История библиотеки Императорского православного палестинского общества (далее – ИППО) похожа на детектив: после революции 1917 г. и реорганизации ИППО, она хранилась в разных, иногда не слишком пригодных для этого местах, и в качестве единой коллекции до нашего времени дошла лишь та часть библиотеки, которая попала в Музей истории религии АН СССР. Приключения библиотеки в советский период начали привлекать внимание исследователей в начале 1990-х, когда вышла статья С.Е. Клещука «Как разоряли библиотеку»1. Описывая историю этого книжного собрания, автор завершал свой рассказ 1952 годом, когда библиотека, по его мнению, была полностью разорена и хранилась в разрозненном виде в различных структурных подразделениях сети библиотек АН СССР. История библиотеки в контексте истории ИППО и восточной политики России кратко освещалась в труде Н.Н. Лисового «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в.»2. О трагической судьбе части библиотеки, хранившейся в Ленинградском отделении Института Востоковедения АН СССР (далее – ИВ АН СССР), и переданной РПЦ (МП) в 1982 г. рассказывается в статье К.А. Ваха3. Несколько лет назад история формирования и бытования этого уникального палестиноведческого собрания попала в поле зрения группы исследователей из Института философии СПбГУ и Государственного музея истории религии4. Проделанная группой работа по выявлению в архивах (Архив РАН в Москве, Архив внешней политики Российской Империи МИД, Санкт-Петербургский филиал АРАН, архив Института истории материальной культуры, архив Государственного музея истории религии, Архив востоковедов в Институте восточных рукописей РАН) документов, проливающих свет на череду передач бывшей библиотеки ИППО в советский период в различные академические учреждения, позволила впервые с высокой степенью достоверности реконструировать наиболее важные этапы в истории этого книжного собрания; его единственный выявленный и сохранивший свой первоначальный вид фрагмент сегодня хранится в Научной библиотеке ГМИР и насчитывает 10482 ед. хранения. В Музее истории религии книжная коллекция ИППО по сей день сохраняет свои оригинальные шифры и отличную от всего остального книжного фонда систематизацию.
История библиотеки началась в 1887 г. когда ИППО приобрело у основателя организации, почётного члена и бессменного секретаря (1889–1903) Н.В. Хитрово его личное книжное собрание5. Книжная коллекция ИППО быстро разрасталась6 и к 1907 г. насчитывала почти 10093 названий книг/14 000 томов. По оценкам современников она не имела себе «в нашем отечестве другого равного ему книгохранилища… по востоковедению и палестиноведению»7. До 20 октября 1923 г. библиотека располагалась в Петербурге в приобретенном в 1916 г. ИППО в собственность небольшом доме (д. 10 на Мытнинской). После революции 1917 г. Академия наук желая спасти коллекции ИППО, решила взять общество под свое покровительство, и 4 марта 1917 г. на Общем собрании АН был утвержден представленный акад. Ф.И. Успенским «Проект положения о Палестинском Комитете при Академия наук»8. В октябре 1918 г. ИППО было переименовано в Русское Палестинское общество (РПО) и вошло в состав АН, но его деятельность возобновилась только в 1920 г., о чем на Общем собрании 20 мая сообщил председатель РПО акад. Ф.И. Успенский9. 20 июня 1923 г. в связи с тем, что Устав РПО не был утвержден Наркоматом внутренних дел, деятельность Общества была прекращена, а дом на Мытнинской национализирован. По решению Акцентра Петроградского Управления научных и научно-художественных учреждений Наркомпроса10 30 августа 1923 г. библиотека, архив и музей РПО, а также склад изданий поступили в ведение Российской Академии истории материальной культуры11. 13 сентября 1924 г. из Государственного книжного фонда12 в Академию истории материальной культуры поступило уведомление, что, библиотека, музей и склад изданий РПО распоряжением Ленинградского Отделения Главнауки13 от 9 апреля 1924 г. за № 2804 передаются из ведения Академии истории материальной культуры обратно РПО. Возобновление деятельности РПО в 1925 г. было связано с имущественными интересами советского государства, претендовавшего на собственность ИППО в Италии (Бари), Сирии и Палестине14.
Важную роль в судьбе библиотеки в эти годы сыграл В.Н. Бенешевич15, занимавший должность секретаря РПО с 1918 г., а в 1923–1927 гг. заведовавший и библиотекой ГАИМК. По инициативе Бенешевича в 1926–1928 гг. до его ареста и ссылки, была проведена инвентаризационная проверка библиотеки РПО, в результате которой была документально зафиксирована общая численность ее книжного собрания: количество книг, журналов, брошюр и карт составляло 16722 наименований/20759 томов, в т.ч. книг на русском языке – 13239 наименований/13652 томов; книг на иностранных языках – 3096 наименований/3806 томов; периодика русская – 268 наименования/1941 тома, периодика иностранная – 119 наименований/1360 томов.
В 1937 г., когда Академия истории материальной культуры вместе с другими учреждениями приступила к освобождению здания Мраморного дворца, начался процесс по передаче книжного собрания РПО в ведение другого ленинградского научно-исследовательского учреждения, входящего в состав Академии Наук СССР, – Института востоковедения, который в то время располагался на Биржевой линии В.О. в здании БАН. В декабре 1938 года, приемка-передача библиотеки была завершена. Институтом было принято 19000 библиотечных единиц хранения, хотя руководство ИВ АН СССР неоднократно ходатайствовало о дальнейшей передаче библиотеки в основную коллекцию БАН, как не имеющей ценности для Института.
Судьба библиотеки в 1940-е гг. не нашла отражения в обнаруженных документах. В 1950-е годы часть книг из библиотеки ИППО была передана в Москву для центральной организации РПО. Отбором книг занимался ученый секретарь Общества с разрешения директора БАН СССР академика Д.В. Наливкина. Сколько книг было отобрано, по какому принципу шел этот отбор, и где эти книги находятся сейчас, неизвестно. Тогда же, в 1950-е годы, значительная часть книжного собрания РПО поступила в Музей истории религии АН СССР (далее – МИР)16.
Благодаря выявленным архивным документам история передачи библиотеки ИППО в МИР может быть реконструирована с высокой степенью точности (сохранилась переписка директора Музея В.Д. Бонч-Бруевича с различными организациями и сотрудниками Музея в Ленинграде)17. При этом музею пришлось конкурировать с Московской патриархией, которая, несмотря на то, что библиотека никогда не была собственностью синодальных структур, также претендовала на это собрание. Как справедливо отмечают исследователи18, доступ к библиотеке до тех пор, пока МИР находился в здании Казанского собора, был затруднен, она хранилась в служебных помещениях, что возможно и спасло ее от разорения в 1960–1970-е гг., после того как музей из системы академических учреждений был в 1962 г. передан в ведение Министерства культуры.
Книжная коллекция бывшего Императорского Православного Палестинского Общества в составе Научной библиотеки Государственного музея истории религии сегодня насчитывает 10482 единиц хранения. На основе проделанного исследования в архивах Санкт-Петербурга и Москвы можно сделать вывод, что уцелевшая в Музее истории религии коллекция составляет чуть более половины от фонда библиотеки РПО, который в 1927 г. насчитывал 20759 томов. Судьба другой половины книжного собрания ИППО не до конца известна: некоторое количество книг, ранее входивших в коллекцию ИППО, хранится в библиотеке Института восточных рукописей РАН, книги, переданные оттуда РПЦ (МП) в 1982 г., по всей вероятност, были утрачены. Хочется верить, что многие книги из библиотеки ИППО находятся в составе других академических библиотек и ждут своего выявления.
Публикуемые документы из Архива РАН в Москве, Санкт-Петербургского филиала АРАН, архива Института истории материальной культуры, Архива востоковедов Института восточных рукописей РАН позволют с документальной точностью реконструировать основные этапы истории передачи библиотеки и фиксирует динамику ее количественного и качественного состава.
1. Исполняющий обязанности председателя РПО акад. В.В. Латышев непременному секретарю РАН акад. С.Ф. Ольденбургу
11 декабря 1920 № 154
Экстренно нужное
Непременному секретарю Российской Академии Наук
Вступив в 1882 г. на поприще научной и культурно-просветительской работы в Палестине и сопредельных с нею странах Библейского Востока, Российское Палестинское Общество в течение уже первой четверти века своего существования, благодаря энергии и трудам своих основателей и первых руководителей, достигло весьма значительных результатов в своей деятельности: оно выпустило в свет десятки научных трудов по востоковедению, собрало весьма ценную в научном отношении библиотеку, насчитывающую вместе с планами, рисунками и фотографическими снимками до 30 000 названий, и приобрело некоторые древности, модели и картины, могущие послужить основанием для музея по Палестиноведению. Озабоченные наилучшим размещением и охранением этих научных собраний, Палестинское общество в начале 1916 г. при содействии и материальной помощи близких ему лиц приобрело в Петрограде, по Мытнинской улице, вблизи Николаевского вокзала, в собственность небольшой дом, предполагая приспособить его для помещения Канцелярии и устройства зала для заседаний, библиотеки, архива, музея и книгохранилища, а так же и общежития для проезжающих через Петроград на Ближний Восток научных сотрудников и экскурсантов; остающиеся свободными помещения в доме Общество предполагало предоставить своим сотрудникам и служащим, однако, затянувшаяся война и недостаток средств как следствие, а также закон от августа 1916 г. о закреплении квартир за проживающими в них жильцами без права выселения, внесло коррективы в планы общества, оно было вынуждено приспособить 3 свободных квартиры под канцелярию, библиотеку и архив., в подвале оборудовать книгохранилище, все остальные в квартиры количеством 15 единиц были сохранены за приживавшими в них и не имевшими никакого отношения ни к научной деятельности вообще, ни к Палестинскому обществу в частности. Общество было вынуждено выступить в силу обстоятельств в чуждой ему роли домохозяину и сдавать квартиры, но в 1919 г. расходы по содержанию дома стали уже резко превышать доходы от аренды, и оно несло убытки и не было в состоянии изыскать средства).
Не теряя надежды осуществить когда-нибудь свои предположения относительно приспособления дома Общества для вышеперечисленных научных целей и придать ему характер и значение «Палестинского» дома, который совокупностью своих учреждений послужил бы для развития в России науки Палестиноведения, Совет Общества, однако, в настоящее исключительно тяжелое время, когда дому угрожает опасность быть отчужденным наравне с прочими частными домами в распоряжение Комиссариата городского хозяйства, который могут использовать его для посторонних Обществу целей и даже лишить само Общество занимаемого им помещения, - видит единственный благоприятный выход из столь затруднительного положения в передаче дома Российской Академии Наук, которая еще в 1918т г., вследствие предложения заместителя Председателя Совета Коммуны Северной области тов. Луначарского, приняла живое и заботливое участие в охране научного имущества Палестинского Общества, а в 1920 г. для более тесного научного общения в ним делегировала в состав Совета своего представителя.
Помимо охраны научных интересов Палестинского общества, такое решение Совета вызвано соображениями, что, быть может, находящаяся ныне при обществе и содержимая в образцовом порядке научная библиотека по Палестиноведению будет признана Российской Академией наук как филиальное отделение ее библиотеки, с допущением в нее для занятий всех желающих извлечь необходимые материалы для своих научных работ по востоковедению, а свободная же часть помещений Канцелярии, предоставленная в распоряжение Академии Наук, будет использована для занятий возникающих при Академии различных ученых Комиссий. Кроме того, когда дом будет закреплен за Академией наук, часть квартир, по освобождении нынешними жильцами, могут быть предоставлена ее научным сотрудникам, а также сотрудникам Палестинского общества.
Ввиду вышеуказанного Совет Российского Палестинского Общества убедительно просит Вас, в первую очередь принять экстренные меры:
а) к закреплению, через Комиссариат народного просвещения, находящегося по Мытнинской улице под № 10 дома Палестинского Общества за Российской Академией Наук
б) к признанию принадлежащей Палестинскому обществу научной библиотеки по Палестиноведению филиальным отделением Библиотеки Российской Академии Наук.
И. о. Председателя В. Латышев
Секр. В. Юшманов19
Машинописная\ копия.
2. Записка председателя РПО акад. Ф.И. Успенского о деятельности Палестинского общества 1921 г.
Деятельность Палестинского общества обнаружилась в весьма ценных и столь разнообразных приобретениях как научного, так и материального характера, что она не может не внушать к себе уважения и признательности.
При подведении итогов этой деятельности нужно иметь ввиду, что Палестинское Общество работало на чужбине, в условиях далеко не благоприятных для достижения предположенных целей, в постоянной борьбе с враждебными к нему отношениями как со стороны местного духовного и светского правительства, так и иностранных учреждений и заведующих ими лиц, с завистью и неблагожелательством относившихся к русскому делу. Нужно при том помнить, что на Востоке это было единственное русское насаждение, пытавшееся дать твердую постановку государственно-народным русским интересам.
До некоторой степени с ним разделял на Ближнем Востоке ту же службу Русский Археологический Институт в Константинополе. Между обоими учреждениями есть одна общая черта, выражающаяся в том, что Палестинское Общество и Константинопольский институт это два учреждения, при посредничестве которых мы вели конкуренцию с западными державами и притом на весьма боевых в разных отношениях местах: в Иерусалиме и в Константинополе. Эта конкуренция велась больше четверти века и прошла – смело можно сказать – с честью для России.
Высказанную мысль о конкуренции мы должны особенно подчеркнуть, так как научно-исследовательское состязание русских с западноевропейцами подлежит особенному учету со стороны русского народа и его правительства. Следует вспомнить, что мы известны на Востоке лишь со стороны военной, выражения "москов аскерь" или "москов казак" там обозначают всю глубину народного мировоззрения на Россию; со своим мирным культурным обликом мы выступили на Востоке лишь в составе и в форме названных выше учреждений. Характер их деятельности более или менее определил отношение западноевропейской литературы к нашим научным задачам и посильным достижениям.
Пятидесятилетняя научная деятельность Палестинского Общества сопровождается весьма большими результатами, о которых дают яркое представление его издания. Палестина в высшей степени интересная и мало имеющая в Европе и Азии одинаково важных и привлекательных для научного любопытства и для сравнения с ней местностей, где бы историческая жизнь била ключом с самых древних времен. Уже в доизраильскую эпоху Палестина и Сирия представляют памятники высокой культуры; период еврейского преобладания в Палестине и возникновение христианства придают истории Палестины неослабевающий интерес. Таким образом – изучение местных памятников архитектуры, опубликование новых текстов, снаряжение экспедиций и раскопки важных в археологическом и историческом отношении мест – составляют предмет научных занятий Палестинского Общества, украшающих его издания. В этом направлении будет развиваться его деятельность при новом Уставе, недавно выработанном и вступившем в жизнь. Хотя Палестиной интересуются и другие научные учреждения, как Российская Академия Наук, Академия Истории Материальной Культуры, Археологические общества и др., но в них палестинские занятия не составляют главного предмета и потому никогда не могут иметь столь важных и положительных результатов, как занятия методологические по определенной программе, углубляющиеся и расширяющиеся в данном направлении и имеющие целью разнообразное приложение сил при единстве объекта исследования. Этим по отношению к Палестине обладает только Палестинское общество, оттого вышедшие от его имени превосходные исследования и публикуемые им разные издания по отношению к Палестине далеко оставляют за собой все, что выходило в том же роде в других русских ученых учреждениях.
Что касается приобретений материального характера, в этом отношении достигнутые Обществом успехи навлекли на него много несправедливых нареканий, возбудили зависть и породили черную клевету. Чтобы иметь в Иерусалиме точку опоры для своей деятельности и дать помещение своим служащим, Общество озаботилось приобретением земельного участка и возведением на нем больших построек. Независимо оттого, как в самом Иерусалиме, так и в некоторых других городах Палестины Общество сделало приобретения земельных участков в таких местах, которые имеют особенное археологическое значение и на которых частию начаты, частию предположены в ближайшем будущем раскопки. Имея ввиду, что в последние годы, при возбуждении высокого политического и научного интереса в среде больших европейских государств к Палестине и при возникновении многочисленных забронированных участков, записанных на имя французских, германских и английских подданных, умело выбранные и закрепленные за русскими людьми земельные участки составляют такую материальную стоимость и такую реальную силу, которой с полным основанием завидуют иностранцы. Русские деятели в Палестине, коме того, постепенно приобретали покупкой археологические предметы, которые составляли значительное собрание местных древностей, находящееся и по настоящее время в Иерусалиме при церковных зданиях. Это собрание и само по себе составляет драгоценный материл для разработки и может служить лучшим доказательством того, как много в Палестине можно сделать при добром желании. Обращая внимание на эти приобретения, следует хорошо взвесить обстоятельства, при которых приходилось работать Обществу. Палестина есть место боевое и очень высокой конкуренции, где партии представлены далеко выше нас стоящими в культурном и финансовом отношении нациями. Занятое там с немалым трудом и в результате больших усилий положение необходимо всеми мерами оберегать. Всякий наш необдуманный шаг послужит в пользу наших соперников, которые с удовольствием используют его во вред нам. Вновь восстановлять раз утраченные ценности будет нам не по силам, ибо созидание и творческая работа при условиях еще более усиленной конкуренции и в менее благоприятных обстоятельствах в ближайшие годы, будет для нас весьма проблематично.
Переходя к вопросу о том, какими в настоящее время научными силами располагает Палестинское Общество, чтобы с одной стороны продолжить занятия Палестиной, с другой же оправдать необходимые на поддержание его расходы со стороны русского народа, мы, оставаясь на реальной почве действительных фактов, не должны в своих дальнейших рассуждениях выходить из условий переживаемого времени.
Чрезвычайные военные и политические события, неблагоприятно отразившиеся, между прочим, и на движении вперед научных исследований, вызывают потребность в поисках таких путей для организации научных учреждений, которыми бы легче и скорее достигались преследуемые задачи. Палестиноведение и по собственному состоянию его в смысле объекта и материала, и по малочисленности специалистов, и по другим причинам - нуждается в тесном сближении между отдельными учреждениями, чтобы объединенными усилиями, расширяя задачи изучения и вместе с тем углубляя их, возобновить и продолжить то движение, которое с таким успехом уже было осуществлено в среде Палестинского Общества. Настоятельная потребность восстановить и поддержать эту научную традицию находит себе оправдание в тех постоянных исторических связях, какие русский народ издавна поддерживал с Палестиной. Следует также указать, на то немаловажное поощрение, которое мы имеем в хорошо составленной специальной библиотеке Общества, в собственных его изданиях и тех материалах, кои частию собраны Обществом или намечены им посредством обмена мнений с русскими и иностранными палестиноведами <…> Из изложенного видно, что постигшее Палестинское Общество несчастие в конце июня сего года, выразившееся в наложении печатей на помещения Общества, в арестовании заведующего домом и делами общества В.Д. Юш-манова и в изъятии части книг и связок архивного материала и текущих дел, послужило главным мотивом к распространению в начальственных петроградских кругах по народному просвещению того взгляда, что Палестинское общество есть мертвое учреждение, лишенное работы и жизнеспособности. Оно насильственно лишено права на деятельность и настоящей запиской пытается снять с себя незаслуженный упрек и вместе с тем объяснить, что не нам с нашей убогой культурой посягать на закрытие таких научных учреждений, которые показали свою жизнедеятельность, принеся народу и науке существенную пользу, и это на заграничном театре, в честном и успешном единоборстве с иностранцами…
…Нынешний состав Общества, правда немногочисленный, от 25 до 30 членов, одушевлен горячим желанием трудиться в избранной области палестиноведения. Несмотря на понесенную утрату в смерти своего председателя, академика В.В. Латышева, несмотря на все неблагоприятные материальные условия, Общество в текущем 1921 г. Неослабно продолжало собираться для чтения и обсуждения ученых сообщений, для выработки плана дальнейших занятий и, наконец, с целью заполнения вакантных мест в Совете и пополнения состава Общества выбором новых членов....
…Против мысли о закрытии Палестинского Общества служат, наконец, возражением следующие обстоятельства. Мы приобрели на бойком историческом и научном театре крепкие позиции и, немало не смущаясь, думаем уступить их нашим соперникам. Мы владеем в Палестине несколькими земельными участками, записанными на имя частных лиц, громадная ценность которых не может в настоящее время поддаться хотя бы приблизительному вычислению; – раз перестает существовать Общество, земельные владения с постройками уплывут из наших рук. Палестинское общество составило прекрасную и умело подобранную библиотеку и произвело на месте разнообразные научные работы, – ужели можно закрытием Общества безжалостно уничтожить все эти приобретения? – Будем надеяться, что советское правительство не наложит руку на полезное в государственном отношении русское народное дело в Палестине и разрешит Палестинском Обществу продолжить его деятельность, согласно с новым Уставом.
Председатель Ф. Успенский20
Машинописная копия.
3. Письмо председателя РПО акад. Ф.И. Успенский в Петроградское Управление Научных Учреждений Академического Центра
Российское палестинское общество
4 января 1923 г. Исх. № 22.
В Петроградское Управление Научных Учреждений Академического Центра
Во исполнение декрета о регистрации Обществ и Союзов от 12 августа с.г. Совет РПО направил все требующиеся сведения в Москву в НКВД и Главнауку при отношении от 25 августа, копия которого при сем прилагается. Устав Общества уже утвержден 9 декабря 1932 г. Главнаукой и прилагается при сем в копии.
Возбужденный ранее вопрос о переименовании общества согласно его основным задачам в РПО изучения Палестины и Средиземноморского Востока будет представлен на усмотрение Акцентра после регистрации Общества в НКВД <…>.
Совет Общества прежде всего усердно просит Акцентр оказать свое содействие в укреплении юридического положения Общества согласно предположениям, выраженным 27 сентября 1922 г. № 4764 в ответ на ходатайство Академии Наук через комиссию ее в составе академиков Ф.И. Успенского и Н.Я. Марра, и, в частности, зарегистрировать в качестве научных учреждений, открытых для обозрения и научной работы, Музей Палестиноведения и Библиотеку Общества; первый может быть открыт по воскресеньям 12-14 ч., вторая по вторникам от 5-7 и пятницам 2-4.
Другая же не менее усердная просьба Совета направлена на улучшение крайне тяжелого экономического положения Общества: Совет просит оказать помощь Обществу ассигнованием денежных средств на уплату, хотя бы за помещение Общества и наем сторожа и предоставлением дров для отопления, без чего Общество, конечно, обречено на бездействие, а принадлежащие ему ценные предметы и книги подвергаются опасности погибнуть.
Пред. РПО Ф. Успенский21 Машинописная копия.
4. Письмо председателя РПО акад. Ф.И. Успенский в РАИМК
Российское Палестинское Общество
4 февраля 1923 г. Исх. № 32.
Копия
Из дела РАИМК № 22, 1923. Вх. №78 от 6 февраля 1923 г.
В Российскую Академию Истории Материальной Культуры
Из личных объяснений с Заведующим научными учреждениями Академического центра выяснилось, что Российское Палестинское Общество, не состоя в объединении с какими-либо научным учреждением Акцентра, лишено возможности с достаточной авторитетностью охранять свою исключительную по богатству и специальному подбору книг библиотеку, а также музей, содержащий редкие неизданные материалы по археологии и искусству Ближнего Востока.
Посему Совет Российского Палестинского Общества имеет честь просить Российскую Академию Истории Материальной Культуры, которая ставит своей задачей изучение и охрану памятников древности и искусства, не отказывать принять в свое ведение организованные Обществом для публичного пользования библиотеку и музей Ближнего Востока.
Необходимые денежные средства на содержание обозначенных научных учреждений, по указанию Заведующего Академическим Центром, могли бы быть предоставлены Российской Академией Истории Материальной Культуры по ее специальному о том ходатайству.
Председатель общества Академик Ф. Успенский,
Секретарь В. Бенешевич22. Машинописная копия.
5. Выписка из протокола заседания Совета РАИМК о принятии в ведение РАИМК библиотеки и музея Ближнего Востока РПО
Российская Академия Истории Материальной Культуры
8 февраля 1923 г. № 380
Копия
Из дела РАИМК № 22, 1923.
В Российское Палестинское Общество
Ученый Секретарь РАИМК настоящим имеет честь уведомить, что Совет Академии, заслушав в заседании 5 сего февраля отношение Общества от 4 февраля с.г., за № 32, с ходатайством о принятии в ведение Академии организованных Обществом библиотеки и Музея Ближнего Востока, постановил означенное ходатайство Общества удовлетворить…
Ученый секретарь Б. Фармаковский23 Машинописная копия.
6. Переписка об изъятии имущества РПО, и передаче его в РАИМК
Р.С.Ф.С.Р.
Н.К.П.
Академический Центр Петроградского Управления научных и научно-художественных учреждений.
Петроград, Садовая, 18.
30 августа 1923. Исх. № 8388.
Копия
Из дела РАИМК № 22, 1923.
В Российскую Академию Истории Материальной Культуры
Петроградское Управление Научных Учреждений настоящим сообщает, что библиотека, архив и музей, со всем инвентарем последних, а также склад изданий бывшего Палестинского общества передаются в ведение Академии, в виду чего последней предлагается незамедлительно приступить к приему названного имущества Общества и перевозке его в помещение Академии.
О последующем Управление просит его уведомить.
Зав. Управ. М. Кристи
Зав. Научн. Учр. Я. Гессен24 Машинописная копия.
Российская Академия Истории Материальной Культуры
1 ноября 1923 г. № 2673
Копия
Из дела РАИМК №22,1923.
В Петроградское Управление научных учреждений
Вследствие отношений от 30 августа с.г. за № 6388 и 18 сентября с.г. за № 6939, Российская Академия Истории Материальной Культуры уведомляет, что 18 сентября в присутствии следователя Г.П.У. тов. Виноградова, представителя Комитета по охране и реставрации памятников искусства и старины Н.В. Купцова и представителя РАИМК библиотекаря В.Н. Бенешевича и завед. административно-хозяйственной частью М.М. Гирса, завед. столом регистрации обществ и союзов Отдела Управления Володарского Райисполкома А.И. Леопольдовой были изъяты печати с опечатанных помещений б. Палестинского общества (библиотека и архив), представителем Г.П.У. были изъяты портреты лиц б. царской семьи и представительницей Райисполкома – предметы церковного обихода, после чего ключи были переданы представителю Академии, а означенные помещения, равно как помещающийся отдельно во дворе склад изданий и кладовая в подвале были опечатаны печатью Академического Центра, о чем и был составлен соответственный акт за подписью всех перечисленных лиц.
Произведенным тогда же В.Н. Бенешевичем и М.М. Гирсом тщательным осмотром всего переходящего в ведение Академии имущества б. Палестинского общества было установлено, что библиотека, архив и музей с относящимся к ним инвентарем могут быть переведены из помещения б. Палестинского общества в помещение Академии немедленно по получении необходимых на то средств, склад же изданий, как по составу своему, так и по тому плачевному состоянию, в котором находится, нуждается предварительно перевозки в тщательной и довольно продолжительной разборке, почему отношением от 24 сентября с.г., за № 2304, РАИМК предоставила в Петроградское Управление Научных Учреждений смету на расходы по перевозке в Мраморный Дворец лишь библиотеки, архива и музея б. Палестинского общества.
Вследствие ответного отношения от 29 сентября с.г., за № 7278, на 3 октября с.г. в помещении б. Палестинского общества для осмотра подлежащего перевозке имущества были вызваны представители нескольких крупных транспортных предприятий, для чего печати помещений библиотеки, архива и кладовой в подвале были сняты, а затем, после осмотра, помещения эти были вновь опечатаны печатью Государственного Музейного Фонда, о чем и был составлен акт за подписями представителя Комитета Н.В. Купцова, представителя Академии М.М. Гирса и проживавшего в помещении б. Палестинского общества А.Н. Акимова. Об означенном осмотре Следователь Г.П.У., по его просьбе, был своевременно предупрежден по телефону.
Отношением от 10 сентября с.г., за № 2498, РАИМК сообщила Петроградскому Управлению Научными Учреждениями, что перевозка библиотеки, архива и музея б. Палестинского общества поручена Академией Транспортно-экспедиционной конторе НКП, как предложившей наиболее выгодные условия, и что к перевозке будет приступлено 13 сего октября.
По снятии 13 октября печатей, наложенных 3 октября, было приступлено под руководством и наблюдением особо уполномоченного на то Библиотекарем Академии лица к вязке и упаковке библиотеки, архива и музея, причем попутно с упаковкой музея была произведена подробная опись всего музейного имущества и относящегося к библиотеке, архиву и музею инвентаря. Упаковка была закончена 20 октября, а с 22 по 26 октября была произведена перевозка из помещения б. Палестинского общества в помещение Академии поступившего в ведение Академии имущества, о чем того же 26 октября за подписями представителя Комитета, библиотекаря Академии и зав. хоз.-адм. частью Академии был составлен акт с подробным перечислением всего поступившего в распоряжение Академии имущества.
Того же 26 октября представителем Комитета было произведено в помещении б. Палестинского общества изъятие шести самоваров, ценных в художественно-бытовом отношении и переданных того же числа в Историко-бытовой отдел Русского музея, о чем составлен соответствующий акт.
Наконец, того же 26 октября зав. столом регистрации обществ и союзов Отдела Управления Володарского района совместно с представителем Комитета Н.В. Купцовым и Академии М.М. Гирсом в присутствии проживающего в помещении бывшего Палестинского общества А.Н. Акимова была произведена опись имущества, остающегося в распоряжении означенного Отдела Управления, и подписан заключительный акт о ликвидации имущества б. Палестинского общества.
О времени перевозки означенного имущества был поставлен в известность подлежащий следователь Г.П.У.
Печать б. Палестинского общества и текущая переписка об его деятельности и личном составе затребована и заведующим Столом регистрации А.И. Леопольдовой от последнего председателя названного Общества академика Ф.И. Успенского.
Таким образом, научная часть имущества Палестинского Общества, помещавшаяся в кв. № 10 по Мытнинской ул. д.10, получает полное сохранение для исследовательских целей в ожидании и разрешения вопроса о самом Обществе, в каком бы виде ни была организована дальнейшая работа над его чрезвычайно важными задачами, входящими весьма существенно в интересы самой Академии Истории Материальной Культуры.
В отдельном опечатанном подвале находятся еще склад изданий б. Палестинского общества и в кладовой в другом подвале три опечатанных ящика с клише к этим изданиям.
Приложения: Копии 1/ акта от 26 октября с.г. об упаковке и перевозке библиотеки, архива и музея б. Палестинского общества с относящимися к ним инвентарем, 2/ акт того же числа об изъятии шести самоваров, 3/ опись имущества, оставшегося в распоряжении Отдела Управления Володарского Райисполкома, 4/ заключительного акта от того же числа.
Председатель Академии Н. Марр.
Управляющий делами В. Миханкова.
Завед. адм.-хоз. Частью М. Гирс25. Машинописная копия.
Российское Палестинское Общество
10.12.1926. Исх. № 5.
В правление Российской Академии Наук
Общее собрание членов Палестинского общества, выслушав доклад мой о предполагаемой перевозке имущества Палестинского общества в новое помещение по … (не разборчиво – прим. авторов) набережной №2 и находя, что таковое предприятие не только сопряжено с громадными техническими трудностями, но кроме того угрожает порчей, пропажей и обезглавливанием так старательно оставленной библиотеки, превышающей 30 000 названий, единогласно постановило ходатайствовать о сохранении для библиотеки и архива прежнего помещения.
Обращаясь в Правление с просьбой уважить это ходатайство, считаю долгом объяснить, что сокращение штата служащих при обществе до двух человек и, следовательно, исключение из состава штатников должности библиотекаря, в крайности ухудшит положение «вопроса о переводе библиотеки». Ведь ее нужно в порядке и в системе собрать и уложить в ящики, а в новом помещении по системе расставить по шкафам, иначе библиотекой будет невозможно пользоваться для научных занятий членов Общества. То же следует сказать и об архиве и деловых бумагах. Независимо от вышесказанного нельзя не принять в соображение, что новое помещение далеко не приспособлено к предположенной для него цели, требует ремонта, а для этого нужно время. Было бы справедливо, в виду того, что Палестинское общество находится в его собственном доме, не наносит вреда его научным коллекциям, т.е. предоставить ему пользоваться, по крайней мере, той частью помещения, где находится его …, библиотека, архив и комната для занятий и заседаний.
Председатель: академик Ф. Успенский
10 декабря 192626
Машинописная копия.
7. Переписка Ленинградского хранилища Государственного Музейного Фонда с ГАИМК
Н.К.П.
Ленинградское хранилище Государственного Музейного Фонда
21 января 1927 г. Исх.№375/212.
В Академию Истории Материальной Культуры
Имущество Палестинского общества состоит на учете Государственного Музейного Фонда по охранному удостоверению за № 1551 от 12.Х-22 г.
Означенное имущество поступило в ведение Академии Истории Материальной Культуры, причем, по имеющимся сведениям, ныне Палестинское общество возобновило свое существование.
Ввиду производства перерегистрации имущества, состоящего на учете Музейного Фронда, Ленинградское его Отделение просит Академию Истории Материальной Культуры сообщить, состоят ли перечисленные в прилагаемом при сем списке материалы в общем составе имущества Академии или числятся за Палестинским обществом, как особым учреждением.
Зав Л.О. Гос. Муз. Фонда
Г. Ятманов27 Машинописная копия.
Копия
Опись предметов, имеющих научно-историческое и художественное значение, находящихся в помещении Палестинского общества по Мытнинской ул. в доме № 10 кв. 10, принятых на учет Государственного Музейного Фонда:
- Библиотека Общества, состоящая из книг, планов, альбомов, рисунков и фотографий, специально относящихся к истории, археологии, этнографии и искусства Палестины и сопредельных с нею стран библейского востока, всего в количестве 30000 т.
Библиотека имеет Систематический каталог в 3 т.
-
Рельефная карта Палестины в подвижном станке, единственная в России.
-
Разборная модель храма Воскресения, с прилегающими к нему древними зданиями, улицами и кварталами.
Модель поставлена собственноручно известным исследователем подземного Иерусалима – архитектором-археологом Шиком.
IV. План древнего Иерусалима, исполненный красками на полотне знаменитым Брюсом, начала 18 в.
V. Коллекция древних монет, собранных в Палестине известным археологом Антонином Капустиным, описанная профессором И.Б. Помяловским.
VI. Собрание картин масляной красками и акварели, изображающие древности Иерусалима и других Палестинских и Сирийских мест.
Картины принадлежат кисти русских художников: Волкова, Кошелева, Кившенко, Навозова и Айвазовского.
VII. Научные издания Палестинского общества, альбомы и фотографии.
VIII. Собрание мелких вещей, вывезенных из Палестины.
IX. Портреты деятелей Общества.
X. Различные виды.
XI. Планы.
Н. Романченко.
С подл. верно.
Делопроизводитель Государственного
Музейного Фонда М. Змирлова28
Машинописная копия.
8. Переписка председателя РПО акад. Ф.И. Успенского с ГАИМК
Российское Палестинское Общество
Ленинград
Наб. 9 января, д. №6
9 февраля 1927 г. Исх. № 11.
В Государственную Академию Истории Материальной Культуры
На отношение от 2 февраля с.г., за № 501, уведомляю, что хотя библиотека, музей и склад изданий Российского Палестинского Общества распоряжением Ленинградского Отделения Главнауки от 9 апреля 1924 г., за № 2804, переданы обратно Обществу из ведения ГАИМК, однако Общество вынуждено просить об оставлении этого имущества своего в помещении Академии, куда оно было перевезено по распоряжению Главнауки, впредь до тех пор, пока Обществу не будет возвращен принадлежавший ему дом /на Мытнинской ул/, или не будет предоставлено другое помещение.
Председатель Российского Палестинского Общества Ф. Успенский29
Машинописная копия.
9. Из письма председателя РПО акад. Ф.И. Успенского в Главнауку
Российское Палестинское Общество
3 декабря 1927 г.
В Главнауку
Российское Палестинское Общество, учрежденное в 1882 г., оказалось в 1923 г., на 41-м году своего существования, в катастрофическом положении, когда было объявление, что, в силу декрета об отделении церкви от государства, Палестинское Общество упраздняется, и все его имущество, находящееся в России и за границей, поступает в собственность государства. Деятельность Общества была ликвидирована, принадлежавший Обществу благоустроенный дом на Мытнинской ул., д. 10, был национализирован, а движимое имущество Общества (библиотека, склад изданий, музей, канцелярское оборудование и пр.) было передано в другие учреждения. Архив Общества был принят на учет Ленинградского Отдела Центрархива, ныне Управление Уполномоченного Центрархива Р.С.Ф.С.Р. в Ленинграде, а текущая переписка была изъята Исполкомом Володарского района.
Вскоре было признано, что декрет об отделении церкви от государства не должен был иметь применения к Палестинскому Обществу, как к учреждению в своей основе исключительно научному, а не церковному. С другой стороны, вопрос о национализации весьма ценных имуществ упраздненного Общества, находящихся в Палестине, Сирии и Италии, встретил значительные затруднения формального характера.
По инициативе Российского Палестинского Общества в 1925 г. Общество было вновь призвано к жизни, с установлением для него 29 октября 1925 г. нового устава. В личных переговорах представителей Н.К.П. и Н.К.В.Д. с прежним председателем Общества было выражено настоятельное пожелание, чтобы во главе возрождающегося Общества стал прежний его председатель, и чтобы был сохранен прежний состав Совета и членов Общества, причем Обществу была обещана полная поддержка со стороны Правительства <…> По восстановлению Общества ему была возвращены библиотека, музей, склад изданий, сильно пострадавший, в смысле утраты книг, во время постигшей Общество катастрофы. Но архив Общества, принятый на учет Центрархива и временно оставленный в помещении Академии Истории Материальной Культуры, был вывезен в архивохранилище 2-го Отделения историко-культурной секции Центрального Архива как раз в то время, когда Правительством был поднят вопрос о восстановлении Общества, а текущая переписка Общества, изъятая в 1923 г. Исполком Володарского района исчезла бесследно, как это выяснилось из отношений Общества с Управлением Уполномоченного Цетрархива Р.С.Ф.С.Р. в Ленинграде и с Ленинградским Губархивбюро.
Принадлежавший Обществу дом не был возвращен ему по его восстановлении, Общество нашло приют в стенах Академии Истории Материальной Культуры, где ему отведено помещение для библиотеки и для склада книг изданий, а для общих собраний обществу предоставляется пользоваться одним из залов Академии в те часы, когда в нем не имеет надобности сама Академия.
Восстановление общества встретило горячий отклик в среде членов Общества и ревностную готовность поддержать, по мере сил, славные традиции Общества, завоевавшего своими научными трудами почетное место в Европе в области палестиноведения <…> Полное игнорирование ходатайств и заявлений РПО правительственными учреждениями, к которым приходится обращаться по поводу своих нужд, вынуждает Совет категорически поставить вопрос об условиях дальнейшего существования Общества. Настойчивые требования правительственных лиц не медлить с открытием деятельности Палестинского Общества, как будто в ней не происходило перерыва, побудили Общество с полным доверием выступить навстречу обещаниям относительно предоставления Обществу всяческого содействия к обеспечению его научной деятельности. В настоящее время, после почти трехлетнего прозябания и тщетных ожиданий исполнения обещаний, Общество не может не признать себя обреченным на медленное умирание.
Председатель30 Машинописная копия.
10. Переписка В.Н. Бенешевича с Государственной Публичной библиотекой по вопросу о предоставлении данных о библиотеке РПО
Государственная публичная библиотека
16 мая 1927 г.
В Библиотеку Российского Палестинского Общества
Государственная публичная библиотека, приступая к составлению «Справочника научных библиотек Ленинграда», просит Вас не отказать в заполнении прилагаемой при сем анкеты. Собрание анкет и обработка их поручена Ивану Андреевичу Кубасову, которому Публичная библиотека просит оказать полное содействие для выполнения возложенного на него поручения.
Ответы на анкету желательно получить не позже 28 мая с.г.31
Машинопись
Российское Палестинское Общество
27 мая 1927 г.
В Государственную публичную библиотеку
На отношение от 12 сего года мая за № 2017 уведомляю, что Российское Палестинское Общество лишено возможности дать полные сведения по целому ряду вопросов, поставленных в анкете, относительно принадлежащей ему библиотеки.
В 1923 г. Общество было закрыто по распоряжению Правительства, причем принадлежавшее ему имущество было передано в другие учреждения. В частности, библиотека Общества была передана Академии Истории Материальной Культуры. В конце 1925 г. Общество было восстановлено с возвращением ему имущества, кроме дома, переданного распоряжением правительственных органов Жилтовариществу, архива, переданного Центральному Отделению Центрархива, инвентаря, оставленного в 1923 г. в распоряжении Отдела Управления Володарского района для передачи в другие учреждения. Однако, вступить фактически в обладание возвращенным движимым имуществом Общество пока не может за неимением помещения и по невозможности для него, вследствие отсутствия средств, организовать заведывание имуществом. По этой причине библиотека РПО продолжает оставаться в ведении и пользовании Академии Истории Материальной Культуры наравне с другими книжными фондами этого учреждения…
Поскольку поставленные в анкете вопросы касаются современного положения библиотеки РПО, сведения по ним могут быть даны. Что же касается данных, относящихся к 1917 г., то они не могут быть даны без наведения справок в архивных материалах. Но принадлежащий Обществу архив до сих пор не возвращен ему, несмотря на усиленные ходатайства об этом.
С этой оговоркой сообщаются следующие сведения:
-
Название: Библиотека Рос Пал Об. До 1917 г. Биб ИППО.
-
Адрес: Набережная 9 января, 6. Мраморный дворец/ помещение Государственной Академии Истории Материальной Культуры/. В 1917 г.: Мытнинская ул., д.10.
-
Основана: 1883 г.
-
Состоит при Российском Палестинском Обществе…
<!-- -->
-
…В нынешнем помещении библиотека находится с 1923 г. Размер его – около 60 кв.м., за 1917 г. сведения о площади не имеются.
-
Общее количество книг, журналов, брошюр и карт – 16722 названий, составляющие 20759.
В том числе книг русских 13239 названия, 13652 томов; книг иностранных 3096, томов – 3806; периодика русская – 268 названия, 1941 том; периодика иностранная 119 названий, 1360 томов.
- Главнейшие разделы библиотеки
а) Богословие
б) Церковная история
в) Всеобщая история
г) Русская история
д) Археология и история искусств
е) География
ж) Палестиноведение
з) Языкознание и словесность
и) Философия
к) Палеография
л) Справочный отдел /библиография, словари, путеводители, каталоги и т.п./
10. Читального зала не имеется.
11. Особого учета выдачи книг по библиотеке Российского Палестинского Общества не производится.
12. В настоящее время Библиотека не имеет штата служащих /обслуживается библиотечным персоналом Академии Истории Материальной Культуры/. За 1917 г. сведений не имеется.
13. На свои текущие нужды Общество получает в 1926 – 1927 г. по смете Наркомпроса по 90 р. в месяц, из которых не представляется возможности уделять что-либо на пополнение библиотеки. За 1917 г. сведений не имеется.
14. В 1925 - 27 гг. выставок, собраний, докладов и изданий по Библиотеке не было. За 1917 г. сведений не имеется.
15. Библиотека открыта с 10 ч. утра до 4 ,5 часа / в летнее время – с 9 ч. до 3, 5 ч./.
16. Библиотека имеет печатные систематические каталоги, изданные в 1907 и 1913 гг. и алфавитный карточный каталог.
Секретарь Российского Палестинского Общества проф. В. Бенешевич.
(Далее рукописно – прим. авторов)
Всего:
названий: 16 722, книг: 20 759
В том числе: иностранных: названий: 3215, книг: 5166
Русских: названий 13507, книг: 15593
Периодики:
Русской: названий 268, книг 1941
Иностранной: названий 119, книг 1360
26.05. 1927
В. Протопопов (?)32 Машинопись с рукописной правкой
11. Передача библиотеки РПО Институту востоковедения АН СССР
Директору Института Востоковедения АН СССР
Академику В.В. Струве
Докладная записка
По Вашему распоряжению мне было поручено принять имущество Палестинского общества, находящееся в ИИМК'е. Из беседы с академиком Крачковским, который является зам. председателя этого общества, выяснилось, что библиотека имеет печатный каталог, полный подбор литературы о путешествиях в Палестину и по археологии, а также другую ценную литературу по изучению Палестины.
Когда речь шла о приемке имущества этого общества, то дирекция ИВ имела в виду эту библиотеку, но в действительности же оказалось, что библиотеки как таковой нет. Остались нераспространенные издания Общества в очень большом количестве, весом около 15 тонн, которые ИИМК решил передать нам вместо библиотеки Палестинского Общества.
Институт Востоковедения не имеет свободной площади, чтобы занимать книгохранилище книгами, которые будут предоставлять для нас не больше как утиль. Кроме того, одна переноска этих книг снизу в помещение нашего Института будет стоить 750 рублей.
Поэтому прошу Вас поставить перед Президиумом АН СССР вопрос о предоставлении специального помещения в здании АН, куда можно было бы сразу же перевести все имущество Палестинского общества, а библиотеку Палестинского общества, находящуюся в данное время в ИИМК'е просить передать нашему Институту.
До разрешения вопроса на Президиуме АН СССР прошу Вашего разрешения на приостановление приемки имущества Палестинского общества.
Зав. Библиотекой И.В. Кузнецова
3.12.37 г.33 Машинопись
Акт
Ленинград, 27 декабря 1937 г., мы, нижеподписавшиеся, представители Института материальной культуры АН СССР зав. Библиотекой А.Ф. Добрынин и зав. архивом Т.Н. Барсукова и представители Института Востоковедения АН СССР – заведующая Библиотекой Е.И. Кузнецова и зав. рукописным отделом т. Мугинов, действуя на основании постановления Президиума Академии Наук СССР составили настоящий Акт в том, что ИИМК АН СССР в лице Добрынина и Барсуковой сдали, а ИВАН в лице Кузнецовой и Мигунова приняли архивный материал в количестве пяти (5) связок с 1888-1930 гг. без подсчета единиц хранения и печатные издания в количестве 900 связок (девятисот) без подсчета комплектов, принадлежащие Палестинскому обществу.
Сдали: Барсукова, Добрынин
Приняли: Кузнецова, Мигунов34 Машинопись
Акт
г. Ленинград, 1938 г., марта «19» дня, мы, нижеподписавшиеся, заведующий библиотекой Института Истории Материальной Культуры им. Н.Я. Марра – Добрынин А.Ф. и заведующий библиотекой Института Востоковедения – Кузнецова Е.И. составили настоящий акт о том, что, в дополнение к книгам, переданным согласно акта от 21 декабря 1937 г., библиотека ИММК сдала, а библиотека ИВАН приняла 37 картографических единиц (60 листов карт), 2 указателя к картам и 7 библиотечных единиц, итого 46 единиц из библиотеки Палестинского общества.
Сдал: А.Ф. Добрынин
Приняла: Е.И. Кузнецова35 Машинопись
АН СССР
20 июля 1938 г. Телеграмма.
Директору Института истории материальной культуры АН СССР
Академику И.А. Орбели
Копия – директору Института Востоковедения АН
Копия – директору Библиотеки АН
Согласно распоряжению вице-президента Академии Наук СССР академика Г.М. Кржижановского, находящаяся у Вас на хранении библиотека Палестинского общества, должна быть передана Институту Востоковедения АН в дополнение к ранее переданным им делам и архивам Палестинского общества, поэтому прошу Вашего распоряжения о передаче указанной библиотеки в Институт Востоковедения АН.
Начальник ЛАХУ АН СССР Федосеев36.
Институт востоковедения АН СССР
21 июля 1938 г.
Директору Института истории материальной культуры
На основании распоряжения Президиума Вс. Академии Наук Библиотека Палестинского общества, насчитывающая около 28 тыс. томов, передается в Институт Востоковедения Академии Наук СССР. Библиотека ИВ АН свободных стеллажей не имеет. Книги должны быть размещены в магазине ИВ. Необходимо предоставить в распоряжение библиотеки ИВ все те стеллажи, на которых была размещена библиотека Палестинского общества
Ученый секретарь ИВ А.А. Петров37.
Акт
Ленинград, 1938 г., декабря «21» дня, мы нижеподписавшиеся, заведующий библиотекой Института истории материальной культуры им. Н.Я. Марра – Добрынин А.Ф. и заведующая библиотекой Института Востоковедения Кузнецова Е.И., составили настоящий акт о том, что согласно распоряжению вице-президента Академии Наук СССР акад. Г. Кржижановского, сообщенного вышеупомянутым Институтам начальником ЛАХУ АН СССР 20 июля 1938 г., 22 июля было приступлено к передаче, находившейся на хранении в Институте истории материальной культуры им. Н.Я. Марра Библиотеки Палестинского общества в Институт Востоковедения.
В процессе приемки библиотеки, каковая продолжалась с 22 июля по 20 декабря, Институтом истории материальной культуры им. Н.Я. Марра передано, а Институтом Востоковедения принято 19 000 библиотечных единиц, из коих 2540 единиц в каталог библиотеки Палестинского общества на включено, а 10 единиц подлежат списанию, как дефектные и попорченные при переезде.
При сверке сдаваемых книг библиотеки Палестинского общества с каталогом отсутствует 433 ед. По мере выявления отсутствующих единиц из фонда библиотеки ИИМК, а также по получении их от читателей, таковые передаются в библиотеку Ин-та Востоковедения, на что составляется дополнительный акт.
Сдал: А.Ф. Добрынин
Принял: Е.И. Кузнецова38 Машинопись
Институт востоковедения Академии наук СССР
25 августа 1939 г.
Президиум АН СССР
Президенту Академику В.Л. Комарову
По Вашему распоряжению в декабре 1937 г. Институт истории материальной культуры передал нашему Институту на хранение книги Палестинского общества (нераспространенные издания). Эти книги библиотечной обработке не подлежат, т.к. для Института никакой ценности не представляют. Будучи сложены в книгохранилище они загромождают проходы и закрывают доступ к фондам кабинетов, а кроме того создают угрозу в пожарном отношении. Складского же помещения Институт не имеет. Поэтому просим Ваших указаний о передаче вышеуказанных книг на склад Издательства Академии Наук СССР.
Зам директора И.П. Байков
Зав. библиотекой Е.И. Кузнецова39
12. Директор МИР АН СССР В.Д. Бонч-Бруевич академику А.В. Топчиеву
3 ноября 1952 г.
Главному ученому секретарю Президиума АН СССР академику А.В. Топчиеву
Глубокоуважаемый Александр Васильевич,
Мне стало известно, что в Иностранном отделе Академии наук в настоящее время находится на временном хранении так называемая «Библиотека Палестинского общества», список на часть книг этой библиотеки я только вчера читал и подробно с ним ознакомился. Все эти книги, а также и все другие, что находится в библиотеке Палестинского общества в высшей степени нужно нам для Музея истории религии, при котором организуется, с согласия Библиотеки Академии Наук в Ленинграде, очень хорошая библиотека по нашим вопросам.
Получить эти книги было бы крайне желательно, как вполне нам подходящие и даже весьма нужно. Я только что разговаривал с представителем Иностранного отдела Академии наук, и они соглашаются эти книги нам передать, о чем будут, вероятно, вам лично докладывать.
Очень прошу Вас разрешить все книги библиотеки Палестинского общества передать к нам в библиотеку Музея истории религии, которая, в конечном счете, принадлежит БАНу и таким образом эти книги не уйдут из системы Академии наук, а всем вам, специалистам по вопросам истории религии и атеизма, принесут большую пользу.
С глубоким к Вам уважением
Директор музея истории религии
(Влад. Бонч-Бруевич)40
Машинописная копия
13. Из письма М.Д. Захаровой В.Д. Бонч-Бруевичу
5 марта 1954. № 312-Библ. 5.
Директору музея истории религии и атеизма АН СССР доктору исторических наук В.Д. Бонч-Бруевичу
Многоуважаемый Владимир Дмитриевич!
…По распоряжению дирекции БАН-а мы сейчас должны разобрать книги Палестинской библиотеки и отметить, что нам передано в печатном каталоге палестинской библиотеки. БАН должна эти сведения послать акад. Топчиеву.
Обработка книг Палестинской библиотеки при наличии даже нештатных сотрудников займет у нас весь 1954 год…
Желаю Вам здоровья и всего наилучшего
Уважающая Вас
Зав библиотекой Музея истории религии и атеизма АН СССР М.Д. Захарова41
БИБЛИОГРАФИЯ
Вах К.А. Проект издания Дневника архимандрита Антонина: 1817 – 1894 // Архимандрит Антонин (Капустин) Дневник. Год 1850. М.: Индрик, 2013. С.171-178.
Голлербах Е.А. «В борьбе за это»: Государственный книжный фонд на архивном фронте между двумя мировыми войнами // Материалы научно-практической конференции Архивы в истории. История в архивах. СПб.: Архивный комитет СПб., 2012. С. 13–24.
Грушевой А.Г. Императорское Палестинское Общество (по петербургским архивам) // Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. СПб., 1995. С. 134-157.
Дмитриевский А.А. Извлечение из Исторической записки ИППО за 25 лет его существования. (Читано в торжественном заседании Общества 22 мая 1907 г. // Сообщения ИППО. 1907. Т. XVIII. Вып. 3-4. С. 430-451.
Клещук С.Е. Как разоряли библиотеку: из истории современности // Научные и технические библиотеки. 1992. № 8. С. 62–67.
Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М.: «Индрик», 2006. 512 с.
Панеях А.В. Из истории библиотеки Императорского православного палестинского общества в собрании Научной библиотеки Государственного музея истории религии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.17: Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2014. Вып.4. С.144-149.
Панеях А.В. Научная библиотека Государственного музея истории религии: Страницы истории // Труды Государственного музея истории религии. СПб: Типография СПГУТД, 2014 (б). Вып.14. С.95 – 105.
Терюкова Е. А., Чумакова Т. В., Шахнович М. М. Коллекции Императорского Православного палестинского общества в собрании Государственного музея истории религии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 2015. T. 16. № 4. С. 284-291.
Шахнович М.М., Чумакова Т.В. Музей истории религии Академии наук СССР и советское религиоведение (1932-1961). СПБ.: Наука, 2014. 458 С.
REFERENCES
Kleshhuk S.E. Kak razoryali biblioteku: iz istorii sovremennosti // Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. 1992. № 8. S. 62–67.
Vakh K.А. Proekt izdaniya Dnevnika arkhimandrita Аntonina: 1817 – 1894 // Аrkhimandrit Аntonin (Kapustin) Dnevnik. God 1850. M.: Indrik, 2013. S. 171-178.
Lisovoj N. N. Russkoe dukhovnoe i politicheskoe prisutstvie v Svyatoj Zemle i na Blizhnem Vostoke v XIX – nachale XX v. M.: «Indrik», 2006. 512 s.
Teryukova E.А., Chumakova T.V., Shakhnovich M.M. Kollektsii Imperatorskogo Pravoslavnogo palestinskogo obshhestva v sobranii Gosudarstvennogo muzeya istorii religii // Vestnik Russkoj khristianskoj gumanitarnoj akademii, 2015. T. 16. № 4. S. 284-291
Dmitrievskij А.А. Izvlechenie iz Istoricheskoj zapiski IPPO za 25 let ego sushhestvovaniya. (CHitano v torzhestvennom zasedanii Obshhestva 22 maya 1907 g. // Soobshheniya IPPO. 1907. T. XVIII. Vyp. 3-4. S. 430-451.
Grushevoj А.G. Imperatorskoe Palestinskoe Obshhestvo (po peterburgskim arkhivam) // Аrkhivy russkikh vizantinistov v Sankt-Peterburge. SPb., 1995. S. 134-157.
Gollerbakh E.А. «V bor'be za ehto»: Gosudarstvennyj knizhnyj fond na arkhivnom fronte mezhdu dvumya mirovymi vojnami// Materialy nauchno-prakticheskoj konferentsii Аrkhivy v istorii. Istoriya v arkhivakh. SPb., Аrkhivnyj komitet SPb., 2012. S. 13–24.
Shakhnovich M.M., Chumakova T.V. Muzej istorii religii Аkademii nauk SSSR i sovetskoe religiovedenie (1932-1961). SPB.: Nauka, 2014. 458 S.
Paneyakh А.V. Iz istorii biblioteki Imperatorskogo pravoslavnogo palestinskogo obshhestva v sobranii Nauchnoj biblioteki Gosudarstvennogo muzeya istorii religii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser.17: Filosofiya. Konfliktologiya. Kul'turologiya. Religio-vedenie. 2014. Vyp.4. S.144–149.
Paneyakh А.V. Nauchnaya biblioteka Gosudarstvennogo muzeya istorii religii: Stranitsy istorii // Trudy Gosudarstvennogo muzeya istorii religii. SPb: Tipografiya SPGUTD, 2014 (b). Vyp. 14. S. 95–105.
-
Клещук 1992. ↩
-
Лисовой 2006. ↩
-
Вах 2013. С. 174-176. ↩
-
См. Терюкова, Чумакова, Шахнович 2015. ↩
-
В настоящее время в Научной библиотеке Музея истории религии хранится более 700 томов книг с экслибрисом Н.В. Хитрово. ↩
-
Согласно уставу ИППО за формирование библиотеки и архива общества отвечал секретарь общества. ↩
-
Дмитриевский А.А. 1907. С. 450. ↩
-
Санкт-Петербургский филиал архива РАН (далее – СПФ АРАН) Ф.1. Оп. 1а-1917. Д. 164. Л. 37 об. ↩
-
СПФ АРАН. Ф. 1. Оп. 1 а-1920. Д. 171. Л. 30. ↩
-
Акцентр – Академический центр Наркомпроса РСФСР. Петроградское управление учреждениями Наркомпроса, (1.06.1921–28.12.1921). ↩
-
В 1918 г. на основе Императорской археологической комиссии была создана Российская Государственная Археологическая комиссия (РГАК). В 1919 г. она была преобразована в Российскую Академию истории материальной культуры (РАИМК), а позже в Институт истории материальной культуры АН СССР (ИИМК АН СССР). ↩
-
Государственный Книжный Фонд (1918–1924) – структурное подразделение органов управления библиотечными и архивными собраниями (создан в январе 1919 г. Библиотечным отделом Наркомпроса). Аналог ГКФ был создан в Петрограде в 1918 г. (Книжный фонд при Центральном комитете государственных библиотек). См. подробнее Голлербах 2012. ↩
-
Главнаука – Главное управление научными, научно-художественными и музейными учреждениями (в составе Наркомпроса РСФСР с 1922 по сентябрь 1933). ↩
-
См. подробнее Грушевой 1995. ↩
-
Бенешевич Владимир Николаевич (1874–1938) – византинист, археограф, историк церковного права. Член-корреспондент АН по Отделению исторических наук и филологии (история) с 1924 г. Активно занимался не только научной, но и организационной работой, входил в состав различных академических комиссий. Неоднократно арестовывался, в последний раз был арестован 27 ноября 1937 г., расстрелян 27 января 1938 г. Исключен из членов АН постановлением Общего собрания АН от 29 апреля 1938 г. Восстановлен постановлением президиума АН СССР от 19 декабря 1958 г. № 780 (посмертно) в связи с реабилитацией Военным трибуналом 27 августа 1958 г. ↩
-
О научной деятельности МИР АН СССР см.: Шахнович, Чумакова 2014. ↩
-
См. Панеях 2014(а); 2014 (б). ↩
-
Вах 2013. С. 174. ↩
-
Архив востоковедов ИВР РАН (далее – АВ ИВР РАН). Ф. 120 Оп. 1 Д.117. ↩
-
АВ ИВР РАН. Ф. 120. Оп. 1. Д. 6. Л. 3-8. ↩
-
АВ ИВР РАН. Ф.120. Оп.1. Д.31. Л.1. ↩
-
АВ ИВР РАН. Ф. 120. Оп. 1. Д. 69. ↩
-
АВ ИВР РАН. Ф. 120. Оп. 1. Д. 103. ↩
-
АВ ИВР РАН. Ф. 120. Оп. 1. Д. 104. ↩
-
АВ ИВР РАН. Ф. 120. Оп. 1. Д. 6. ↩
-
АВ ИВР РАН. Ф.120. Оп.1. Д.75. ↩
-
Архив Института истории материальной культуры (далее - АИИМК). Ф.2. Оп.1. Д.78. Л.1. ↩
-
Там же. Л.2. ↩
-
Там же. Л.4. ↩
-
АВ ИВР РАН. Ф.120. Оп.1. Д.71. Л.3. ↩
-
АВ ИВР РАН. Ф.120. Оп.1. Д.14. Л.8. ↩
-
АВ ИВР РАН. Ф.120. Оп.1. Д.14. Л.10-11. ↩
-
АВ ИВР РАН. Ф.152. Оп.1а. Д.548. Л.48. ↩
-
Там же. Л.49. ↩
-
АВ ИВР РАН. Ф.152. Оп.1а. Д.612. Л.18. ↩
-
Там же. Л.81. ↩
-
Там же. Л. 83. ↩
-
Там же. Л. 104. ↩
-
АВ ИВР РАН. Ф.152. Оп.1а. Д.663. Л.93. ↩
-
СПФ АРАН. Ф. 221. Оп. 2. Д.206. Л.97. ↩
-
СПФ АРАН. Ф. 221. Оп. 2. Д.280. Л.12-13. ↩