ИДЕАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИЙ МЕТОД МАКСА ВЕБЕРА КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА ЦИВИЛИЗА-ЦИЙ
Max Weber’s ideal-type method as a tool for analysis of civilizations

()

PDF

В статье рассматривается вклад Макса Вебера в теорию цивилизаций. Особое место уделено понятию «картина мира». Значительную часть веберовского социологиче-ского наследства можно считать попыткой создания сравнительной истории циви-лизаций. В концепциях Макса Вебера в большей степени, чем у Тойнби, ощутим учет динамики всемирно-исторического процесса, а, следовательно, и динамики цивилизаций. По объему включенного в анализ материала Макс Вебер уступает Тойнби, но по глубине анализа, скорее, соперничает с ним. Цивилизация у Вебера предстает как способ бытия тех или иных народов и как своеобразная «картина мира», возникающая у них при осмыслении бытия. Он считал, что эмпирические наблюдения и их обобщения недостаточны для объяснения природы цивилизаций, и предложил совершенно новый метод для раскрытия сущности общества, построенного людьми, стремился объяснить мир их мотиваций и ценностей.

Ключевые слова: идеальный тип, Макс Вебер, цивилизации, «картины мира»

Рубрика: К Юбилею

Лаптева М. П. Идеально-типический метод Макса Вебера как инструмент анализа цивилиза-ций // Диалог со временем. 2014. Вып. 49. С. 5-13. https://roii.ru/r/1/49.1


Keywords: ideal type, Max Weber, civilizations, “images of the world”

The article analyses the contribution of Max Weber to the theory of civilizations. Special attention is aid to the notion of the ‘image of the world’. A considerable part of Weber’ sociological legacy can be interpreted as an attempt to develop a comparative history of civilizations. Concepts by Max Weber are more influenced by the dynamics of history, and therefore, the dynamics of civilizations, than those by Toynbee. The volume of historical material included by Weber is less impressive than that in Toynbee's works, but Weber rivals Toynbee in his depth of analysis. According to Weber, a civilization is a way of being of certain nations and an ‘image of the world’ that they created as an interpretation of existence. Weber has thought empirical observations and generalizations were not enough to explain the nature of civilizations, and offered a new way to reveal an essence of the human, to explain human motivations and values.