«Управляемый хаос», «операция по принуждению к миру». В наши дни эти знаковые понятия известны любому образованному человеку и воспринимаются им исключительно как неотъемлемая принадлежность современного мира. Кажется, в ХХ в. не было, да и не могло быть ничего подобного. Однако факты опровергают расхожее мнение: 80 лет тому назад все эти феномены были зафиксированы и описаны в недавно рассекреченных донесениях разведчиков.

«История – это политика, опрокинутая в прошлое». Еще в марте 1928 г. академик М.Н. Покровский произнес эту фразу, вокруг которой было сломано столько копий. Историк-марксист оказался провидцем.

С 19 сентября по 14 октября 2018 г. в Выставочном зале федеральных государственных архивов экспонировалась историко-документаль-ная выставка «Мюнхен-38. На пороге катастрофы», посвященная 80-летию соглашения, которое в 1 час ночи 30 сентября 1938 г. было подписано лидерами Германии, Великобритании, Франции и Италии и предусматривало передачу Судетской области Чехословакии в состав Третьего рейха. Мюнхенский сговор (под этим названием договор вошел в историю дипломатии) имел катастрофические последствия не только для Чехословацкой Республики (ЧСР), но и для всей Европы и стал одной из причин развязывания Второй мировой войны.

Кладезь секретов

Организаторы – Федеральное архивное агентство (Росархив), Российский государственный военный архив, Государственный архив РФ – талантливо реализовали выставочный проект, и зритель получил возможность переместиться в давно прошедшее время, отстоящее от нас на три поколения, наглядно представить и ощутить былое в его незавершённости и трагической неизбежности. Зрелищность проекта исключительно высока. Эффект присутствия несомненен. Мы видим былое глазами политических лидеров, дипломатов и разведчиков, причем количе-ство рассекреченной и представленной агентурной информации поражает самое смелое воображение. Настоящая сенсация выставки – донесения советских разведчиков, направленные в Центр из Праги, Варшавы, Парижа, Рима. Они соседствуют с информацией немецких и польских спецслужб – в итоге зритель перемещается за кулисы исторического события, ощущает себя участником дуэли разведок, у него возникает выразительный и полифонический образ прошлого – поворотного момента не только европейской, но и мировой истории ХХ века.

На оси времени 1938 год. Приближается двадцатая годовщина со дня окончания Первой мировой войны. Система международных отношений, сформированная Версальским мирным договором 1919 г., официально поставившим точку в войне, переживает жесточайший кризис. Статья 231 («War Guilt Clause») договора возложила всю ответственность за войну на Германию, которые должны были нести всю полноту ответственности за весь нанесённый ущерб гражданскому населению союзников. Германия протестует и жаждет реванша.

До и после аншлюса

25 февраля 1938-го Центральный отдел III 1 Главного управления СД (службы безопасности) НСДАП при обзоре военных наступательных и оборонительных мероприятий Чехословакии без обиняков формулирует мысль о пересмотре границ:

«К востоку от немецкой границы после мировой войны бывшие государства были поделены на крайне малые образования. Основанием для этого послужили не “принцип национальностей” или “право народов на самоопределение”, а в первую очередь стремление сдерживать Германию посредством несамостоятельных, уступчивых сателлитов французской политики изолирования на Востоке. Одним из самых своеобразных государств этого типа является образование “Чехословакия”. В политическом, да и в военном отношении Франция стояла у колыбели ЧСР. Естественным последствием является то, что чехи пытались укрепить положение своего государства путем теснейшего политического и военного сближения с Францией и ее союзниками»1.

12-13 марта 1938 г. Австрия была включена в состав Третьего рейха, после чего Германия начала давно задуманную многоходовую, но предельно сжатую по времени комбинацию по ликвидации ЧСР – первым шагом должно было стать отторжение Судетской области, где компактно проживали этнические немцы.

Не ранее 26 марта 1938 г. помощник советского военного атташе в Праге майор Владимир Нестерович Кашуба диппочтой отправил в Отдел внешних сношений Наркомата обороны (НКО) СССР информационное письмо о произволе Судето-немецкой партии, во главе которой стоял лидер местных немцев Конрад Генлейн, сразу же после аншлюса Австрии прибывший в Берлин за инструкциями. Фактически советский военный разведчик описал явление, в наши дни названное технологией «цветных революций»:

«СНП занимается неограниченной национальной агитацией. Она делает всё, что хочет. Почти всюду принято употреблять гитлеровское приветствие. На собрании членов СНП в Карлсбаде (ныне – Карловы Вары) собрание было открыто с приветствием “Хайл Хитлер” (так в тексте – С.Э.). Посредством громкоговорителей речи, поизносившиеся на собрании, были переданы на площади, где их слушали тысячи людей. …Переход госчиновников и широких народных масс в СНП происходит посредством явного террора. …Члены СНП ходят из дома в дом и предлагают всем гражданам подписывать карточки о вступлении в СНП, при отказе угрожают повешением, поджогом домов и лишением работы. На заводах мастера и служащие обходят рабочих и призывают к вступлению в судето-немецкую партию, причем открыто грозят репрессиями и лишением работы в случае отказа рабочего вступить в СНП. …Возникают возмущение и разложение в госаппарате. Жандармские коменданты дезориентированы о том, что происходит в республике, и бегают за информацией к частным лицам»2.

Польский гамбит

11 апреля 1938-го военный атташе в Варшаве полковник Павел Семенович Рыбалко информировал наркома обороны СССР маршала К.Е. Ворошилова о польско-литовском пограничном конфликте и подготовке Польши к военной агрессии против Чехословакии3.

17 июля 1938 г. польский разведчик направил агентурное донесение во II отдел Главного штаба Войска Польского (она же «Двуйка», занималась разведкой и контрразведкой) о планах Германии, где описал явление, в наши дни названное «управляемым хаосом»:

«…Компетентные немецкие круги примерно в середине августа должны начать оч[ень] активную деятельность на судетской территории. В этот отрезок времени должно вспыхнуть восстание […] генлейновцев против чешских властей. Немцы рассчитывают на то, что, создав хаос, в результате восстания они вызовут, с одной стороны, быструю и жесткую реакцию чешских властей, а с другой, показав методы подавления восстания, подготовят общественное мнение в Англии к тому, чтобы, если понадобится, принять идею немедленной аннексии как единственного средства, которое поможет избежать кровопролития»4.

Разведчик как в воду глядел, предвидя Мюнхенский сговор. Помешать реализации этих планов мог Советский Союз – основанием для «операции по принуждению к миру» могли стать подписанные в мае 1935 г. трехсторонние соглашения между Москвой, Прагой и Парижем. Но для вмешательства СССР строго необходимо было согласие Франции, премьер которой Э. Даладье вершил судьбы мира в Мюнхене…

Но в Варшаве внимательно отслеживали возможность вмешательства Красной Армии и очень ее пугались. 1 августа 1938 г. начальник II отдела Главного штаба Войска Польского Т. Пелчиньский доложил начальнику Главного штаба Войска Польского В. Стахевичу о дислокации советской авиации на территории Чехословакии с указанием количества техники и личного состава (к докладу была приложена карта):

«Докладываю пану генералу, что по нашим оценкам за достоверные сведения можно считать информацию (полученную из разных источников), касающуюся присутствия советской авиации в следующих местностях: в Праге, в Брно, в Простееве (Моравия), в Братиславе и Ужгороде, причем общая численность советских самолетов в этих местностях составляет около 43. Информация о 120 советских самолетах в Праге до настоящего момента подтверждена не была. Общая численность советского персонала составляет около 120 чел. (эти сведения можно считать достоверными)»5.

«Достоверность» имеющихся у «Двуйки» сведений вызывает серьёзные опасения. Никаких частей РККА на территории Чехословакии не было, а отмеченные поляками самолеты – это закупленные в СССР советские бомбардировщики СБ. В ЧСР они именовались SB.71.

Настроены драться?

Попытка Германии отторгнуть Судетскую область, опираясь на сепаратистское движение судетских немцев, провалилась дважды – в мае и в сентябре 1938-го. Правительство Чехословакии действовало решительно и при помощи полиции и войск моторизованной дивизии подавило путч. Конрад Генлейн бежал в Германию. Майор Кашуба, не всегда соблюдая правила согласования слов в предложении, оперативно доложил подробности:

«Раскрыты склады с оружием, привезенным из Германии для генлейновцев. Оружие – винтовки, карабины, пистолеты, пулеметы, патроны немецкого образца… В Марквартице – было тайное собрание 50-ти человек генлейновцев. Руководитель вооружен и в форме. При появлении полиции все разбежались… В Опавице – полиция задержала авто и произвела обыск, при обыске найдена радиостанция – передатчик германской конструкции. Шофер и пассажир арестованы. Обстановка остается напряженной. …По плану предусматривалось захват почты, телеграфа, жел-дор. станций, полицейские участки, финансовые учреждения и т.д. Внутренним бунтом подготавливался повод к вступлению германских войск в Судето-немецкую область. …В Схонбахе – повстанцы, которые бежали 14.9. в Германию, [к 8-ми часам 18.9.] возвратились обратно. Говорят, что в Германии очень плохо. …В Жел. Руда – повстанцы, бежавшие в Германию, Гитлером мобилизованы для оборонительных работ. Нетрудоспособные интернированы»6.

Фюрер готовился к войне и кормить бездельников-фольксдойче, не способных принести пользу Третьему рейху, не собирался.

Казалось, Чехословакия сумеет отстоять свою территориальную целостность. В эти тревожные сентябрьские дни авторитет СССР поднялся на небывалую высоту, о чем майор Кашуба незамедлительно проинформировал Наркомат обороны. «СССР есть символ спасения Чехословакии и в эту силу верят наиболее последовательные демократиче-ские круги близких правительству, а также коалиционная партия Клерикалов. Уверенность в помощи СССР в рядах чехословацкой армии боль-шая. Армия настроена драться до последнего человека. Прошу учесть очень важный сдвиг в настроениях широких кругов военных. А именно:

– Генерал Файфер7 12.9. был у тов. Александровского8 и говорил, что желательно прислать в Прагу будущего командующего советскими войсками в Чехословакии с его штабом.

…В Генштабе меня засыпали вопросами – “Как Вы нам поможете?” Говорят, что одна надежда на Вас, на Ваш Великий народ и на Вашу Красную Армию»9.

Однако Польша отказалась пропустить войска Красной армии через свою территорию и, угрожая войной, заявила: советские самолеты, если они появятся над Польшей по пути в Чехословакию, будут атакованы польской авиацией. СССР это не испугало. Военная техника заблаговременно стала поставляться в Чехословакию через Румынию, и эта информация польской разведки частично, но достоверна.

22 сентября 1938 г. писатель М.М. Пришвин, до этого месяц просидевший в лесу без газет, чутко уловил поразившую его новую примету столичной жизни:

«В Москве за всем почти километровые очереди: обыватель лезет, давит друг друга в борьбе за право жизни. Кто-то глянул и покачал головой, а из очереди ему кто-то ответил: “Чего качаешь головой, видно, нужды нет, а пришла бы нужда, стал бы с нами, как миленький”. И это правда, пока сыт и устроен, все такое кажется ужасом, а когда придет нужда, будешь стоять безропотно и, достигая куски хлеба или метр ситца, будешь радоваться и такому как счастью. И все это мы испытали, все знаем»10.

23 сентября 1938-го нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов дал в НКИД СССР шифротелеграмму о необходимости объявления в СССР частичной мобилизации и проведении кампании в прессе с целью заставить руководителей Германии и Польши поверить в возможность большой войны с участием Советского Союза11.

25 сентября 1938-го советник МИД Польши П. Курницкий12 составил служебную записку о поездке в Ужгород и предложил использовать ОУН для диверсионной работы на территории Чехословакии. «Это была бы двойная выгода, поскольку мы могли бы избавиться от этого элемента, и одновременно создать хаос на территории ЧСР»13.

27 сентября 1938 г. польский консул в Кишиневе А. Понсе-де-Сан-дон направил в посольство Республики Польша в Бухаресте (Румыния) донесение о транспортировке советских военных грузов для Чехословакии через территорию Румынии.

«Транспорты с военными материалами из Сов[етской] России продолжают идти как через Каинары-Бессарабку, так и через Кишинев. До сих пор эти транспорты состояли в ч[астности] из: танков, пулеметов, противогазов и закрытых товарных вагонов с неизвестным грузом (с надписями «eхplosif» – таким образом, скор[ей всего], с боеприпасами). От хорошо информированного источника (железнодорожники) у меня есть сведения о том, что до 25 сентября через Кишинев прошло около 600 вагонов с сов[етскими] военными матер[иалами] для Чехословакии»14.

Консул ошибся: танков СССР в ЧСР никогда не экспортировал.

И все-таки сговор

29 сентября 1938-го Политбюро ЦК ВКП(б), заслушав маршала Ворошилова, приняло решение о дополнительном призыве из запаса приписного состава, призыве на сборы командно-начальствующего состава РККА запаса, выделении лошадей и грузовиков на нужды армии и командировании слушателей военных академий в штабы военных округов15. На юго-западной и западной границе были приведены в боевую готовность стрелковые и кавалерийские дивизии, авиация, танковые бригады и войска противовоздушной обороны.

Дальнейшее хорошо известно. В тот же день в Мюнхене произошла встреча Гитлера с главами правительств Великобритании, Франции и Италии – Чемберленом Даладье и Муссолини. Чехословацкие представители не были допущены к обсуждению соглашения. СССР, а также германским союзникам по борьбе с ЧСР Польше и Венгрии было отказано в участии во встрече. В 1 час ночи 30 сентября 1938 г. было подписано Мюнхенское соглашение. Чемберлен сдержал слово, данное Гитлеру: Третий рейх получил Судетскую «без войны и без промедле-ния»16. Польша, обидевшись на Гитлера, приняла участие в разделе Чехословакии без согласования с ним и ввела свои войска в Тешинскую область после ультиматума, предъявленного уже в конце дня 30 сентября. Венгрия с помощью арбитража в Вене через некоторое время оккупировала южные (равнинные) районы Словакии и Подкарпатской Руси (совр. Закарпатской области Украины).

Если рассматривать изменения политической карты Европы в «большом историческом времени», можно разглядеть «их единственное историческое содержание» – иррациональный страх горделивого Запада перед «русским медведем» и заносчивое нежелание признать Советский Союз законным правопреемником государства Российского, которому, впрочем, и в XIX веке надменно отказывалось в «патенте на благородство», и в этом качестве предоставить СССР право голоса при коллективном рассмотрении всех европейских проблем. Вот почему выставка «Мюнхен-38» исключительно актуальна и чрезвычайно современна.

Сосредоточенные для помощи Чехословакии войска Красной армии, готовые провести «операцию по принуждению к миру», оставались на границе до 25 октября 1938 года, после чего вернулись в районы постоянной дислокации. Принудить агрессора к миру не удалось. Однако и политика умиротворения агрессора, проводимая Чемберленом и Даладье, которых по возвращении домой встречали ликующие толпы (войны-то с Гитлером теперь не будет!) очень скоро доказала свою несостоятельность. 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Лишь после ее окончания за СССР был официально признан статус великой державы, о котором в Париже, Лондоне, Берлине и Риме вполне могли бы вспомнить и в сентябре 1938 года.

Неужели прав был великий философ Гегель, и опыт Истории ничему не научил народы и правительства?!

Конрад Генлейн стал рейхскомиссаром Судетской области и обергруппенфюрером СС. В мае 1945-го попал в плен к американцам и 10 мая покончил собой, разбив очки и перерезав стёклами вены.

Кадровый сотрудник Разведывательного управления Павел Рыбалко прославился в годы Великой Отечественной войны: стал дважды Героем Советского Союза и кавалером пяти полководческих орденов. 1 июня 1945 г. ему было присвоено звание маршала бронетанковых войск.

Владимир Кашуба во время войны с Финляндией командовал 35-й танковой бригадой, был тяжело ранен, но поле боя не покинул и продолжал руководить соединением до выполнения боевой задачи. Лишь в конце дня попал в госпиталь, где ему ампутировали правую ногу. Его подвиг стал известен всей стране. Герой Советского Союза Кашуба остался служить в Красной армии. В годы войны стал генерал-лейте-нантом танковых войск и достойно руководил Ульяновским танковым училищем, которому (первому и всего-навсего одному из двух военно-учебных заведений СССР) было присвоено звание гвардейского.

Только факты. Представлено 236 исторических источников: подлинные архивные документы, редкие фотографии, кинохроника, музейные предметы (пехотная каска Вермахта, немецкая винтовка, унтер-офицерская фуражка, шинель и сапоги лейтенанта Вермахта, немецкая медаль «В память 1 октября 1938 года»; модель советского истребителя И-16, личные вещи Сталина – лупа, портфель, авторучка с золотым пером в футляре, курительная трубка). Экспозиция выставки подготовлена при участии Российского государственного архива кинофотодокументов, Российского государственного архива социально-политической истории, Российского государственного архива экономики, Архива Президента Российской Федерации, Архива внешней политики Российской Федерации, Центрального архива Федеральной службы безопасности России, Музея Победы и Центрального музея Вооруженных Сил РФ.

Автор сердечно благодарит Юрия Аркадьевича Борисёнка и Андрея Анатольевича Смирнова за товарищеское участие и помощь в работе.


БИБЛИОГРАФИЯ

Пришвин М.М. Дневники. 1938-1939 / Подгот. текста Я.З. Гришиной, А.В. Киселевой; Статья, коммент. Я.З. Гришиной. СПб.: ООО «Изд-во “Росток”», 2010.

Черчилль У. Вторая мировая война. Т. I. М.: Воениздат, 1991.


REFERENCES

Prishvin M.M. Dnevniki. 1938-1939 / Podgot. teksta YA.Z. Grishinoj, A.V. Kisele-voj; Stat'ya, komment. YA.Z. Grishinoj. SPb.: OOO «Izd-vo “Rostok”», 2010.

CHerchill' U. Vtoraya mirovaya vojna. T. I. M.: Voenizdat, 1991.


  1. РГВА. Ф. 500к. Оп. 1. Д. 909. Л. 7. 

  2. РГВА. Ф. 37967. Оп. 8. Д. 1351. Л. 147, 146. 

  3. РГВА. Ф. 33987. Оп. 3а. Д. 1147. Л. 32–37. 

  4. РГВА. Ф. 308к. Оп. 3. Д. 437. Л. 115. 

  5. РГВА. Ф. 308к. Оп. 3. Д. 437. Л. 25об–27. 

  6. РГВА. Ф. 37967. Оп. 6.Д. 129. Л. 303, 301, 299, 310. 

  7.  Правильно Файфр Ярослав (1883–1974) – дивизионный генерал чехословацкой армии, с 1927 г. в командовании ВВС ЧСР, в конце мая 1935 г. был с визитом СССР. 

  8.  Александровский Сергей Сергеевич (1889–1945) – Полномочный представитель СССР в Чехословакии, затем адвокат в Москве. В ВОВ воевал в народном ополчении. Попал в плен, бежал, воевал в партизанах. Осенью 1943 г. специальным самолетом доставлен в Москву и арестован. Расстрелян в 1945 г. Реабилитирован в 1956 г. 

  9. РГВА. Ф. 37967. Оп. 6.Д. 129. Л. 298, 297. 

  10.  Пришвин 2010. С. 171. 

  11. АП РФ. Ф. 3. Оп. 63. Д. 187. Л. 88. 

  12. Курницкий Пётр (1899–1975) – довольно заметная фигура в предвоенной дипломатии и разведке. Родился в Антонове на Киевщине. В Гражданскую войну – член Польской военной организации на Украине. В 1932–1936 гг. – вице-консул в Киеве, управлял местной резидентурой польской разведки, с 1936 по 1939 г. служил в политическом отделе МИД, занимался СССР и в этом качестве координировал работу со 2-м отделом Генштаба. В 1949 г. переехал в Канаду, преподавал историю русской революции в Центре славянских исследований Монреальского университета. 

  13. РГВА. Ф. 308к. Оп. 3. Д. 442. Л. 202. 

  14. РГВА. Ф. 308к. Оп. 12. Д. 278. Л. 60–61. 

  15. АП РФ. Ф. 3. Оп. 50. Д. 285. Л. 61–62. 

  16. Черчилль 1991 // https://www.runivers.ru/doc/d2.php?CENTER_ELEMENT_ID=146962