С X века, после принятия христианства на Руси широко распространяется почитание великого святого неразделенной церкви Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. На протяжении веков множились храмы, посвященные Св. Николаю, передавались из поколения в поколение сказания о его чудесных явлениях и незамедлительной помощи в бедах, опасностях и скорбях. Иностранцы, посещавшие Россию, называли его «Русский Бог».

Почитание Св. Николая наряду с поклонением святыням Иерусалима, Сирии, Палестины, Египта и Св. Афона стало отличительной чер-той широкого паломнического движения всех слоев российского общества. Стремление помолиться о прощении грехов в местах земной жизни Спасителя всегда соединялось с желанием посетить Миры Ликийские и Бари, куда в 1087 г. были перенесены мироточивые мощи Св. Николая. С начала XII в. складывается паломническая традиция объединять путе-шествия в Святую Землю с молитвой в базилике Св. Николая в Бари. Согласно церковному преданию сам Святитель совершил паломничест-во в Иерусалим. Продолжением его молитв в Святой Земле стало благоустроение Сионского монастыря в Мирах Ликийских.

Святой равноапостольный князь Владимир, согласно Никоновской летописи, отправляет в 1001 г. первые посольства – паломничества на Ближний Восток. Со времен крестителя Руси князя Владимира поклонение христианским святыням становится частью государственного строительства и действенным инструментом внешней политики. Знаменитое «хождение» игумена Даниила (1106–1108) было не только паломнической, но и дипломатической миссией: король крестоносцев Балдуин принимал его как посланца русских князей, и лампаду на Гробе Господнем Даниил затеплил от имени всех князей русских.

Император Петр I впервые обозначил в международном политическом договоре права православных русских паломников. Екатерина Великая в двух статьях Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией от 10 июля 1774 г. оговаривает условия о «твердой защите» Право-славия в Османской империи и о беспрепятственном хождении паломников в Иерусалим и по святым местам1. Александр I щедро финансирует Иерусалимскую Патриархию в связи с огромными расходами на ремонт храма Гроба Господня после пожара 1808 г.2 и открывает Иерусалимские подворья: в Москве, при храме святого апостола Филиппа3, и в Таганроге. Николай I учреждает 11 февраля 1847 г. Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме – и вновь это государственная внешнеполитическая акция, и начальник Миссии находится в двойном подчинении: не только Св. Синода, но и Министерства иностранных дел4.

Первым августейшим паломником в Святой Земле должен был быть, по некоторым сведениям, император Николай I. Подобная перспектива вполне вписывается в контекст средиземноморской политики Николая Павловича – с посещением Римского Папы и собора Святого Петра в Риме в 1845 г. с идеей возвращения (с благословения Папы) мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Миры Ликийские, наконец, с ультиматумом 1853 г. и последовавшей Крымской войной в защиту попранных прав Православной Церкви в Вифлеемском храме.

В мае 1859 г. Иерусалим посетил брат Александра II великий князь Константин Николаевич, глава Военно-Морского ведомства, с супругой Александрой Иосифовной и сыном Николаем5. Это сразу позволило решить ряд насущных проблем, связанных с приобретением русских недвижимостей в Иерусалиме и укреплением российского политического влияния. В октябре 1872 г. Святую Землю посетил в ходе длительной ознакомительной поездки по Турции и Ближнему Востоку другой брат царя – великий князь Николай Николаевич Старший, будущий герой русско-турецкой войны 1877–1878 гг.6 И дело было, помимо государственных и геополитических интересов, в личном духовном устремлении русских самодержцев, проникнутых традиционным религиозным воспитанием. Император Александр II выразил общее отношение российских самодержцев к земной родине Спасителя: «C’est une question de coeur pour Moi. (Это для меня вопрос сердца)».7

Но наибольшее значение в развитии русско-иерусалимских духов­ных связей имели паломничества в Святую Землю брата императора Александра III Великого князя Сергея Александровича. Первое из них он совершил 21-31 мая 1881 г. вместе с братом, Великим князем Павлом Александровичем и племянником Великим князем Константином Константиновичем (впоследствии известным поэтом К.Р., президентом Академии наук). Непосредственным поводом к поездке стали трагические утраты в царской семье: кончина императрицы Марии Александровны (в 1880 г.) и убийство Александра II (1 марта 1881 г.8 Паломничество Великих князей в Святую Землю имело огромное значение для последующего развития Русской Палестины. Заинтересованное отношение Сергея Александровича к русско-палестинским проблемам позволило в следующем году создать в Петербурге Православное Палестинское Общество (под его председательством и покровительством).

Общество призвано было, согласно уставу, осуществлять три основных функции: организация и обустройство русских паломников в Палестине (к 1914 г. через его подворья ежегодно проходили до 10 тыс. чел.); помощь и поддержка Православию на Ближнем Востоке путем благотворительной и просветительной работы среди арабского населения (Общество содержало к 1914 г. 113 школ и учительских семинарий в Палестине, Сирии, Ливане); научно-исследовательская и издательская работа по изучению исторических судеб и современного положения Палестины и всего ближневосточного региона, библейской филологии и археологии, организации научных экспедиций и раскопок, пропаганде знаний о Святой Земле в российском обществе9.

1 октября 1888 г. Великий князь Сергей Александрович с супругой Великой княгиней Елизаветой Федоровной и братом Павлом Александровичем совершают новое паломничество в Иерусалим, для участия в торжественном освящении храма св. равноапостольной Марии Магдалины небесной покровительницы Императрицы Марии Александровны в Гефсимании. Программа путешествия включала посещение выдающихся достопримечательностей и святых мест Восточного Средиземноморья. Паломничество в Святую Землю стало одним из важнейших моментов в созревании решения Елизаветы Федоровны о переходе в пра-вославие. 5 января 1891 г. она пишет цесаревичу Николаю Александровичу (будущему государю Николаю II): «Я наконец решила присоединиться к вашей религии и хочу сделать это к Пасхе, чтобы иметь возможность причаститься на Страстной неделе. Это великий шаг, т.к. для меня начнется новая жизнь, однако я верю, что Господь благословит такое решение». И двумя месяцами позже: «Суббота перед Вербным воскресением будет для меня великим днем. В нашей маленькой церкви эта служба пройдет очень тихо, а после Пасхи мы уедем в Москву»10 (Великий князь Сергей Александрович уже назначен генерал-губернатором Москвы). 13 апреля 1891 г. Принцесса Гессенская и Прирейнская Элла перешла в православие через таинство миропомазания.

24 марта 1889 года Высочайшим указом Обществу было присвоено почетное именование Императорского (ИППО)11. На протяжении всей своей истории ИППО пользовалось августейшим, а значит, государственным вниманием и поддержкой. Во главе его стояли преемственно Великий князь Сергей Александрович (с момента основания Общества до дня своей гибели 4 февраля 1905 г.), а после его кончины – вдова покойного Великая Княгиня Елизавета Федоровна, ныне причисленная к лику святых Русской Православной Церкви.

Кроме Палестины русские паломники издавна стремились посетить итальянский город Бари, в котором хранятся святые мощи Николая Чудотворца. После поклонения Гробу Господню многие считали необходимым поклониться и гробнице святителя Николая, претерпевая по пути многие невзгоды и лишения.

Дело о приобретении в русскую собственность развалин древней церкви, именуемой Новый Сион, и окружающих ее земель, в селении Демре, в турецком округе Каш, началось в январе 1850 г., когда известный писатель-паломник А.Н. Муравьев12, возвращаясь из второго своего путешествия в Святую Землю13, посетил развалины древних Мир Ликийских. «С благословения и при содействии митрополита Филарета Муравьеву удалось собрать 25 тыс. рублей пожертвований для восстановления древнего храма. Предполагалось расчистить все развалины и затем, соображаясь с их расположением и найденными остатками, постараться воссоздать по их указаниям новую церковь. Так на руинах древней большой базилики была воздвигнута небольшая современная церковь, освященная в 1861 г. Впоследствии сбор средств на восстановление базилики в Мирах Ликийских осуществлялся афонскими монахами Свято-Пантелеимонова монастыря, а после начала русско-турецкой войны пожертвования собирались в Николо-Александровской часовне в Петербурге. В ноябре 1886 г. права на Мирликийское владение были переданы Великому князю Сергию Александровичу.

В сентябре 1888 г., Св. Синод, желая сосредоточить Мирликийское дело в одних руках, передал Православному Палестинскому обществу капитал, собранный на восстановление храма в Мирах Ликийских, достигший к тому времени 73 046 руб. 32 коп., а также приписал к Обществу саму часовню14. Великий князь Сергей Александрович с соизволения Александра III принял на себя звание ктитора. Как председатель Палестинского Общества, он постоянно поднимал вопрос о воз-вращении в русское владение церкви и земельных участков в Мирах. Но все меры не имели успеха. Более того, в 1891 г. Османский государственный совет постановил считать приобретенные Россией в Мирах земли потерявшими своих владельцев.

4 февраля 1905 г. бомбой террориста был убит Великий князь Сергий Александрович. После его гибели часовня в Петербурге была перестроена по проекту инженера П.Д. Мегорского, ее окружили стенами, возвели главки, 30 ноября 1905 г., епископ Нарвский Антонин освятил Барградский Николо-Александровский храм. Простояла эта временная церковь недолго, Палестинское Общество в память о своем первом председателе решило осуществить новый строительный проект. Первый камень нового Николо-Александровского храма был заложен Великой Княгиней Елизаветой Федоровной 8 сентября 1913 г., 15 декабря 1915 г. храм был освящен.15

Обязанности Председателя Палестинского Общества возложила на себя, с Высочайшего соизволения, Великая княгиня Елизавета Федоровна. Получив извещение о Высочайшем соизволении, Великая княгиня телеграфировала 14 февраля 1905 г. в Совет ИППО: «Сердечно утешена милостью Государя поручить мне председательствовать в Императорском Православном Палестинском Обществе. Сподобившись великого счастья поклониться Гробу Господню, я с тех пор сохраняю крепкую любовь и уважение к деятельности Общества. Уповаю, что молитвами моего незабвенного дорогого мужа Господь вразумит меня и поможет в совместной работе с достойными деятелями Общества служить на благо Его высоко-святым целям».16

В годы ее председательства совершились многие выдающиеся события в жизни Русской Палестины и Палестинского Общества. 6 декабря 1906 г. было освящено здание нового Николаевского подворья на Русских Постройках в Иерусалиме. 21 мая 1907 г. в Петербурге и Иерусалиме торжественно праздновали 25-летний юбилей деятельности ИППО. Согласно дневнику императора Николая II: «В 3 часа во Дворце состоялось празднование 25-летия Палестинского Общества, сперва был отслужен молебен в Петровской зале, после чего в Купеческой происходило заседание»17. Государь почтил Председателя Общества Высочайшим рескриптом, в котором был подведен впечатляющий итог четверти века работы Общества: «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в два миллиона рублей, ИППО имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, шесть лечебниц для при­ходящих больных и 101 учебное заведение с 10400 учащихся; за 25 лет им выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению»18.

В 1910 г., по инициативе Великой княгини Елизаветы Федоровны, было принято решение купить участок земли в Италии, в Бари, а затем приступить к строительству там подворья Палестинского Общества.

7 января 1911 г. из Москвы в Италию выехал известный духовный писатель и проповедник, активный деятель Московского отдела ИППО, будущий священномученик, протоиерей Иоанн Восторгов. 20 января 1911 г. он послал в Совет Общества телеграмму об успешной покупке земли19, а 2 февраля 1911 г. Елизавета Федоровна обратилась к императору Николаю II с докладом, в котором сообщалось о намерении Палестинского Общества построить в Бари храм во имя святителя Николая и произвести в 1911 г. во всех храмах и монастырях России тарелочный сбор на сооружаемый храм, приуроченный к празднику перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари20.

«Милый Ники!

Посылаю тебе свой доклад по важному вопросу о строительстве в Бари русской церкви и дома для паломников. Конечно, единственный человек, кого, я уверена, святитель Николай желал бы во главе этой святой работы в его честь и ради твоего народа, который любит его больше всех святых, – это ты, наш император, имеющий утешение носить в крещении имя святого Николая.

Может быть, ты сочтешь возможным поставить на докладе резолюцию, что ты хочешь быть главой комитета.

Будь так добр, напиши королю Умберто, чтобы он дал согласие и помог в строительстве нашего храма. Он попечитель собора святого Николая в Бари, хотя у папы на него ставропигиальные права. Участок на сегодняшний день куплен на имя частного лица, очень удобный, рядом с вокзалом, в оливковой роще, и оттуда идет трамвай прямо до базилики – наилучшее местоположение и замечательно дешево. Этот участок даже сориентирован правильно на восток21. …да почиет на этом предприятии благословение св. Николая и да станет это умилительное дело благословением и божественной связью между ним и твоим народом и ярким эпизодом твоего царствования – как утешение во многих скорбях, которые тебе приходится нести»22.

Доклад был одобрен. Одновременно Николай II учредил Барградский комитет и стал первым жертвователем, пожаловав от себя и Императрицы 10 тыс. руб.23 Главой Барградского комитета был назначен вице-председатель ИППО князь А.А. Ширинский-Шихматов24.

Академик архитектуры Алексей Викторович Щусев, только что закончивший по заказу Великой княгини Елизаветы Федоровны успешное строительство Покровского собора Марфо-Мариинской обители милосердия, где она была настоятельницей, был приглашен Палестинским обществом для проектирования храма Святителя Николая и паломнической обители в 1910 г. После перенесения проекта в Бари заказ сохранился за зодчим, более того, он стоял у самых истоков этого предприятия. На первоначальных эскизах Щусева паломнического комплекса в Бари прослеживается связь с предшествующим проектом. Композиция плана симметрична, в ее центре – снова пятиглавый храм, странноприимные номера расположены в боковых крыльях. В процессе дальнейшего проектирования Щусев все больше отходил от мирликийского прообраза и симметричного решения. Планируя фасады в русском стиле, архитектор обращался и к ростовской, и к владимиро-суздальской, и к новгородско-псковской, и к московской архитектуре. Подобные эксперименты со стилями характерны для творческого метода Щусева25.

В середине-конце лета 1911 г. все эскизы были снова представлены великой княгине. В начале 1912 г., завершив работу над рассмотренным комплектом чертежей, Щусев приступил к составлению презентационной графики, которую надлежало представить на суд императора. 30 мая 1912 г. в Большом Кремлевском дворце Николай II рассмотрел эскизный проект Щусева и составленную им предварительную смету. Общая сумма сметы приближалась к 414680 руб.26 На листе с изображением западного фасада сохранилась резолюция «Утверждаю. Николай», заверенная тогда же князем А.А. Ширинским-Шихматовым. После этого было выпущено воззвание о сборе денежных средств, проиллюстрированное фотографиями с проекта Щусева. В нем же дано краткое описание будущего сооружения.27 Приблизительно в то же время Щусев заказал скульптору Сергею Александровичу Евсееву изготовление макета подворья из гипса с покраской. Щусев показывал макет великой княгине Елизавете Федоровне, обсуждая с ней изменения в проекте28.

А.В. Щусев выполнил проект храма и подворья в образцах новгородско-псковских сооружений начала XV в., соединив здания крытыми переходами. Храм с двухъярусной звонницей рассчитывался на 200 человек, располагал помещениями для ризницы и книгохранилища. Здание подворья-странноприимницы по плану заключало в себе: в нижнем этаже – приемную, три общие палаты для паломников, помещения для священника и смотрителя и в верхнем этаже – 3 комнаты для паломников 1-го разряда, 14 комнат 2-го разряда, парадные покои для почетных гостей и общую столовую. В 3-м этаже южной части дома намечено было помещение для псаломщика. В полуподвальном помещении южной части дома, имевшей большие окна, предполагалось сделать обширную народную трапезную со сводчатыми потолками, соединенную с находящимися в верхнем этаже кухней и хозяйственными помещениями посредством электрического подъемника. В здании странноприимницы планировались кладовые для паломнических вещей, умывальные палаты для больных паломников с небольшой приемной для врача. На внутреннем дворе возводилось отдельное здание для прачечной, бани и других хозяйственных служб, устраивались водоемы для хранения дождевой воды, колодец. Все свободное место вокруг занимал сад с цветником. Общая сумма сметы приблизилась к 414680 руб.

Разработанный Щусевым план был одобрен Великой княгиней и в день празднования перенесения мощей св. Николая Чудотворца, 9 мая 1913 г., состоялась торжественная закладка подворья. По окончании богослужения была прочитана присланная Елизаветой Федоровной телеграмма: «Соединяюсь в молитвах с вами в этот торжественный день основания нашего храма и дома для паломников. Помоги вам Бог. Нахожусь на богомолье. Теперь еду на торжество канонизации Святого Ермогена. Елисавета»29. Автор проекта академик Щусев также прислал поздравительную телеграмму: «Поздравляю с закладкой, желаю успеха святому делу». Современники так описывают церемонию закладки:

«9 мая в назначенное для закладки время, около 5 часов пополудни, русский участок стал быстро наполняться приглашенными почетными гостями. Все свободное место вблизи помоста было занято тысячной толпой нарядно одетых итальянцев, с любопытством ожидавших начала русского церковного торжества. Среди присутствовавших находились президент провинциального совета сенатор Баленцони, городской голова города Бари профессор Сабино Фиорезе с членами городского совета, президент Апулии города Витто Манцари, консулы иностранных государств, а также представители местных газет при полном, однако, отсутствии католического духовенства...

Итальянские гости восхищались самобытностью русского церковного зодчества и выражали удовольствие, что на долю города Бари выпала честь приютить у себя столь красивые и художественные здания, которые, несомненно, станут лучшим украшением города.

В тот же день вечером городской голова Сабино Фиорезе телеграфировал председателю Барградского комитета: “Закладка храма, которую Императорское Православное Палестинское общество посвящает святителю Николаю Чудотворцу, скрепляет узы, соединяющие наш город с благородным русским народом, воины которого в минуты пережитого Италией бедствия оказали ей самоотверженную помощь. В качестве истолкователя этих чувств выражаю горячее пожелание счастья вашему Государю и величия славянским народностям»30.

Для непосредственного руководства ходом работ на месте Барградский комитет учредил «Строительную комиссию по сооружению в г. Бари храма Святителя Николая и странноприимницы для русских паломников». В 1913 г. во время приема у Великой княгини она поручает комиссии озаботиться сооружением временного приюта и церкви в Бари для паломников, не дожидаясь окончания строительства. 23 декабря 1913 г. временная церковь была освящена во имя св. Николая Чудотворца и с тех пор в ней осуществлялось ежедневное богослужение31.

Строительство подворья в Бари приближалось к завершению, и Барградский комитет настоял на осмотре проведенных работ пожизненным членом ИППО князем Олегом Константиновичем. Прибыв в Бари 3 июля 1914 г., он подробно изучал состояние дел, давал указания по разным вопросам, среди них: изменение способа отопления всех помещений с печного на пароводяное и смена глухой каменной ограды подворья на легкую железную решетку, которая позволила бы лучше видеть храм со стороны улицы. В течение двух дней князь Олег осматри-вал постройку, а затем созвал заседание Строительной комиссии. Покидая Бари 15 июля, он взял с собой некоторые документы, намереваясь лично доложить о результатах своей ревизии великой княгине Елизавете Федоровне32. До начала Первой мировой войны оставалось 4 дня. Жить ему оставалось несколько месяцев. 27 сентября 1914 г. князь Олег был смертельно ранен в бою в Галиции и два дня спустя скончался.

Члены строительной комиссии были озабочены оказанием помощи русским, в спешке покидавшим Европу из-за начала военных действий. Тем не менее, строительство продолжалось. После вступления Италии в войну против Австро-Венгрии в мае 1915 года Барградский комитет распорядился предоставить помещения странноприимного дома итальянскому Красному Кресту под лазарет для раненых воинов, хотя внутренние работы еще не были закончены33. Оставалось осуществить отделку и художественное оформление интерьеров.

В издании Барградского комитета 1915 г. указано: «стены парадных покоев, приемной, трапезных, передней и внутренних переходов, а также на лестницах предположительно покрыть теремной росписью, наиболее отвечающей древнерусскому виду всего здания». Тогда же ИППО обратилось к Щусеву с просьбой составить проект меблировки ризницы, в связи с идеей организовать при подворье музей русской художественной старины и «использовать сооружаемые по древнерусским образцам барийские здания для ознакомления дружественного нам итальянского народа и посещающих Италию иностранцев»34.

К началу 1916 г. сформировалась концепция росписей храма Святителя Николая в Бари. В качестве прообраза были выбраны фрески Дионисия из Ферапонтова монастыря (проба стилизации под них в Николо-Александровском храме Петербурга оказалась удачной). Для исполнения утверждены художники В.А. Плотников и В.С. Щербаков35.

Для создания цветового акцента паломнического ансамбля важно было найти подходящего живописца. Существуют документы об одобрении Елизаветой Федоровной эскизов Н.К. Рериха к некой иконе святителя Николая, которые могли относиться к рассматриваемой теме36.

Привлекала эта работа и К.С. Петрова-Водкина, который уже несколько раз сотрудничал с архитектором. Выявлена акварель Петрова-Водкина «Михаил Архангел» для крыльца церкви. Меч архангела опущен, легкий разворот фигуры в сторону ступеней как бы приглашает взойти. За его спиной древний город на морском берегу – условное изображение Бари. В левой руке он держит православный храм, тем самым снова вводится символическая взаимосвязь с образом Николы Можайского, который, подобно Михаилу Архангелу, охраняющему вход, стоит на страже подворья.Параллельно с работами Петрова-Водкина для росписей в Бари рассматривались предложения двух молодых художников – А.В. Яковлева и В.И. Шухаева.

В конце февраля 1917 г. столица погрузилась в беспорядки, произошел государственный переворот. После отречения от престола Николая II Елизавета Федоровна сочла необходимым отказаться от своего поста, чтобы ни в чем не повредить в сложившейся ситуации дальнейшей деятельности Общества. 9 апреля 1917 г. Совет уже не «императорского» Православного Палестинского Общества принял отставку Великой княгини. Жить ей оставалось немногим более года.

Октябрьская революция положила конец исканиям художников. Проект Щусева так и не был полностью завершен. Плотников умер в охваченном мятежом Петрограде; Яковлев и Шухаев вскоре оказались в эмиграции. Та малая часть работы над росписями, которая была выполнена до революции, позволяет понять, что в Бари готовилось не только религиозное, но и громкое художественное событие, задуманное с привлечением крупнейших мастеров того времени37.

Российские императоры и великие князья внесли огромный вклад в создание Православного Палестинского общества, Русской Палестины на Ближнем Востоке и Барградского храма с подворьем в Италии.

9 мая 1998 г. по соглашению Московской Патриархии с муниципалитетом г. Бари Щусевский храм и часть странноприимного дома (т.н. царские покои) были переданы Русской Православной Церкви.

В 2008 г. был завершен процесс возвращения России всего Барградского подворья.


БИБЛИОГРАФИЯ

АВПРИ, ф. РИППО. Оп. 373/1. Д. 195.

АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 665.

АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д..681.

АВПРИ, ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 682.

Барградский комитет и строительство подворья Императорского Православного Палестинского Общества в г. Бари, Италия//Москва – Святая Земля Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Каталог Международной Юбилейной выставки. М., 2017.

Безобразов П.В. О сношениях России с Палестиной в XIX в. Исторический очерк. 1. Император Александр Патриарх Поликарп//Сообщения ИППО, 1911. Т.XXII, вып. 1.

Дмитриевский А.А. Державные защитники и покровители Святой Земли и Августейшие паломники у Живоносного Гроба// Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества, 1907(а), вып. 3-4.

Дмитриевский А.А. Императорское Православное Палестинское Общество и его дея­тельность за истекшую четверть века. 1882-1907. Вып. 1. Русские учреждения в Святой Земле до 1889 г. СПб., 1907(б). 380 с.

Дмитриевский А.А., Юшманов В.Д. Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы святителя Николая Мирликийского в Бар-граде. СПб, 1915. 66 с.

Дневники Императора Николая II. М.: Орбита, 1991. 736 с.

Евстратова М., Колузаков С. «Храм Святителя Николая в Бари. А.В. Щусев». М., 2017.

Переписка Императора Александра II с Великим Князем Константином Николаевичем. Дневник Великого Князя Константина Николаевича. М.: Терра, 1994. 384 с.

Под стягом России. Сборник архивных документов. М., 1992. 432 с.

Иерусалимское патриаршее в Москве подворье, что у Арбатских ворот // А.Н. М.: тип. Е.И. Погодиной, 1881. 32 с

Колузаков С.В. Казанский вокзал А.В. Щусева. Невоплощенный замысел "Мира искусства"// Третьяковская галерея Приложение к № 2 (55). М.:Фонд «Грани», 2017, 58 с.

Лисовой Н.Н. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//Богословские труды. Сб. 35. М.: Изд. Моск. Патр., 1999.

Лисовой Н.Н. «Президенты Палестины». Памяти первых председателей ИППО Вел.Кн. Сергия Александровича и Вел. Кн. Прмц. Елизаветы Федоровны. // Православный Палестинсикй сборник., 100-й выпуск М., 2003.

Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в. М.: Индрик, 2006. 510 с.

«Наш долг служить и сеять…». Миссионерская деятельность Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Каталог выставок: Великая княгиня Елизавета Федоровна и Святая Земля; Почитание святителя Николая в России и Италии. М.: ДАРЪ; Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество, 2011. 111 с.

Письма преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Сост. Т.В. Коршунова, Е.Н. Понкратова, О.С. Трофимова. М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2011.

Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при правительствующем Сенате. СПб., 15 сентября 1889 г. № 103. Ст.858.

Указ Императора Александра III от 8 мая 1882 г.: Об утверждении Устава Православного Палестинского Общества, утвержденного на взносы и пожертвования//Полное Собрание Законов Российской Империи. Собр.3. Т.2. Указы № 855, 857.

Филарет (Дроздов, Василий Михайлович). Письма митрополита московскаго Филарета к А.Н.М(уравьеву). 1832-1867. Киев: в Тип. И. и А. Давиденко, 1869. 2, XII, 692 с

Хохлова Н.А. Андрей Николаевич Муравьев литератор. СПб., 2001. 248 с.

Церковные Ведомости. 1888. № 47.

Щусев А.В. Странноприимный дом и храм во имя св. Николая Мирликийского в гор. Бари в Италии//Зодчий. № 3, СПб., 1914.

Юбилейные торжества Императорского Православного Палестинского Общества в Петергофе и Петербурге//Сообщения ИППО. 1907. Т.18. Вып. 3-4.

Юшманов В.Д. Закладка русского храма во имя Святителя Николая Чудотворца в городе Бари. СПб., 1913. 16 с.


REFERENCES

Bargradskij komitet i stroitel'stvo podvor'ja Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshhestva v g. Bari, Italija//Moskva – Svjataja Zemlja Velikogo Knjazja Sergeja Aleksandrovicha i Velikoj Knjagini Elizavety Fedorovny. Katalog Mezhdunarodnoj Jubilejnoj vystavki. M., 2017.

Bezobrazov P.V. O snoshenijah Rossii s Palestinoj v XIX v. Istoricheskij ocherk. 1. Imperator Aleksandr Patriarh Polikarp // Soobshhenija IPPO, 1911. T.XXII, vyp. 1.

Dmitrievskij A.A. Imperatorskoe Pravoslavnoe Palestinskoe Obshhestvo i ego deja-tel'nost' za istekshuju chetvert' veka. 1882-1907. Vyp. 1. Russkie uchrezhdenija v Svjatoj Zemle do 1889 g. SPb., 1907. 380 s.

Dmitrievskij A.A. Derzhavnye zashhitniki i pokroviteli Svjatoj Zemli i Avgustejshie palomniki u Zhivonosnogo Groba // Soobshhenija Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshhestva, 1907, vyp. 3-4.

Dmitrievskij A.A., Jushmanov V.D. Svjataja Rus' i Italija u mirotochivoj grobnicy svjatitelja Nikolaja Mirlikijskogo v Bar-grade. SPb, 1915. 66 s.

Dnevniki Imperatora Nikolaja II. M.: Orbita, 1991. 736 s.

Evstratova M., Koluzakov S. «Hram Svjatitelja Nikolaja v Bari. A.V. Shhusev». M., 2017.

Perepiska Imperatora Aleksandra II s Velikim Knjazem Konstantinom Nikolaevichem. Dnevnik Velikogo Knjazja Konstantina Nikolaevicha. M.: Terra, 1994. 384 s.

Pod stjagom Rossii. Sbornik arhivnyh dokumentov. M., 1992. 432 s.

Ierusalimskoe patriarshee v Moskve podvor'e, chto u Arbatskih vorot // A.N. M.: tip. E.I. Pogodinoj, 1881. 32 s.

Koluzakov S.V. Kazanskij vokzal A.V. Shhuseva. Nevoploshhennyj zamysel "Mira iskusstva"// Tret'jakovskaja galereja Prilozhenie k № 2 (55). M: Fond «Grani», 2017, 58 s.

Lisovoj N.N. Russkaja Duhovnaja Missija v Ierusalime: istorija i duhovnoe nasledie//Bogoslovskie trudy. Sb. 35. M.: Izd. Mosk. Patr., 1999.

Lisovoj N.N. «Prezidenty Palestiny». Pamjati pervyh predsedatelej IPPO Vel.Kn. Sergija Aleksandrovicha i Vel. Kn. Prmc. Elizavety Fedorovny. // Pravoslavnyj Palestinsikj sbornik., 100-j vypusk M., 2003.

Lisovoj N.N. Russkoe duhovnoe i politicheskoe prisutstvie v Svjatoj Zemle i na Blizhnem Vostoke v XIX – nachale XX v. M.: Indrik, 2006. 510 s.

«Nash dolg sluzhit' i sejat'…». Missionerskaja dejatel'nost' Velikoj knjagini Elisavety Feodorovny. Katalog vystavok: Velikaja knjaginja Elizaveta Fedorovna i Svjataja Zemlja; Pochitanie svjatitelja Nikolaja v Rossii i Italii. M.: DAR##; Elisavetinsko-Sergievskoe prosvetitel'skoe obshhestvo, 2011. 111 s.

Pis'ma prepodobnomuchenicy Velikoj Knjagini Elizavety Fedorovny. Sost. T.V. Korshunova, E.N. Ponkratova, O.S. Trofimova. M.: Pravoslavnoe Sestrichestvo vo imja Prepodobnomuchenicy Elizavety, 2011.

Sobranie uzakonenij i rasporjazhenij pravitel'stva, izdavaemoe pri pravitel'stvujushhem Senate. SPb., 15 sentjabrja 1889 g. № 103. St.858.

Ukaz Imperatora Aleksandra III ot 8 maja 1882 g.: Ob utverzhdenii Ustava Pravoslavnogo Palestinskogo Obshhestva, utverzhdennogo na vznosy i pozhertvovanija//Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj Imperii. Sobr.3. T.2. Ukazy № 855, 857.

Filaret (Drozdov, Vasilij Mihajlovich). Pis'ma mitropolita moskovskago Filareta k A.N.M(urav'evu). 1832-1867. Kiev: v Tip. I. i A. Davidenko, 1869. 2, XII, 692 s

Hohlova N.A. Andrej Nikolaevich Murav'ev literator. SPb., 2001. 248 s.

Cerkovnye Vedomosti. 1888. № 47.

Shhusev A.V. Strannopriimnyj dom i hram vo imja sv. Nikolaja Mirlikijskogo v gor. Bari v Italii//Zodchij. № 3, SPb, 1914.

Jubilejnye torzhestva Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshhestva v Petergofe i Peterburge//Soobshhenija IPPO. 1907. T.18. Vyp. 3-4.

Jushmanov V.D. Zakladka russkogo hrama vo imja Svjatitelja Nikolaja Chudotvorca v gorode Bari. SPb., 1913. 16 s.


  1. Под стягом России… С. 82-83. 

  2. Безобразов 1911. С. 20-52. 

  3. Иерусалимское патриаршее… 

  4. Лисовой 1999. С. 39. 

  5. Переписка Императора Александра II… С. 96-97. 

  6. Лисовой 2003. С. 105. 

  7.  «Этому сердечному отношению к Святой Земле и русскому присутствию в Святой Земле Император оставался верен всю жизнь и завещал его своим преемникам Александру III и Николаю II». Дмитриевский 1907(б). С. V. 

  8.  Как писал секретарь Палестинского Общества выдающийся историк русского дела на Востоке А.А. Дмитриевский, «христианскую ревность и горячую любовь к Святой Земле царственные Родители передали в наследие своим Августейшим детям»Дмитриевский 1907(а). С. 426. 

  9. Указ Императора Александра III… Т.2. С. 192-197; Собрание узаконений и распоряжений правительства… С. 1652-1662; Юбилейные торжества… Т 18. С. 399. 

  10. Письма преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны. С. 141. 

  11. Собрание узаконений и распоряжений правительства … С. 2038-2039. 

  12. Хохлова 2001. 

  13. Филарет (Дроздов) 1869. 

  14. Церковные Ведомости. 1888. С. 261. 

  15. Барградский комитет 2017. С.282. 

  16. АВПРИ, ф. РИППО, оп. 373/1, д.195. Л. 18-18 об. 

  17. Дневники… 1991. С. 368. 

  18. Юбилейные торжества… С. 399. 

  19. АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 665. Л. 19. 

  20. АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 681. Л. 5. 

  21.  Письма Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны. С. 157-158. 

  22. Там же. С. 196. 

  23. АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 682. Л. 47. 

  24. Ширинский-Шихматов Алексей Александрович (1862–1930), князь, русский государственный и общественный деятель, тверской губернатор, гофмейстер Высочайшего Двора, действительный статский советник, прокурор и управляющий Московской синодальной конторой, обер-прокурор Святейшего Синода, сенатор, член Государственного Совета, участник монархического движения в России и эмиграции, публицист. Руководил подготовкой торжеств по прославлению преп. Серафима Саровского в 1903 г. Вице-председатель Императорского Православного Палестинского общества при Великой княгине Елизавете Федоровне, в 1917 г. избран его Председателем, затем возглавил Совет Палестинского общества в эмиграции. 

  25. Евстратова 2017. С. 22. 

  26. «Наш долг служить и сеять…» С. 72-74. 

  27. Евстратова 2017. С. 50. 

  28. Щусев 1914. С. 25-27. 

  29. Юшманов 1913. С. 7. 

  30. Дмитриевский 1915. С. 34-36. 

  31.  «Наш долг служить и сеять…». С. 291-192. В 1921 г., после освящения нижнего храма подворья во имя св. Спиридона Тримифунтского, временная церковь была разобрана. 

  32. Лисовой 2006. С. 299-300. 

  33. Евстратова 2017. С. 111. 

  34. Дмитриевский 1915. С. 55, 58-59. 

  35. Евстратова 2017. С. 153. 

  36. По этому вопросу летом 1914 г. Щусев писал художнику. 

  37. Колузаков 2017.