В 2017 г. исполнилось сто лет революционным событиям 1917 г., коренным образом изменившим жизнь в России и разделившим людей на тех, кто восторженно принимал свершившееся и кто оплакивал на-всегда ушедшее. Отношение к тому или иному событию с течением времени меняется. Если заглянуть в Большую Советскую Энциклопедию 1971 г., можно убедиться, насколько принятая тогда трактовка событий 1917 г. умаляла роль Февральской революции, в ходе которой было свергнуто самодержавие: «Февральская революция не решила коренных вопросов жизни народа: прекращения империалистической войны и заключения мира, рабочего вопроса, уничтожения национального гнета… Только социалистическая революция могла решить назревшие вопросы социального прогресса»1. Зато Октябрьская революция рассматривалась как событие мирового значения: она «ускорила ход исторических событий в мире, …раскрыла всемирно-историческую роль рабочего класса как знаменосца и главного борца за социализм… Человечество обрело надежный оплот в своей борьбе против захватнических войн, за мир и безопасность народов»2.
В 1987 г., когда отмечалось 70-летие Октябрьской революции, как тогда были уверены многие, «самого выдающегося события ХХ века, открывшего новую эру в жизни человечества»3, со страниц газет и журналов звучало: совсем немного осталось до полного торжества революционных идей, ибо «наши дела – естественное продолжение события всемирного значения». Но уже через несколько лет, когда Советский Союз прекратил свое существование, повсюду зазвучали слова о гибельности Октябрьской революции для России. Появились работы, которые доказывали необходимость считать эти события не революцией, а переворотом и обосновывали значение Февральской революции.
В данной статье мы не оцениваем события 1917 г., делаем попытку понять, каково нынешнее их восприятие рядовым носителем русской культуры, обратившись к результатам опроса студентов первого и второго курсов липецких вузов. Культурная память народа далеко не всегда сохраняет события минувшего такими, какими они предстают в научных работах, посвященных их тщательному, всестороннему анализу, однако без исследования особенностей отношения нынешнего человека к 1917 г. невозможно оценить его значение в русской истории. Интересно также сопоставить особенности восприятия революционных событий теми, кто жил в ту эпоху, и нашими молодыми современниками, имеющими возможность оценить события, произошедшие после 1917 г.
Если обратиться к данным Русского ассоциативного словаря, призванного продемонстрировать, «как мыслят русские в современной России»4, можно убедиться, что для современного молодого человека Октябрьская революция представляется гораздо более значимой, чем Февральская. Слово «февраль» отсутствует в списке слов-стимулов, которые авторы словаря предлагали вниманию испытуемых (11000 студентов), тогда как единица «октябрь» была включена в него и вызвала следующие ассоциации: «революция» (9), «1917 г.» (2), «великий» (1), «Ленин и Крупская» (1), «переворот» (1)5. Хотя наблюдалось большое число других ассоциаций, октябрь по-прежнему связывается в сознании русского человека с 1917 г., с революцией и / или переворотом. Слово «революция» тоже было предложено испытуемым, и в числе ассоциаций можно обнаружить следующие: «свершилась» (8), «продолжается» (6), «Октябрьская» (5), «переворот» (5), «социалистическая» (5), красный (3), «Ленин» (3), «1917 год» (3), «буржуазная» (2), «17 года» (2), «великая» (2), а также единичные ассоциации: «бунт, буря, в быту, власти, в Ленинграде. В России, гибель, глупость, голодовка, гражданская, давно, козлы, конституция, красное знамя, кровь, мировая, незрелая, о которой говорили большевики, победила, провал, провалилась, пролетарская, разбой, страх, ты научила нас, удар, ужас, ура, февральская»6. Таким образом, хотя некоторые испытуемые вспоминали о Февральской или буржуазной, как ее называли в Советском Союзе, революции, большинство опрошенных молодых людей связали революцию прежде всего с октябрем 1917 г., социализмом, Лениным и т.д.
Мы провели анкетирование с целью выяснить, считают ли современные молодые люди 18-20 лет события октября 1917 г. революцией или переворотом, насколько значимыми представляются им Февральская и Октябрьская революции, насколько глубоки их знания об этих событиях. В ходе анкетирования восьмидесяти испытуемым (студентам второго и третьего курсов направлений подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Русский язык», «Русский язык и английский язык») предлагались следующие вопросы:
-
Назовите причины революции 1917 г. (мы намеренно не уточняли, о Февральской или Октябрьской революции идет речь).
-
Что, по Вашему мнению, явилось главным итогом революции 1917 г.?
а) падение самодержавия в России;
б) повышение народного благосостояния;
в) секуляризация церковных земель;
г) эмиграция населения России;
д) уменьшение социального напряжения;
е) другое. -
Выберите фамилии, имеющие отношение к Февральской революции: Ульянов, Сталин, Витте, Керенский, Лазимир, Чхеидзе, Родзянко.
-
Выберите фамилии, имеющие отношение к Октябрьской революции: Каменев, Зиновьев, Троцкий, Антонов-Овсеенко, Ленин, Сталин, Плеханов.
-
Считаете ли Вы события октября 1917 г. революцией или переворотом? Почему?
-
Почему Великую Октябрьскую социалистическую революцию отмечают 7 ноября?
-
Каким(и) мероприятием(ями), на Ваш взгляд, следовало бы отметить столетие событий 1917 года?
Уже ответы на первый вопрос демонстрируют, что для большинства респондентов по-настоящему значимыми являются события февраля – марта 1917 г., поскольку 45% респондентов среди причин революции назвали: состояние Российской Империи в годы Первой мировой войны, нарастающее недовольство на фронте и в тылу, политические и экономические трудности, в т.ч. финансовый кризис, неспособность Ни-колая II взять страну под контроль, его консервативную политику, поражение на фронтах, положение рабочих и крестьян. 20% респондентов, наряду с этими причинами, называли двоевластие, «противоречия боль-шевиков и меньшевиков», «давление правящей партии». Следовательно, они пытались изложить причины октябрьских событий. В некоторых анкетах (4%) среди причин революции были названы проигрыш в Русско-японской войне и желание ограничить власть монарха путем создания Государственной Думы. 16% респондентов считают причинами революции 1917 г. ее следствия: смену власти, приход к власти большевиков и т.д., т.е. не могут объяснить, почему произошли события 1917 г. 15% респондентов вообще не смогли дать ответа на этот вопрос.
Главный вывод, который можно сделать, анализируя ответы респондентов, заключается в том, что в сознании современного молодого человека нередко спутаны события февраля и октября 1917 года. Характерно, что ни один из опрошенных не попытался уточнить, о какой именно революции идет речь. Возможно, в культурной памяти большой части молодых людей существует некая единая революция, включающая в себя все происходившее на протяжении всего 1917 года и, более того, некоторые события 1905 года. Главным итогом этой революции 90% опрошенных сочли падение самодержавия в России. 4% респондентов, настроенных весьма благоприятно, сочли итогом революции повышение народного благосостояния, еще 4% – уменьшение социального напряжения. 2% респондентов на вопрос не ответили. Некоторые из опрошенных выбирали несколько ответов: значимым итогом революции, наряду с падением самодержавия, они сочли секуляризацию церковных земель (6%) и эмиграцию населения (4%).
Ответы на вопросы, связанные с выбором исторических лиц, имевших отношение к Февральской и Октябрьской революциям, показали: для большинства студентов обе революции прежде всего олицетворяет Ленин (Ульянов). В 90% анкет его имя отмечено среди других, имеющих отношение к Октябрьской революции, что вполне оправдано, однако 63% респондентов связывают его имя и с Февральской революцией, несмотря на то, что Ленин, когда она произошла, находился за пределами России и о ней узнал из газет. Более того, он не верил в возможность революции в 1917 г.: «Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции. Но я могу, думается мне, высказать с большой уверенностью надежду, что молодежь, которая работает так прекрасно в социалистическом движении Швейцарии и всего мира, что она будет иметь счастье не только бороться, но и победить в грядущей пролетарской революции»7. Таким образом, современная молодежь часто смешивает две революции, произошедшие в 1917 г.
Думается, преувеличение роли Ленина объясняется тем трепетным отношением к его имени, которого на протяжении долгих лет буквально требовали от каждого жителя Советского Союза. Современные студенты, не всегда способные связно рассказать о жизни этого человека и назвать его основные работы, тем не менее, уверены, что он принимал участие в событиях февраля 1917 г. Несколько меньше людей –54% опрошенных – выделили фамилию «Керенский». Александр Федорович Керенский действительно являлся активным участником февральских событий: именно он призвал членов Государственной Думы, работа которой была прервана Николаем II, не подчиняться воле императора, встречался с митингующими рабочими, занял место министра юстиции во Временном правительстве. Однако далеко не все современные молодые люди помнят о его значительной роли в событиях того времени.
Наряду с фамилиями Ульянова и Керенского, довольно «популярной» оказалась фамилия Витте, знаменитого государственного деятеля начала ХХ в., который, однако, не имеет к Февральской революции никакого отношения, поскольку скончался в 1915 г. Сергей Юльевич Витте, впрочем, руководил подавлением первой русской революции 1905 г. – возможно, именно этим объясняется то, что в сознании 31% респондентов имя Витте оказалось связано с революционными событиями.
27% респондентов, наряду с другими, выделили Чхеидзе. Николай Семенович Чхеидзе, конечно, имел отношение к Февральской революции как глава меньшевистской фракции Государственной Думы, а впоследствии член Петроградского совета рабочих депутатов. Фамилию Михаила Владимировича Родзянко, председателя Государственной Думы, в феврале 1917 г. выступавшего за сохранение монархии, отметили только 4% опрошенных. Столько же людей подчеркнули фамилию «Сталин», хотя в феврале он находился в ссылке. Очевидно, что те, кто, размышляя о Февральской революции, вспоминают имена Ленина и Сталина, объединяют ее события с октябрьскими. «Бескровная революция», которой так гордились современники, оказалась вытеснена в сознании последующих поколений событиями октября 1917 года.
Говоря об Октябрьской революции, респонденты обнаружили более широкие познания. 90% опрошенных связывают ее с именем Ленина. 70% выделили Троцкого, 27 – Зиновьева, 13 – Каменева, 6 – Сталина. Как мы можем убедиться, больше людей называли Каменева и Зиновьева, хотя те и выступали против ленинской резолюции о вооруженном восстании, в отличие от Сталина, набравшего значительно меньше «голосов». Владимир Александрович Антонов-Овсеенко, принимавший активное участие в событиях октября 1917 г., в частности в подготовке штурма Зимнего дворца, не был упомянут ни разу. Таким образом, Октябрьскую революцию олицетворяют в сознании большинства студентов, Ленин и Троцкий, тогда как роль Сталина и Антонова-Овсеенко преуменьшена. То, что так случилось с Антоновым-Овсеенко, неудивительно: он был репрессирован и расстрелян в 1930-х гг., и, конечно, память о нем не старались сохранить. Однако то, что роль Сталина в событиях Октября оказалось почти столь же основательно забыта, как и роль осужденного им человека, достаточно интересно.
Преуменьшена и роль Октябрьской революции, о которой много говорили и писали на протяжении долгих лет. События октября 1917 г. многие из опрошенных (22%) сочли переворотом, хотя больше (27%) называет их революцией. Остальные 57% опрошенных либо не стали отвечать на данный вопрос анкеты, по-видимому, из-за неуверенности в свои познаниях, либо дали ответы, из которых нельзя сделать однозначного вывода об их взглядах на статус октябрьских событий:
«Считаю, произошло свержение царской власти»;
«Произошло свержение существовавшего режима правления»;
«Состоялось полное свержение монархии»;
«Победа большевиков, образование Советского государства» и т.д.
Довольно большое число респондентов путают события февраля и октября, считая, что свержение монархии произошло в октябре 1917 г. Это доказывает, что в историко-культурной памяти народа февраль и октябрь настолько тесно сплетены, что многие молодые люди искренне считают: монархия была упразднена именно в октябре, причем Ленин сыграл в этом значительную роль.
Лишь 60% опрошенных смогли объяснить, что день Великой Октябрьской социалистической революции отмечают 7 ноября из-за введения правительством Советской России григорианского календаря. Удивительно, что не все смогли ответить на этот вопрос. Более того, можно отметить немногочисленные ответы, подобные заявлению одной из опрошенных студенток: «Если честно, даже не знала, что ее отмечают 7 ноября». По-видимому, немногие молодые люди в сегодняшней России считают 7 ноября праздничным днем или каким-то образом выделяют его из числа прочих осенних дней.
В связи с этим интерес представляют ответы на последний вопрос анкеты о мероприятиях, которыми следовало бы отметить столетие событий 1917 г. 52% респондентов сочли ненужным отмечать эту дату. Как пояснил один из них, «отмечать многочисленное кровопролитие, разворовывание…, варварство не стоит. Можно лишь сделать минуту молчания… и просить прощения». Мнения другой половины респондентов разделились: одни считают необходимым провести в честь революции парад (4%), митинг на площади (4%) или масштабное гуляние на площади (8%), другие (32%) – отметить столетие революции проведением конференций, на которых можно обсудить связанные с этим событием проблемы. Ответ одной из девушек, пожалуй, наиболее точно и кратко выразил мнение многих респондентов: «На мой взгляд, можно провести мероприятие, на котором расскажут о революции 1917 года и о мнениях о ней. Но я не стала бы проводить концерт, так как мы уже не воспринимаем этот день как праздник». Многие молодые люди признают недостаточность своих знаний и хотели бы услышать больше, разобраться в хитросплетениях революции. Однако для большинства из них 7 ноября не является праздничным днем. Наверное, подобное отношение молодежи к революции весьма удивило бы тех, кто когда-то говорил о ней как о начале новой эры.
Время неумолимо идет вперед, и события 1917 г. все дальше отодвигаются в прошлое. Однако современные люди, ради счастья которых, как гласили бесчисленные лозунги, и были совершены Февральская, а затем Октябрьская революции, не слишком ими интересуются. В историко-культурной памяти современной молодежи события февраля 1917 г. оказались вытеснены событиями октября, а из имен революционеров, сыгравших первостепенную роль в изменении существовавшего государственного строя, сохранились немногие. Тем не менее, хотя обе революции 1917 г. явно утратили в сознании современного человека романтический ореол, можно говорить о желании молодежи знать больше о том, что произошло сто лет назад.
БИБЛИОГРАФИЯ
Большая Советская энциклопедия. (В 30 томах) / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: «Советская Энциклопедия», 1971. Т. 4. 600 с.
Куприн О. Живая революция / О. Куприн. // Работница. 1987. №11. С. 2-6.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-ое. Т. 30. Июль 1916 – февраль 1917. М.: Изд-во политической литературы, 1973. 561 с.
Русский ассоциативный словарь. В 2-х т. Т. 1. От стимула к реакции: Ок. 7000 стимулов / Ю.Н. Караулов. Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева и др. М.: «Астрель»; «АСТ», 2002 784 с.
REFERENCES
Bol'shaya Sovetskaya enciklopediya. (V 30 tomah) / Gl. red. A.M. Prohorov. 3-e izd. M.: «Sovetskaya Enciklopediya», 1971. T. 4. 600 s.
Kuprin O. Zhivaya revolyuciya / O. Kuprin. // Rabotnica. 1987. №11. S. 2-6.
Lenin V.I. Polnoe sobranie sochinenij. Izd. 5-oe. T. 30. Iyul' 1916 – fevral' 1917. M.: Izd-vo politicheskoj literatury, 1973. 561 s.
Russkij associativnyj slovar'. V 2-h t. T. 1. Ot stimula k reakcii: Ok. 7000 stimu-lov / Yu.N. Karaulov. G.A. Cherkasova, N.V. Ufimceva i dr. M.: «Astrel'»; «AST», 2002 784 s.