«КРЕЩЕНИЕ МОИХ ДЕТЕЙ БЫЛО ДЛЯ МЕНЯ САМЫМ ТЯЖЕЛЫМ УДАРОМ»: СОПРОТИВЛЕНИЕ И ЭМАНСИПАЦИЯ ЕВРЕЕК НА ПЕРИФЕРИИ ИМПЕРИИ (НА ПРИМЕРЕ БИОГРАФИЙ ПАУЛИНЫ И ЗИНАИДЫ ВЕНГЕРОВЫХ)
“Christening of my Children was the Heaviest Blow”: Resistance and Emancipation of Jewesses on the Periphery of the Empire (the case of Paulina and Zinaida Vengerov)

()

PDF

На опыте жизненного пути Паулины и Зинаиды Венгеровых, которые принадлежали двум поколениям семьи, подарившей русской культуре ряд выдающихся деятелей, показано, как процессы эмансипации проникали в еврейскую среду. Паулина Венгерова в своих мемуарах свидетельствует, что большая часть евреек, особенно старшего поколения, оказывала упорное сопротивление принятию любых новшеств Меньшая же их часть, к которой относилась ее дочь Зинаида Венгерова, вовлекалась в процесс двойной – этноконфессиональной и женской – эмансипации.

Ключевые слова: Паулина Венгерова, Зинаида Венгерова, эмансипация евреев, женская эмансипация, еврейское Просвещение, XIX – начало ХХ в., мемуары, периодическая печать в России

Рубрика: История через личность

Чикалова И. Р. «Крещение моих детей было для меня самым тяжелым ударом»: сопротивление и эмансипация евреек на периферии Империи (на примере биографий Паулины и Зинаиды Венгеровых) // Диалог со временем. 2014. Вып. 48. С. 333-346. https://roii.ru/r/1/48.21


Keywords: Paulina Vengerova, Zinaida Vengerova, emancipation of Jews, women’s emancipation, Jews’ Enlightenment, the 19th – the early 20th centuries, memoires, periodicals in Russia

The article is based on the lives of Paulina and Zinaida Vengerov who belonged to the two generations of a family that gave Russian culture a number of outstanding figures. The author demonstrates in which way the emancipation processes have been getting into the Jewish circles. In her memoires, Paulina Vengerov shows that the majority of Jewish women, especially the elderly ones, resisted any modern trends vigorously. At the same time, the minority, to which her daughter Zinaida Vengerov, belonged had been incorporated into the double process of the ethno-religious and women’s emancipation.