ИСТОРИЗМ И ЛОКАЛЬНЫЙ МЕТОД В ТРУДАХ ТОММАЗО КАМПЕДЖИ. 1554–1561
Historicism and local method in Tommaso Campeggi’s works. 1554-1561
И. Е. АНДРОНОВ (I. E. ANDRONOV)
Межконфессиональный диспут в эпоху Тридентского Собора продемонстрировал недостаточность традиционных механизмов полемики для опровержения позиций оппонентов. Постепенно диспут перешёл в область церковной истории. Работы епископа Томмазо Кампеджи иллюстрируют момент перехода от господства ло-кального метода в богословии к тенденции основывать идеологические тезисы на историческом материале. Высказываясь по ряду острых вопросов церковной жизни, католический теолог стремился предупредить массированный удар протестантской партии с исторических позиций – «Магдебургские Центурии». Доказательство незыблемости римской церкви как руководящей и направляющей силы требовало мобилизации всех ресурсов логики и методологии, однако Кампеджи отошёл от традиционной богословской аргументации и отдал предпочтение историко-церковной. Иными словами, он перестал делать упор на незыблемость церкви с моральных или религиозных позиций, а попытался придать этой незыблемости историческую достоверность. Это важный шаг вперёд по пути создания новой исторической концепции католической церкви – концепции, которая восторжествует в «Церковных анналах» Чезаре Баронио.
Ключевые слова: католическая историография, история церкви, научная революция
Рубрика: Интеллектуальная история сегодня
Андронов И. Е. Историзм и локальный метод в трудах Томмазо Кампеджи. 1554–1561 // Диалог со временем. 2014. Вып. 49. С. 89-107. https://roii.ru/r/1/49.6
Keywords: Catholic historiography, Church history, Scientific Revolution
The inter-confessional dispute in the Confessional age revealed the insufficiency of the traditional polemic methods. Therefore, the debate moved gradually to the Church history matters. The works by Catholic bishop Tommaso Campeggi sign the transition from the dominating local method to the tendency to base ideological theses historically. While discussing a number of topical Church routine issues, the theologian tried to prevent the massive blow of the opposing party made on historical basis – the so-called Centuries of Magdeburg. To prove the unassailability of the Catholic Church was to mobilize all resources of logic and methodology, but Campeggi preferred the arguments of Church history to the traditional theological ones. In other words, he did not attempt to demonstrate moral or doctrinal truth of the Church but chose to show its historical authen-ticity. This was an important step forward on the way of creating a new historical concet of the Catholic Church – the concept that would emerge victorious in the ‘Ecclesiastical Annals’ by Cesare Baronio.