать от иммигрантов обязательной ассимиляции в обществе. Возможно, общая любовь к доллару позволит преодолеть культурную пропасть, и в дальнейшем мы будем счастливо жить вместе – как граждане «первой универсальной нации» … Но Дядя Сэм очень и очень рискует, принимая на своей территории диаспору из десятков миллионов человек, принадлежащих к иной, нежели белые американцы, расе. Если мы допустим роковую ошибку, исправить ее уже не удастся – и наши дети ощутят на себе все сомнительные «прелести» балканизации»6. Бьюкенену вторил Самюэль Хантингтон (1927–2008), предупреждавший, что США могут превратиться в страну, по ко-торой будет проходить «линия разлома» между цивилизациями. Больше всего его беспокоили миграционные волны латиноамериканцев в юго-западные штаты, которые привели к их «испанизации», распространению испанского языка и испаноязычной культуры. «Мирное вторжение» миллионов мексиканцев через границу является «прямой угрозой» для безопасности, культурной целостности и национальных интересов Америки. Этот вызов «доминирующему англо-протестантскому ядру», исторически сложившейся американской идентичности может привести, если не к гражданской войне, то к усилению нелояльности. Так, в случае гипотетического вооруженного конфликта Соединенных Штатов с Китаем в регионе с «преобладающим испаноязычным населением» будет «особенно сильна оппозиция войне». «И жители, и правительства этих (населенных мексиканцами) штатов» заявят, что это «не наша война» и попытаются «устраниться по примеру Новой Англии в войне 1812 г.»7.
Крайний «белый консерватор» и сторонник «расового реализма» Джаред Тэйлор (род. 1951) является де-факто одним из идеологов современного белого национализма и расизма, принявшего наукообразную форму. Вслед за Бьюкененом он заявил о «полном провале» политики расовой интеграции и политкорректности в США, а также о сти-хийно начавшейся на местах новой сегрегации. В современной Америке, по его мнению, происходит борьба между четырьмя «расовыми самосознаниями»: черным, латиноамериканским, азиатским и белым. Выход из кризиса Тейлор видит в изменении иммиграционной политики вплоть да запрета иммиграции, поскольку «совершенно неразумно – добавлять еще больше разнородных элементов к населению, уже разделенному разнообразием». Но американские политики «слишком боятся обвинения в расизме, чтобы сделать такой очевидный вывод». «Мы не можем сохранить прежнюю Америку с новыми людьми, ее населяющими». «Демографические силы, которые мы привели в действие, создали крайне нестабильные и потенциально провоцирующие насилие условия. Все расовые группы, кроме белых американцев, растут в численности и имеют четкую самоидентификацию. Только белые лишены расовой принадлежности, постоянно находятся в обороне и даже отступают. У них есть выбор: вновь обрести чувство расовой идентичности и решимость для поддержания своей численности, своих традиций, своего образа жизни – или кануть в Лету»8.
Несмотря на то, что в 1964 г. Конгрессом был принят Закон о граж-данских правах, запретивший расовую дискриминацию, проблемы сохранялись. Напряженность в отношениях между представителями разных рас неизбежно приводила к столкновениям. В новейший период истории США пережили три волны расовых бунтов: 1) первая половина ХХ в. (1906–1943), 2) 60–70-е гг. ХХ в. (1962–1973), 3) конец ХХ – начало ХХI в. Крупнейшими расовыми беспорядками в последние десятилетия стал Лос-Анджелесский бунт 29 апреля – 4 мая 1992 г., в ходе которого волнения перекинулись на Сан-Франциско и еще несколько горо-дов. В этих кровавых беспорядках и погромах участвовали черные и латиноамериканцы, затем к ним присоединились выходцы из Азии (корейцы) и белые. Погибли 53 чел., были сожжены тысячи зданий. Волнения американских негров имели место в апреле 2001 г. в Цинциннати, а в Новом Орлеане в августе 2005 г. во время разрушительного наводнения и в июле 2010 г. в Окленде (Калифорния).
Расовые волнения 2013–2017 гг. в США по некоторым параметрам были сравнимы с событиями 1960-х гг. Можно говорить даже о проявлениях перманентной расовой войны низкой интенсивности, переплетающейся с социально-политическим конфликтом, связанным с личностями и политикой президентов Барака Обамы и Дональда Трампа. Как правило, беспорядки с участием черного меньшинства в американских городах начинались после убийства белыми полицейскими молодого афроамериканца. В таких случаях протестующие полагали, что убийство происходило на расовой почве9. Но подобные события являлись скорее поводом для возникновения острого конфликта, а истинные причины волнений лежали глубже – в социальных и экономических проблемах, в неудовлетворенности своим положением представителей афроамериканской общины, уступающим по статусу и уровню доходов не только белым, но и выходцам из Латинской Америки и Азии. Негритянское население так и не смогло за полтора столетия, прошедшие после Гражданской войны, полностью интегрироваться в американское общество и получить равные с белыми возможности. Даже успешное движение за уравнение в гражданских правах под руководством Мартина Лютера Кинга в 1950–1960-е гг. не смогло переломить ситуацию. Бедность, низкий уровень жизни, слабое образование, безработица, криминализация, распад семьи, наркомания, вовлеченность в наркоторговлю и уличный бандитизм являются более серьезными проблемами для черных, чем для других расовых групп страны.
Исторически черный расизм в США, идеи о «превосходстве черных» имеют религиозную окраску и, как правило, опираются на антисемитизм, представления о всемирном еврейском заговоре, что характерно для «черных иудеев-израилитов» и «черных мусульман», с которыми также оказались связаны основанные в 1990-е гг. радикальные политические организации – «Новая партия черных пантер» и «Черные всадники свободы». Движение «черных иудеев» возникло в XIX в., относительно широко распространилось в 1980–1990-е гг. и в настоящее время насчитывает до 200 тыс. приверженцев. «Черные иудеи» раздроблены на множество сект и групп, вероучение которых представляет собой смесь иудаизма, христианства и африканских верований. Христа они считают чернокожим пророком, а американских негров и индейцев – «истинными потомками» двенадцати древних израильских племен. Схожие представления об избранности черной расы и ее торжестве над «белыми голубоглазыми дьяволами» («эдомитами», «исавитами», «потомками Исава») присущи группам исламистской направленности. Среди афроамериканского населения с 1913 г. получило распространение движение «черных мусульман», насчитывающее в настоящее время до 1,7 млн. участников. Негры принимали ислам как в знак протеста против белой христианской цивилизации, которая «угнетала и держала в рабстве черную расу в течение 400 лет», так и в качестве способа возвращения «к корням», к культуре предков, часть из которых были мусульманами. Ислам начал распространяться среди бедных и маргинальных слоев, недовольных своим положением, а также в тюрьмах. Воз-никло множество афроамериканских групп, течений и сект, которые исповедовали нетрадиционный ислам, смешанный с христианством, оккультными учениями «Нью Эйдж», верой в инопланетные цивилизации и расистскими представлениями о «превосходстве черных». Наиболее известная и влиятельная из подобных организаций «Нация Ислама», возникшая в 1930 г., насчитывает от 20 до 60 тыс. чел., в настоящее время ее возглавляет Луис Фаррахан (род. 1933)10. «Нация Ислама» организовала знаменитый протестный «Марш миллиона черных мужчин» на Вашингтон в 1995 г. Учение этой религиозно-политической организации основано на утверждении о том, что «Коран или Библию сотворил изначальный народ, который Аллах, Верховное Существо или Черный Человек Азии». Первочеловек Адам якобы был чернокожим и жил в Азии. Первой и избранной расой были черные, но злой гений-ученый Якуб или Яков создал «дьявольскую» белую расу11. По воле Бога в будущем «белая Америка будет беспощадно уничтожена»12. Американские негры должны «отделиться» от людей европейского происхождения. Черные сепаратисты выступают за создание в Северной Америке собственной автономии или же образование независимого афроамериканского государства на территории южных штатов и в анклавах на Севере и Среднем Западе, где преобладает негритянское население.
Латиноамериканский расизм менее заметен, чем проявления идеологии и практики «превосходства» или «идентичности» белых и черных, но он получил распространение в США. Члены латиноамериканской диаспоры плохо ассимилируются, пытаются сохранить родную культуру, традиции, религию и продолжают использовать испанский язык в повседневном общении. На бытовом уровне представители «латинской расы», «латинос», «испанцы» встречают неприязненное отношение к себе не только со стороны американцев европейского происхождения, но и негритянской общины13. По уровню доходов и социаль-ному положению латиноамериканские иммигранты близки или совпадают с афроамериканцами, составляя вместе с ними основную часть нижнего класса. Латиноамериканцы находятся ниже азиатов, которые успешно конкурируют с белыми гражданами в отдельных сферах.
Мексиканцы и выходцы из других стран Латинской Америки в последние десятилетия заселяют юго-западные штаты, исторически входившие до 1848 г. в состав Мексики. Массовая иммиграция привела к своеобразной «Реконкисте» и потенциальной угрозе сецессии, отделения этих территорий, образования на них «Республики Севера» или «Ацтлана» (легендарная древняя северная прародина ацтеков на «бронзовом континенте») с последующим объединением с Мексикой. Подобные идеи поддерживают латиноамериканские националисты, сепаратисты и ирредентисты из молодежной организации «MEChA» («Движение Ацтлан студентов чикано»), основанной в 1969 г. в Калифорнии. Ее лозунг: «Мы – нация. Мы – союз свободных селений. Мы – Ацтлан. Por La Raza todo. Fuera de La Raza nada» (исп. «Все для расы. Для тех, кто вне расы, – ничего»). На умеренных позициях находится «Национальный совет La Raza» (исп. «Раса», «Люди», иначе «UnidosUS») и другие группы, защищающие права мексиканских легальных и нелегальных иммигрантов, пуэрториканцев и других испаноязычных14.
Каким образом дальнейшая иммиграция и демографический фактор (высокая рождаемость этнических меньшинств) окажет влияние на будущее развитие страны? В отечественной и зарубежной политологии существует мнение, что эти процессы приведут к углублению раскола между расами, трансформации Америки в страну «третьего мира». Исследователи пишут даже о вероятном распаде США на несколько государственных образований15. Но на практике вероятность такого развития событий остается минимальной. В современной Америке расовые конфликты снова заявляют о себе, но американцы стараются учитывать в своей политической деятельности опыт прошлого. Представляется, что раскол со временем будет преодолен. Америка трансформируется в «микрокосмос мира», в котором сохранятся слабо ассимилированные этнические анклавы и большое влияние приобретут не-англосаксонские национальные группы16. По всей видимости, в ближайшие десятилетия предстоит наблюдать эволюционный путь развития США на основе мультикультурализма, мультиэтничности и мультирелигиозности, без катастрофических социальных и политических потрясений. К середине XXI в. американское общество окончательно превратится в социум с большой, если не преобладающей, долей латиноамериканского, афроамериканского и азиатского компонентов.
«Группы ненависти» в истории США, как правило, представлены крайне правыми, националистическими или расистскими организациями и движениями. Феномен «групп ненависти» оказался связан с распространенными в обществе проявлениями расизма, американской индивидуалистической культурой и культом насилия в медиапространстве. Важную роль играло существенное изменение расово-этнического состава населения США. Радикальные движения поддерживали люди излишне подозрительные, верящие в теории заговоров, одержимые иррациональными страхами, склонные к социальным иллюзиям, крайне эго-истичные и конфликтные. Идеология экстремистских групп претерпела эволюцию от постулатов, основанных на крайних проявлениях ненависти, иррациональности, фанатизма, неприязни к инакомыслию, либеральным ценностям, от откровенной пропаганды насилия и призывов к террору в XIX – первой половине XX в. до более «мягких» форм выражения враждебности к иным политическим взглядам и проявления нетолерантности сегодня. Но базовыми принципами «групп ненависти» всегда оставались ксенофобия, радикализм, нетерпимость, неприятие представителей определенной расы, этноса или религии.
БИБЛИОГРАФИЯ / REFERENCES
Баталов Э.Я. Нужна ли Америка миру и американцам? // Ситуационные анализы. Вып. 4: Америка в фокусе российских исследователей: история и современность. М.: МГИМО(У), 2014. С. 185-210 [Batalov EH.YA. Nuzhna li Amerika miru i amerikancam? // Situacionnye analizy. Vyp. 4: Amerika v fokuse rossijskih issledovatelej: istoriya i sovremennost' / Pod red. T.A. Shakleinoj. Moscow: MGIMO(U), 2014. P. 185-210]
Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М. – СПб: АСТ – Terra Fantastica, 2003. 444 c. [Buchanan P.J. The Death of the West: How Dying Populations and Immigrant Invasions Imperil Our Country and Civilization. Moscow-Saint-Petersburg: AST; Terra Fantastica, 2003. 444 p.]
Согрин В.В. США в XX–XXI веках. Либерализм. Демократия. Империя. М.: Весь мир, 2015. 592 с. [Sogrin V.V. SSHA v XX–XXI vekah. Liberalizm. Demokratiya. Imperiya. Moscow: Ves' mir. 592 p.]
Статистическая история США XVII–XXI вв. / Отв. ред. В.В. Согрин. М.: ИВИ РАН, 2012. 234 c. [Statisticheskaya istoriya SSHA XVII–XXI vv. / Otv. red. V.V. Sogrin. M.: IVI RAN, 2012. 234 p.]
Тэйлор Дж. Белое самосознание: Расовая идентичность в ХХI веке. М.: Икс-Хистори; Кучково поле, 2014. 496 с. [Taylor J. White Identity: Racial Consciousness in the ХХI-st Century. Moscow: Iks-Histori; Kuchkovo pole, 2014. 496 p.]
Уткин А.И. Подъем и падение Запада. М.: АСТ, 2008. 761 с. [Utkin A.I. Pod"em i padenie Zapada. Moscow: AST, 2008. 761 p.]
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2016. 640 с. [Huntington S. 2016. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. Moscow: AST, 2016. 640 p.]
Чертина З.С. Иммиграционное законодательство 1965 года – новый вектор развития американской национальной идентичности // Вехи американской истории. М.: ИВИ РАН, 2015. С. 205-220 [Chertina Z.S. Immigracionnoe zakonodatel'stvo 1965 goda – novyj vektor razvitiya amerikanskoj nacional'noj identichnosti // Vekhi amerikanskoj istorii. Moscow.: IVI RAN, 2015. P. 205-220].
Active hate groups 2016. URL: https://www.splcenter.org/fighting-hate/intelligence-report/ 2017/active-hate-groups-2016
Chalmers D.M. Hooded Americanism: The History of the Ku Klux Klan. Durham, N.C.: Duke Univ. Press, 2007. 477 р.
Elijah Muhammad. Message to the Blackman in America. Phoenix, AZ: Secretarius MEMPS Publications (1-st edition – 1965), 2009. 355 p.
García M.T. The Chicano Generation: Testimonios of the Movement. Oakland, California: Univ. of California Press, 2015. 352 р.
Gilje P.A. Rioting in America. Bloomington: Indiana Univ. Press, 1999. 240 р.
Hidalgo J.M. Revelation in Aztlán: Scriptures, Utopias, and the Chicano Movement. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2016. 314 р.
Jackson K.T. 1992. The Ku Klux Klan in the City, 1915-1930. Chicago: I.R. Dee (1-st edition – 1967). 326 р.
Ku Klux Klan. Its Origin, Growth and Disbandment / Edited by J.C. Lester, D.L. Wilson, W.L. Fleming. N.Y.- Wash.: Neale Pub. Co., 1905. 195 р.
MacLean N. Behind the Mask of Chivalry: The Making of the Second Ku Klux Klan. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1905. 292 p.
Malcolm X. The End of White World Supremacy: Four Speeches. N.Y.: Arcade Publishing, 2011. 148 p.
McVeigh R. The Rise of the Ku Klux Klan: Right-Wing Movements and National Politics. Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 2010. 244 р.
Muñoz C., Jr. The Chicano Movement. Mexican American History and the Struggle for Equality. N.Y.: Rosa Luxemburg Stiftung, 2013. 24 р.
Policing and race in America: economic, political, and social dynamics / Edited by J.D. Ward. 2018. Lanham: Lexington Books. 334 р.
Statistical Abstract of the United States, 2010. Wash.: U.S. Census Bureau, 2010. 985 р.
The divine destruction of America: Can she avert it? (1996). By the Honorable Minister Louis Farrakhan. 2017. The Final Call. 12.09. URL: http://www.finalcall.com/artman/publish/ Minister_Louis_Farrakhan_9/article_7595.shtml
The Nation of Islam Official Website. URL: https://www.noi.org
Wade W.C. The Fiery Cross: The Ku Klux Klan in America. N.Y. Oxford: OUP, 1998. 526 р.
-
Active hate groups 2016... ↩
-
Gilje 1999. Р. 87-108. ↩
-
Ku Klux Klan…; Jackson 1992; MacLean 1995; Chalmers 2007. ↩
-
Statistical Abstract… Р. 9-16; Статистическая история США... С. 22. ↩
-
Wade 1998; McVeigh 2010. ↩
-
Бьюкенен 2003. С. 178-179. ↩
-
Хантингтон 2016. С. 563. ↩
-
Тэйлор 2014. С. 392-393, 405. ↩
-
Policing and race… Р. 1-2, 17-29. ↩
-
The Nation of Islam Official Website… ↩
-
Elijah Muhammad 2009. P. 2-6, 9, 52-54; Malcolm X. 2011. P. 23-66. ↩
-
The divine destruction of America… ↩
-
Согрин 2015. С. 474-475. ↩
-
Muñoz 2013. Р. 11-13, 16-18; García 2015. Р. 7-10, 58-59; Hidalgo 2016. Р. 8-11, 29-73, 138-170. ↩
-
Уткин 2008; Баталов 2014. ↩
-
Чертина 2015. С. 220-221. ↩