Одним из ключевых событий 30-х годов XX века была перепись 1937 года, результаты которой стали одной из причин большого террора 1937–38 гг. Вторая всесоюзная перепись населения в СССР была проведена 6 января 1937 года. Предыдущие советские переписи проходили в 1920, 1923 и 1926 гг., а в 1932 г. прошла пробная перепись. Последнюю перепись 1926 г. отделяли от переписи 1937 г. не просто одиннадцать лет, а целая череда «дел», из которых, прежде всего, вспоминается «академическое дело» 1929–31 гг.1, «дело славистов» (1933–34)2 и дело «антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра», проходившее в период подготовки переписи 1937 г. Казалось бы, здравый смысл должен был заставить ученых (социологов, этнографов, историков религии) постараться создать продукт, который мог бы удовлетворить «заказчика», но они, изучив международный опыт3, подготовили такие вопросники и инструкции для переписчиков, которые позволили получить максимально объективные результаты.

Впрочем, советское правительство оказалось иного мнения, что не удивительно, ведь результаты переписи сильно расходились с официально озвученными. И это касалось не только численности населения СССР (по данным переписи 162 млн. чел., а по официальным данным – никак не меньше 170 млн.), но и состояния его религиозности. Уже в начале 1930-х гг. советские чиновники пребывали в уверенности, что религия, будучи пережитком феодализма и капитализма, в социалистическом государстве умерла, и единственные ее приверженцы – это люди пожилого возраста. Перепись показала обратное. Верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 56,7% от всех выразивших свое отношение к религии4 (из них две трети крестьян и одна треть горожан, среди которых было немало рабочих и молодежи). Меньше чем через три месяца после проведения переписи ее главные организаторы – начальник бюро переписи населения Олимпий Аристархович Квиткин и его заместитель Лазарь Соломонович Брандгендлер (Бранд), который лично занимался подготовкой комплекса инструкций по пятому пункту переписи «религия», были арестованы вместе с другими руководителями ЦУНХУ5 и репрессированы, как и множество статистиков и рядовых переписчиков на местах. Осенью вышло постановление Совнаркома от 25 сентября 1937 года, в котором говорилось, что всесоюзная перепись 1937 г. проводилась «с грубейшим нарушением элементарных основ статистической науки, а также с нарушением утвержденных правительством инструкций»6. Результаты переписи были признаны недействительными7, ее материалы засекречены, и лишь в конце 1990-х годов исследователи смогли приступить к их изучению8.

При подготовке к переписи одним из наиболее сложных был вопрос о религиозной принадлежности респондента, который в предыдущих советских переписях не задавался. Исследователи считают, что решение о его внесении в вопросники было принято лично И.В. Сталиным. Руководство страны рассчитывало, что благодаря переписи будут получены отражающие действительность данные, которые вместе с тем покажут, каких огромных побед добился СССР в деле пропаганды атеизма. Возможно, что внесение пункта о религиозной принадлежности было спровоцировано наличием подобного вопроса в переписи, проведенной в Германии в 1933 г. Однако советские статистики в начале 30-х считали, что такие вопросы нельзя вносить, так как они предполагают слишком субъективные ответы и потому противоречат классическим требованиям статистической науки. Ответ может быть неточным, поскольку человек не всегда может объяснить характер своей религиозности, или же сознательно искажен из страха перед возможными последствиями. Ведь к тому времени на территории СССР была закрыта большая часть храмов разных христианских конфессий, закрывались мечети, синагоги, дацаны, приверженцы всех религиозных течений подвергались преследованиям. В этих условиях одни верующие были склонны скрывать свою религиозную принадлежность, другие, напротив, верили, что чем больше людей заявят о своей религиозности, тем больше откроют храмов, а третьи просто боялись этого вопроса и отказывались отвечать. Исследователи отмечают: по стране «поползли слухи, что верующих “будут обкладывать налогами”, что тех, кто записался верующим, “должны забрать”, что всех неверующих “выжгут фашисты, а война скоро будет”, что “верующих выселят из района, а детей выбросят из школы”»9.

Статистики предполагали, что ответ на пятый пункт опросного листа: «Религия», вызовет множество вопросов и разночтений. Первоначально вопрос о религии не собирались вносить в опросные листы, поскольку религия воспринималась как «чрезвычайно важный», но «исторически отмирающий» признак, который большинство стран в XX в. исключили из программы переписи населения». В монографии, выпущенной ЦУНХУ специально к переписи 1937 г., отмечалось: «Статистическая мысль приходит к убеждению, что, пользуясь арсеналом методов классической теории статистики, вряд ли стоит пытаться проникать в тайники человеческой совести. Этому не мало способствовали неясности и противоречия в определении признака религиозной принадлежности, которые сопутствовали обсуждению этого вопроса в международных статистических организациях… переписи населения фиксируют лишь формальную принадлежность к религии, и не ставят вопроса о самом факте религиозности, ибо это касается таких сторон сознания, где нарушается принцип “свободы” совести»10.

К чести статистиков, готовивших перепись, надо отметить, что они чрезвычайно ответственно подошли к постановке вопроса о религиозной принадлежности. Переписчики получили инструкцию, в которой подробно излагалось, как надо задавать этот вопрос, чтобы респондент понял, что речь идет не о том, к какой религиозной группе он принадлежит формально, а о том, каковы его собственные религиозные убеждения: «Ответ на этот вопрос заполнять только для лиц 16 лет и старше. Речь в этом вопросе идет не о вероисповедании, к которому опрашиваемый или его родители причислялись официально в прошлое время. Если опрашиваемый считал себя неверующим, записывать «неверующий», а для верующих, придерживающихся какого-либо определенного вероучения, записывать название религии (например, православный, лютеранин, баптист, молоканин, магометанин, иудей, буддист и т.п.)»11. С вопросом о составлении списка религий ЦУНХУ обратилось в Музей истории религии АН СССР, директором которого на тот момент был В.Г. Богораз (Тан)12, и в Институт философии Коммунистической академии (в начале 1936 г. перешел в состав АН СССР), при котором с 1928 г. существовала Комиссия по истории религии13, а также Антирелигиозный сектор, активным членом которой являлся известный исследователь русского религиозного свободомыслия и политический деятель В.Д. Бонч-Бруевич. Из официального письма руководства ЦУНХУ в МИР АН СССР в марте 1936 г. следует, что в чрезвычайно краткие сроки исследователи должны составить пособия к разработке материалов переписи по религиям, встречающимся в пределах СССР. Содержание этих пособий Бюро представляло себе следующим образом:

  1. Перечисление всех позиций вероисповеданий, по которым будет разрабатываться материал. В 1897 году таких позиций, как известно, было 1614. По условиям машинной техники разработки переписи наиболее удобно было бы иметь не более 12 позиций, причем одна позиция предназначается для лиц, не принадлежащих ни к какому вероисповеданию, другая, сборная – для мало распространенных вероисповеданий, не отнесенных к определенным группам (так называемые «прочие»), третья – для лиц, не давших ясного ответа на вопрос о религии. Таким образом, для главных религий и примыкающих к ним вероучениям остается лишь 9 позиций.
  2. Пособие, раскрывающее содержание каждой позиции (систематический список вероисповеданий), с перечислением всех относящихся к ней частей, синонимов и прочих названий, в том числе и устаревших, но могущих встретиться в ответах на вопрос о религии. Тут же желательно дать указание, среди каких народностей и в каких частях СССР встречается преимущественно данная религия и с какими другими вероисповеданиями по названию или по родственности может быть смешана данная группа.
  3. Словарь, в котором размещаются в алфавитном порядке все названия, встречающиеся в пособии № 2, с указанием позиций, к которым они относятся.
  4. Пособия эти, как указано уже в нашем отношении от 15марта с/г, должны быть готовы к 1 июня с/г; во всяком случае, основное пособие, список позиций религий (№1) , необходимо иметь не позже этого срока. Так как к составлению пособия Вами уже приступлено (отношение от 26 марта № 69-08), составление пособий к сроку не представит по-видимому затруднений»15.

Судя по переписке между В.Г. Богоразом и В.Д. Бонч-Бруевичем, они договорились о сотрудничестве. Главной проблемой для обоих был размер «списка религии». Бонч-Бруевич писал Богоразу: «Как видите, у них самих не установлена точка зрения как сделать список религий, религиозных групп, согласий и сект, – подробный или более узкий, – для всесоюзной переписи СССР. Я стою за подробный список, так как иначе ничего не выйдет, или выйдет та ерунда, которая была при статистике во время переписи по вероисповеданиям при самодержавном правительстве, когда записалось 2 миллиона различных представителей сект и согласий, а на самом деле тут же вслед за этим было научно установлено и доказано, что их было более 20 миллионов. Вероятно, Вы помните статью Пругавина в «Русской мысли», которую он подписал фамилией Борецкий: “Два или двадцать миллионов”»16. По всей видимости, Бонч-Бруевич считал, что список должен быть чрезвычайно обширным, поскольку отмечает, что необходимо «его сделать не таким сжатым, как это было в статистических таблицах при самодержавии, а наоборот, сделать исчерпывающие перечисления, так как надо твердо знать, что ни один сектант, ни один старообрядец ни в коем случае не запишет себя в другое, даже близко подходящее согласие, а сектант – в секту, а если только захочет сказать, то обязательно потребует точного наименования его вероисповедания»17. При этом он отмечает, что такие таблицы им были составлены в 1932 г. «для потребностей комвнудела18».

Богораз предложил Бюро переписи кандидатуры А.И. Клибанова19, А.А. Невского20, В.И. Недельского21 и Г.О. Монзеллера22. Возможно, ученики Н.М. Маторина23 Клибанов и Невский принимали участие в подготовке переписи, однако летом 1936 года они были арестованы по делу «контрреволюционной группы Н. М. Маторина», и их фамилии в итоговых документах не упоминаются. Впрочем, в документах о подготовке переписи сохранилось чрезвычайно мало фамилий разработчиков «списка религий», и можно предположить, что в них были оставлены имена лишь тех, кому удалось избежать репрессий по маторинскому делу (в частности раздел иудаизма готовил аспирант М.К. Азадовского М.И. Шахнович). В мае 1936 г. умер Богораз, и подготовкой переписи в Музее истории религии стали руководить новый заместитель директора МИРа В.О. Василенко24 и ученый секретарь Ю.П. Францов25.

Новое руководство МИРа также требовало уточнений по пункту «Религия» в переписном листе, поскольку, как писал в ЦУНХУ Францов, этот пункт «при формальном опросе может дать совершенно механические представления о прежней принадлежности опрашиваемого к той или иной религии. Было бы желательно в инструкции этот вопрос несколько уточнить, например, дать вопрос «отношение к религии». В случае положительного ответа следующий вопрос задается о принадлежности к той или иной определенной религии»26.

Работа, проделанная в краткие сроки сотрудниками МИРа, не была бы возможна без многолетних исследований, которые проводились по изучению религиозных представлений народов, населявших СССР, и по составлению «карты религий СССР». Все эти усилия этнографов и историков религии нашли воплощение в «Перечне религиозных групп по позициям для переписи 1937 г.», с такими позициями: «Название религиозной группировки и ее подразделений», «Самоназвание и название», «Среди каких народов встречается», «Район распространения». Основных религиозных групп было девять. Первое место в перечне занимали православные, среди которых выделены четыре основные группы: «1) староцерковники: тихоновцы, иосифляне, григорьевцы, серафимовцы, викторовцы, сергиевцы и др.», и «2) обновленцы: живоцерковники, древле-апостольская церковь, союз церковного возрождения и др. (большей частью распались)», «3) Автокефалисты Украины и «4) Автокефалисты Грузии». Второе место отводилось армяно-грегорианам, за ними шли католики, протестанты разных течений, среди которых выделяли три: лютеране, кальвинисты и англикане. Пятую позицию занимали иудеи, которые также были разбиты на три группы: ашкинази (два течения: миснагдим и хасиды), караимы и «другие течения, примыкающие к иудаизму» (иудействующие и субботники). Далее следовали мусульмане. Седьмая позиция была отведена «буддистам и ламаистам», разделенным на две группы: ламаисты, желто-шапочного толка (желтошапочники), и фоисты. Следующими шли шаманисты и группы, отделившиеся от них: бурханисты и последователи культа Хэри-мапа. Замыкающие список «прочие религии» включали в себя браманистов, конфуциан, огнепоклонников (парси и гвебры, проживавшие в Баку), а также последователей старых патриархально-родовых культов (марийская кугу-сорта (большая свеча), липопоклонники – удмурты и последователи «кузьки – мордовского бога»)27.

Впрочем, этот перечень не был окончательным, и возникший в результате долгих споров и переписки с ЦУНХУ «Систематический указатель вероучений (религий) и антирелигиозных группировок» существенно от него отличался. В нем было 12 позиций (групп). Старообрядцы «поповского согласия» были отнесены к православным, а «беспоповцы» к «христианам прочих направлений». Группа 1 включала неверующих («синонимы: атеисты, неверие, атеизм; антирелигиозные, антирелигиозники, антихристы, безбожники, воинствующие безбожники, свободомыслящие»), безразличных к вопросам веры и сомневающихся («Философские мировоззрения: агностики, агностицизм; гуманисты, гуманизм; материалисты, материализм; моралисты, морализм; натуралисты, натурализм; научное мировоззрение; позитивисты, позитивизм»). Относительно ареала распространения этой группы говорилось, что они «распространены между всеми национальностями и по всей территории СССР». Самой разнообразной была группа 6 «Христиане прочих направлений: сектантство, секты, возникшие на почве православия и протестантства», она состояла из множества течений старообрядцев «беспоповцев», только «мелких групп» там было указано 18, и у всех были указаны не только самоназвания, но и места проживания, например: «Дыропеки. Проживали в Саратовском крае. 12. Пасхальники. Проживали в Черниговской обл. 13. Никудышники. Проживали в Астрахани».

Предпоследняя (11-я) группа включала в себя «прочие и неточно обозначенные религии». В нее попали не только «огнепоклонники», «браманисты» и «язычники», но и сторонники религиозно-философских систем: деисты, пантеисты, спиритуалисты, мистики, теософы, спириты, оккультисты, и последователи «христианской науки»28. Конечно, за столь краткий срок невозможно было бы составить столь подробную карту религий СССР без той работы, которую с начала 20-х годов проводили советские этнографы и исследователи религии. Работы по составлению религиозно-бытовой карты СССР шли сначала в Комиссии по изучению племенного состава населения СССР АН СССР (КИПС), преобразованной в 1930 г. в Институт по изучению народов СССР АН СССР (ИПИН), а с начала 30-х и в Музее истории религии АН СССР.

В.Г. Богораз писал в 1934 г.: «В Музее истории религии с 1933 года работает секция по изучению религиозных верований народов СССР, которой руководит проф. Н.М. Маторин. Секция сосредоточила свое внимание главнейшим образом на изучении вопросов религиозного синкретизма и привлекла ряд историков религии, этнографов, археологов и фольклористов к своей работе. Кроме этого секцией создана значительная сеть корреспондентов – научных работников по СССР, особенно в национальных республиках и областях, с которыми поддержи-вается живейшая и постоянная связь. Филиалы секции созданы в Москве (при Центральном Антирелигиозном музее), в Калинине, Воронеже, Чебоксарах. Секция продолжает многолетнюю работу по составлению так наз. религиозных бытовых карт различных районов страны (чувашские кереметы, осетинские дзуары, дохристианские мольбища на территории Ленингр., Московской, Воронежской, Северной обл. и т.д.)»29.

Подготовка переписи 1937 г., ее проведение, ответы на вопросы анкеты и процессы над организаторами переписи, все это примеры выбора: выбора ученого, выбора религиозной принадлежности, выбора между жизнью и смертью, поскольку, начиная с года сталинского «великого перелома», советские люди не просто должны были жить под тотальным контролем государства, они должны были постоянно доказывать свою полную лояльность. Последующие переписи уже готовились и обрабатывались в согласии с «линией партии», и о свободе выбора, как гражданам СССР, так и статистикам, пришлось забыть на долгие десятилетия.


ПРИЛОЖЕНИЕ


СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ВЕРОУЧЕНИЙ (РЕЛИГИЙ) И АНТИРЕЛИГИОЗНЫХ ГРУППИРОВОК

ПФА РАН. Ф. 221. Оп.2. Д. 61. Л. 104–122

Группа 1 (шифр Х)
  • А. Неверующие : синонимы: атеисты, неверие, атеизм; антирелигиозные, антирегиозники, антихристы, безбожники, воинствующие безбожники, свободомыслящие.
  • Б. Безразличные к вопросам веры, религии, индифферентные; арелигиозные, без (вне) веры, вероисповедания, религии.
  • В. Сомневающиеся
  • Г. Философские мировоззрения: агностики, агностицизм; гуманисты, гуманизм; материалисты, материализм; моралисты, морализм; натуралисты, натурализм; научное мировоззрение; позитивисты, позитивизм.
    Распространены между всеми национальностями и по всей территории СССР
Группа 2 (шифр 0)

Православные, православные христиане; название религии: православие, православная церковь

  • А. Русское православие, российская греко-кафолическая церковь, восточно-ортодоксальная церковь
    К русскому православию принадлежали кроме русских и белорусов также: болгары, бурят-монголы (частично), вепсы, водь, гагаузы, греки, зыряне, ижоры, ительмены, карелы, корейцы (частично), манси, марийцы, мишари (частично), мордва, нивхи (частично), ойроты (частично), осетины (частично), пермяки, румыны, саами, сербы, татары (кряшены), удмурты, ханты, цыгане (частично), чехи, чуваши, эвенки (частично), эсты (полуверцы)
    Русское православие распространено было по всей территории Союза, главным образом в РСФСР и БССР.
    • а. Старо-церковники; группировки: сергиевцы, тихоновцы, иосифляне, григорьевцы, викторовцы.
    • б. Обновленцы; группировки: живоцерковники (живая, красная церквоь), древле-апостольская церковь, союз церковного возрождения
  • Б. Автокефалисты Украины, украинская церковь
    К ней принадлежали: украинцы, молдаване и другие народности проживавшие в УССР.
  • В. Автокефалисты Грузии, грузинская церковь
    К ней принадлежали: грузины, айсоры (частично), бацбии, мегрелы, удины.
    Проживали в ССР Грузии.
  • Г. Национальные греческая, болгарская, румынская, сербская церкви.
    К ним принадлежали выходцы из соответствующих стран
  • Д. Единоверцы, единоверие; самоназвание – православные старообрядцы.
    К ним принадлежали русские; проживали повсеместно, главным образом в Москве, Ленинграде и следующих республиках, краях и областях: Горьковском, Западной, Ивановской, Кировской, Одесской, Оренбургской, Саратовском, Свердловской, Татарской, Черниговской
  • Е. Старообрядцы, примыкающие к православным: синонимы: староверы, раскольники, кержаки; название вероисповедания: старообрядчество, раскол, по старой вере.
    Было распространено почти исключительно среди русских
    Распадалось на следующие группы:
    • а) Поповцы, признающие духовенство австрийской иерархии; самоназвание: старообрядцы белокриницкой иерархии, австрийской иерархии, приемлеющие священство
      Проживали: в Москве, Ленинграде и в республиках, краях и областях: Азово-Черноморской, Горьковском, Дальне-Восточном, Западной, Западно-Сибирском, Красноярском, Куйбышевском, Молдавской, Ойротской, Оренбургской, Саратовской, Свердловской, Сев. Кавказском, Татарской, Черниговской
    • б) Поповцы, принимающие духовенство, переходившее от главенствующей православной церкви: беглопоповцы, перемазанцы, диаконовцы, лужковцы, бугровцы
      Проживали в республиках, краях и областях: Азово-Черноморской, Бурят-Монгольской, Горьковском, Западной, Курской, Московской, Свердловской, Черниговской.
    • в) Поповцы, использующие православное духовенство: спасовцы, спасово согласие, староспасовцы, глухая нетовщина, козьминщина
      Проживали в Горьковском крае и ниже по Волге вплоть до Астрахани; в Ивановской обл.
    • ж) Имяславцы
      К их числу принадлежали русские, проживающие на Кавказе.
Группа 3 (шифр 1)

Армяно-грегориане, синоним – католикосы

К их числу принадлежали: армяне (частично), проживавшие в ССР Армении, авт.обл. Нагорного Карабаха и вообще в Закакавказье, в Азово-Черноморском и Сев.-Кавказском краях; боша30 – в ССР Армении

К армяне-грегорианам близки две древних христианских секты:

  • а. Несториане
  • б. Якобиты, яковиты, иаковиты

Эти оба вероучения были распространены среди части айсоров, проживавших в ССР Армении и Закавказье вообще, а также в крупных городах СССР.

Группа 4 (шифр 2)
  • А. Католики. Синоним: римско-католики, паписты. Название религии: католичество, католицизм
    К католичеству принадлежали: армяне (частично: мхитаристы, мехитаристы); проживали в ССР Армении, Закавказье вообще, в Азово-Черноморском и Сев. Каказском краях.
    • Белорусы (частично), проживали в БССР
    • грузины (частично) – в ССР Грузии и Закавказье вообще
    • итальянцы – в городах СССР
    • латгальцы, проживали в Ленинградской обл. и Сибири
    • латыши (частично) – в Ленинградской обл. и Сибири
    • литовцы – в БССР, УССР, Ленинградской обл. и Сибири
    • мадьяры – в городах СССР
    • немцы (частично) – в республиках, краях и областях: Западно-Сибирском, Крымской, Ленинградской, Сев.-Кавказ., Татарской, УССР
    • поляки – в Москве, Ленинграде, Западной обл., УССР и в городах СССР
    • украинцы (частично) – в УССР
    • французы – в городах СССР
    • чехи (частично) – в УССР, на Кавказе и в Западной Сибири
  • Б. К католикам близки
    • а. Униаты, встречающиеся среди украинского населения западной Украины
    • б. Чешская государственная церковь, к которой принадлежит значительная часть чешского населения Чехословакии, ушедшего из католичества
    • в. Вальденцы, встречающиеся в северной Италии и в Швейцарии.
Группа 5 (шифр 3)

Протестанты разных течений. Название этой группы вероисповеданий: протестантизм, протестантство

  • А. Лютеране, евангелическо-лютеранское, аугсбургское вероисповедание
    К лютеранам принадлежали
    • армяне (частично), проживавшие в ССР Армении
    • карелы (частично) – в Карельской АССР
    • латыши (частично) – в Ленинградской обл.
    • Немцы (частично) – в республиках, краях и областях: Западно-Сибирском, Крымской, Ленинградской, Немцев Поволжья, Северо-Кавказском, УССР
    • финны – в Карельской АССР и Ленинградской области
    • эсты в Ленинградской области
  • Б. Реформаты, евангелическо-реформатское вероисповедание; название частей: кальвинизм, цвинглиане, гугеноты
    К реформатам принадлежали
    • карелы (частично), проживавшие в Карельской АССР
    • норвежцы – в Мурманском округе
    • финны (частично) – в Карельской АССР и Ленинградской области
    • французы (французские швейцарцы) – в городах СССР
    • шведы – в городах СССР и на юге Украины
  • В. Англикане, англиканцы, английская церковь (english church) епископальная, высокая церковь (high church)
    К ним принадлежали англичане, проживавшие в городах СССР
  • Г. Голландская, датская, швейцарская национальные церкви
    К ним принадлежали: голландцы, датчане и немцы (швейцарские), проживавшие в городах СССР
  • Д. Отдельные направления в протестантстве
    • а. Пиэтисты, среди немцев
    • б. Нонконформисты – среди англичан
    • в. Пуритане – среди шотландцев
    • г. Гернгутеры – среди немцев
    • д. Конформисты – среди англичан
      Проживали в городах СССР; могут встретиться среди иностранцев
      Гернгутеры встречались среди немцев Поволжья
    • е. близки к протестантизму , отпавшие от католицизма
  • Е. Старо-католики, встречающиеся среди немцев Германии и Швейцарии
    • а. Мариавиты, близкие к старо-католикам; были распространена в Польше, а в пределах СССР – в БССР и УССР
    • б. Янсенисты (Утрехтская церковь), вошедшие в унию со старо-католиками, могут встретиться среди выходцев из Западной Европы
Группа 6 (шифр 4)

Христиане прочих направлений: сектантство, секты, возникшие на почве православия и протестантства

  • А. Беспоповцы
    • а. Беспоповцы-неперекрещенцы
      • Спасовцы, управляющие настоятелями: спасовцы, спасово согласие, новоспасовцы, поющая нетовщина
        Проживали в республиках, краях и областях: Горьковском, Ивановской, Куйбышевской, Татарской, Ярославской
      • Строгие спасовцы, отвергающие крещение; синоним – некрещеная нетовщина
        Проживали Горьковском, Куйбышевском
    • б. Беспоповцы перекрещенцы
      • Поморцы: брачные, полубрачные (даниловцы), небрачные (тропарщики); выговцы, новопоморцы, монинцы (принимающие бессвященнословные браки)
        Проживали: в Москве, Ленинграде; в республиках, краях и областях: Азово-Черноморском, Дальне-Восточном, Карельской, Куйбышевском, Саратовском, Свердловской, Северной, Сталинградском, Ярославской и Сибири
      • Федосеевцы безбрачные и полубрачные (тиловцы, арестовцы); синоним старопоморцы, федосеевщина
        Проживали в Москве с областью, в Ленинграде с областью, в республиках, краях и областях: Азово-Черноморском, белорусской, Горьковском, Дальне-Восточном, Калининской, Карельской, Саратовской, Татарской, Ярославской
      • Филипповцы: синонимы: филипповцы, аароновцы, онуфриевцы, липованы (липоване), самосожженцы, морельщики
        Проживали в Москве, в Ленинграде, в республиках, краях и областях: Калининской, Карельской, Куйбышевской, Одесской, Саратовской, Северной, Ярославской
      • Странники; синонимы: странствующие, бегуны, скрытники, безденежники, антипово согласие, статейники, иерархиты, противостатейники, красносмерты (красносмертенцы), душители, голбежники, подпольники, лучинковсцы
        Проживали в республиках, краях и областях: Горьковском, Западно-Сибирском, Ивановской, Карельской, Кировском, Ленинградской, Свердловской, Татарской, Ярославской
    • в. Беспоповцы разных мелких течений
      • Любушкино согласие;
        Проживали в Калининиской области (Кимры)
      • Бабушкино согласие; синонимы: самокрещенцы, самокресты. Проживали в Среднем Поволжье и Дальне-Восточном крае
      • Дырники; синонимы: дыромолы, безОбразники, безиконники
        Проживали в Башкирской АССР и Дальне-Восточном крае
      • Средники
        Проживали в краях и областях: Воронежской, Куйбышевском, Саратовском, Сталинградском
      • Рябиновцы; синонимы – беспоповцы по кресту;
        Проживали в Татарской АССР (Чистополь)
      • Липняки (липаки) Проживали в Свердловской области
      • Коликовцы. Проживали в Западной обл. (Клинцы)
      • Белоризцы; (следует отличать от белоризцев-хлыстов).
        Проживали в Ивановской обл.
      • Самовосхитители архиерейства. Проживали в Кировском крае, Татарской АССР
      • Мелхиседеки. Проживали в Москве
      • Дыропеки. Проживали в Саратовском крае
      • Пасхальники. Проживали в Черниговской обл.
      • Никудышники. Проживали в Астрахани
      • Двигаловская вера, синоним – коммерсантов рай. Проживали в Саратовском крае
      • Леваки (левяки, левшаки)
      • Темноверцы. Проживали в Дальне-Восточном крае
      • Дунюшкино согласие. Проживали в Дальне-Восточном крае
      • Часовенные (часовники) Проживали в Западно-Сибирском крае
  • Б. Баптисты, баптизм (входят во Всемирный Союз Баптистов)Синонимы: катабаптисты, анабаптисты, крещеные христиане, сухие баптисты, баптисты-модерн
    К их числу принадлежали: немцы, русские, украинцы
    Проживали в республиках, краях и областях: Винницкой, Воронежской, дальне-Восточном, Днепропетровском, Грузинской, Ивановской, Крымской, Московской (Москва), Одесской, Омской, Поволжье, средней Азии, Татарской, Харьковской
  • В. Евангелисты, Евангелики, евангелические христиане, христиане евангелического исповедания. (Не смешивать с протестантами евангелического исповедания; входят во Всемирный Совет Баптистов).
    К их числу принадлежали: русские, украинцы
    Проживали в республиках, краях и областях: Винницкой, Воронежской, Дально-Восточном, Днепропетровской, Донецкой, Калининской, Киевской, Ленинградской (Ленинград), Одесской, Сибири, Татарской, Урале, харьковской
  • Г. Меннониты, меннонитство; название частей: церковные меннониты, братские меннониты и русселевцы (левое течение)
    К их числу принадлежали немцы.
    Проживали в республиках, краях и областях: Воронежской, Днепропетровской, Западно-Сибирском, Крымской, Куйбышевском, Одесской, Саратовском, Средней Азии, Харьковской.
  • Д. Адвентисты, адвентизм (близки к баптистам и евангелистам; входят во Всемирный Союз Адвентистов); название частей: адвентисты седьмого дня, адвентисты первого дня, адвентисты-реформисты
    К их числу принадлежали: латыши, немцы, русские, украинцы.
    Проживали в республиках, краях и областях: Винницкой, Воронежской, Дальне-Восточном, Киевской, Ленинграде, Москве, Черниговской
  • Е. Пресвитериане (близки к молоканам, баптистам и евангелистам); синонимы: штундо-молокане, христиане евангельского исповедания
    К их числу принадлежали: русские, проживавшие в Днепропетровской области (Бердянский район).
  • Ж. Методисты (не смешивать с мормонами-хлыстами; имеют связь с американской методистской миссией в Сеуле, в Корее)
    Синонимы: мормоны, камнигио (корейцы)
    К их числу принадлежали: корейцы, русские
    Проживали в Дальне_Восточном крае, Закавказье (Шемаха), Ленинграде, Саратовском крае, Сибири (Омский, Романтеевский, Тарский районы)
  • З. Штундисты (близки к баптистам); синоним штундисты-детокрещенцы
    К их числу принадлежали: русские, украинцы
    Проживали в УССР, главным образом в Киевской области
  • И. Пашковцы, синоним бессмертники, воскресники
    К их числу принадлежали: русские
    Проживали в республиках, краях и областях: Воронежской, Восточно-Сибирском, Дальне-Восточном, Днепропетровской, Калининской, Киевской, ленинградской (Ленинград), Московской, Харьковской, Ярославской.
  • Й. Духоборы, синоним духоборцы, духовные христиане, иконоборцы, истинные христиане, постники, белые, христиане всемирного братства
    К их числу принадлежали: русские
    Проживали в ССР Армении (близ озера Севан), ССР Грузи (Ахалкалакский район), на юге европейской части Союза
  • К. Молокане, синоним духовные христиане молокане, истинно-духовные христиане; название частей: духовные молокане, донской толк, тамбовский толк, молокане-пресники, молокане-перевоплощенцы, общие, дунькино упование (Кавказ), церковь общего упования (близ Ленкорани), воскресники
    К их числу принадлежали: русские
    Проживали в республиках, краях и областях: Воронежской, Дальне-Восточном, Днепропетровской, Саратовской, Сталинградском, Сибири, на Кавказе и юго-востоке евроепйской части Союза.
  • Л. Назареи (близки к молоканам, не смешивать с назаренами, проживающими в Сербии, Венгрии, Сев.Америке)
    К их числу принадлежали: русские, проживавшие в Баку и в районе Шемахи
  • М. Немоляки, немоляхи; синоним: духовные христиане по второму пришествию, воздыханцы, охонцы
    К их числу принадлежали: русские
    Проживали в республиках, краях и областях: Горьковском, Московской (Калужский р-н), Омской
  • Н. Неплательщики
    К их числу принадлежали русские, проживавшие в Свердловской области и в Сибири
  • О. Иеговисты, еговисты; синонимы: десное братство, общество (церковь) десных, сионская весть, новозаветные иудеи, субботники (не смешивать с субботниками-караимитами
    К их числу принадлежали: русские
    Проживали в Винницкой области, Воронежской области, Поволжье, Сев. Кавказе, Сибири, Урале (Нижне-Тагильский, Верхне-Туринский, Нижне-Баранчинский, Кувшинский заводы)
  • П. Хлысты; синонимы: люди божии, Христы, постники, мироносцы, шалопуты, серые голуби, белые голуби, божии голуби, голубцы, голубчики, беседники, мормоны паниашковцы, марьяновцы, еленушкина секта, дурмановщина, калиновцы, серафимовцы (не смешивать с православными серафимовцами), стефановцы, белоризцы, род израильский, зеленый виноградсник, стадо христово, птицы христовы (соловьи, соколы, лебеди, голуби, пташечки), молоканы, шкапцы, аттитуи, стригуны, шаплычники
    К их числу принадлежали: русские, украинцы
    Проживали в республиках, краях и областях: Азово-Черноморском, Винницкой, Воронежской, Днепропетровской, Ивановской, Куйбышевском, Курской, ленинграде, Московской (Черкизово), Одесской, Саратовском. Северо-Кавказском, Сибири, Урале, Харьковской, Ярославской
  • Р. Новоизраильтяне (ответвление хлыстов); синонимы: израильтяне, новый израиль, лубковцы, избранники божии
    К их числу принадлежали: русские
    Проживали в республиках, краях и областях: Азово-Черноморском, (по р.Манчу) Винницкой, Воронежской, Грузии, Дальне-Восточном, Днепропетровской, Западной, Ивановской, Северо-Кавказском, Сибири
  • С. Беседники, беседчики (рановидность хлыстов); синонимы: чернецы, чернички, келейники, келейницы, мнихи, монтаны, монтанисты, духовидцы, смехорыдающие, духовно оскопившиеся, вертуны, вертячие, богомолы, керженцы (щеловщина, никифоровщина, кобызовщина, ивановщина, таразановщина).
    К их числу принадлежали: русские
    Проживали в республиках, краях и областях: Кубышевском, Ленинградской, Оренбургской, Сталинградском, Татарской, Кавказе и по югу Европейской части Союза
  • Т. Прыгуны (разновидность молокан); синонимы: сопуны, веденцы, сионцы, духовные христиане, чимарская секта
    К их числу принадлежали: русские
    Проживали в республиках, краях и областях: Азербайджанской, Азово-Черноморском (Сальский район), Армении (оз.Севан),Грузии, Киевской, Куйбышевском, Поволжье, Сибири, Дальне-Восточном, Средней Азии
  • У. Трясуны (произошли от баптистов); синонимы: пятидесятники, трясуны-пятидесятники, христиане евангельской веры
    К их числу принадлежали: русские
    Проживали в республиках, краях и областях: Западной, Крымской, Одесской, Сибири
  • Ф. Скакуны (отделились от лютеран из Финляндии); синонимы: хихулиты, веселящиеся, телеши, нагиши, голыши, купидоны, ползуны
    К их числу принадлежали: финны, русские
    Проживали в республиках, краях и областях: Западной, Ивановской, Куйбышевской, Ленинградской, Московской , Ярославской, на Урале
  • Х. Скопцы; синонимы: убеленные, белые голуби и другие названия, употребляемые хлыстами ( к которым близки по вероучению)
    К их числу принадлежали: русские, финны
    Проживали в республиках, краях и областях: Воронежской, Днепропетровской, Кавказе, Куйбышевской, Курской, Ленинградской, Московской, Одесской, Саратовском, Сибири, УССР
  • Ц. Трезвенники (переходят к толстовцам и трясунам); синонимы: братцы, чуриковцы, колосковцы.
    К их числу принадлежали: русские
    Проживали в областях: Ивановской, Ленинградской (Ленинград), Московской (Москва)
  • Ч. Толстовцы (близки к духоборам)
    К их числу принадлежали: русские, украинцы
    Проживали в краях и областях: Воронежской, Днепропетровской, Закавказье, Калининской, Кузбассе, Курской, Сталинградском, Харьковской
  • Ш. Малеванцы (близки к толстовцам)
    К их числу принадлежали: украинцы, проживавшие в Калининской обл.
  • Ъ. Иоанниты (по обрядам православные); синонимы: киселевцы, иониты
    К их числу принадлежали: русские,
    Проживали в краях и областях: Винницкой, Воронежской, Дальне-Восточном, ленинградском (Ленинград), Сибири, Ярославской
  • Ы. Иллиодоровцы (по обрядам православные)
    К их числу принадлежали: русские, проживавшие в Сталинградском крае
  • Ь. Еноховцы (по обрядам православные, близки к адвентистам); синоним – летуны
    К их числу принадлежали: русские, проживавшие в Сталинградском крае
  • Э. Степановцы
    К их числу принадлежали: коми-зыряне, проживавшие в Коми-Зырянской авт. обл.
  • Ю. Богомилы
    К их числу принадлежали: русские, проживавшие в Харьковской области
  • Я. Мелкие секты Воронежской области, выделенные ввиду чрезвычайного разнообразия их группировок; были распространены среди русских
    • а. Федоровцы; синонимы: масоловцы, правоверники, самосвяты, краснодраконовцы, самаритяне
      Проживали в Росошанском, Богучарском и Новохоперском р-нах
    • б. Молчальники
      Проживали в Моршанском районе.
    • в. Светильники
    • г. Новый союз духовного израиля
    • д. Четвертый интернационал святого духа
      Проживали в Тамбовском р-не
    • е. Исследователи священного писания (библии)
      Проживали в Россошанском районе31
    • ж. Старый израиль; синоним крестовики
    • з. Анисимовцы
    • и. Свиридовцы
    • й. Расновортцы
    • к. Новозаветники
    • л. Стефановцы
    • м. Наталочка
    • н. Иннокентьевцы
    • о. Ермиловцы
    • п. Стригуны
    • р. Хомковцы
    • с. Чупковцы
    • т. Мироновцы
    • у. Гапеевцы
    • ф. Костомолы
    • х. Сион
    • ц. Хатнюки
    • ч. Чердачники
    • ш. Кувшинники
    • щ. Дергуны
    • ъ. Двенадцать сестер
    • ы. Истинный путь к спасению.
    • ь. Активисты
Группа 7 (шифр 5)

Магометане (ед. число магометанин); синоним мусульманин;

название религии: ислам, магометанство, мусульманство

самоназвания: мусульман, мусульмон, мусэльман, мусурман, муслим (татары), мухаммед-дини (узбеки), ислям-дини (азербайджанские тюрки), мамед-уммети, уммет-мамед, анефи-мессеб (крымские татары), тюрк (армяне-хемшины), татари (грузины), мухаммед-дин номтай (сарт-калмаки), чори-йори, чори-ёри (таджики), пэндж-йори (язгулямцы, ягнобцы), хуй-дзяо, цин-джэнь-дзяо, сяо-дзяо, му мин, мо-мин, ляо-хуй_хуй, хуй-дзы (дунганы)

Толки (мазхаб) и секты исламам: ханифиты (ханифитский толк); Бахаисты и исмаилиты (секты ислама), накшбендии, кадирии («монашеские» ордена дервишей); звания в исламе: хаджи, дервиши, ишаны, суфии, тарикати (Кавказ)

Резко отличающиеся религиозные течения ислама:

  • А. Суннизм (правоверное), суннити, сунни
    К суннитам принадлежали следующие народности СССР
    • абхазы (частично), проживавшие в Абхазской ССР
    • аджарцы – в Аджарской ССР арабы – в Узбекской и Туркменской ССР
    • афганцы в Таджикской ССР
    • балкары – в Кабардино-Балкарской авт.обл.
    • Башкиры – в Башкирской АССР
    • белуджи – в Туркменской ССР
    • бербери – в Туркменской ССР
    • грузины, месхи, ингилои (частично) – в ССР Грузии
    • дагестанские горцы (авары, даргинцы, лаки и т.д.) – в Дагестанской АССР
    • джемшиды – в Туркменской ССР
    • дунгане – в Киргизской АССР и Казахской АССР
    • ингуши – в Чечено-Ингушской авт.обл.
    • Кабардинцы – в Кабардино-Балк. обл.
    • Казахи – в Казахской АССР
    • калмыки (частично: сарт-калмыки) – в Киргизской АССР
    • каракалпаки – в Кара-Калпакской АССР
    • карачаевцы – в Карачаевск. Авт.обл.
    • Киргизы – в Киргиз. АССР
    • кумыки – в Дагестанской АССР
    • курды – в Азербайджанской ССР, ССР Армении, ССР Грузии, Туркменской ССР
    • лазы – в Аджарской АССР
    • лезги – в Дагестанской АССР и Азербайджанской ССР
    • мишари – в Горьковском и Куйбышевском крае, Оренбургской обл., Башкирской АССР
    • ногая – в Калмыцкой АССР, Сев. Кавказском крае, Дагестанской АССР
    • осетины (частично) в Сев. и Южно-Осетинской авт. областях
    • таджики — в Таджикск. ССР, Узбекск.ССР
    • татары – в Татарской АССР, Крымской АССП, Сталинградском крае и повсеместно
    • таты (частично) – в Азербайджанской ССР и Дагестанской АССР
    • турки – в Аджарской АССР, Крымской АССР, ССР Армении
    • туркмены – в Туркменской ССР, Сев. Кавказском крае
    • тюрки азербайджанские (частично) – в Азербайджанской АССР. ССР Армении, ССР Грузии.
    • Уйгуры: таранчи – в Казахской АССР и Туркменской ССР; кашкарцы – в Узбекской ССР
    • хазара – в Туркменской ССР
    • хемшины (армяне-магометане) – на Черноморском побережье Кавказа
    • цыгане средне-азиатские – в Узбекской ССР, Таджикской АССР
    • черкесы – в Адыгейской авт. обл, Черкесской сев.обл.
    • Чечены – в Чечено-Ингушской авт.обл.
    • Ягнобцы (частично) и язгулемцы (частично) – в Горно-Бадахшанской авт.обл.
  • Б. Шиизм, шииты, ши э
    К ним принадлежали следующие народности
    • ирани, проживавшие в Узбекской АССР
    • персы (частично) – в городах Кавказа и Средней Азии
    • талыши – в Азербайджанской ССР
    • таты (частично) – в Азербайджанской ССР и Дагестанской АССР
    • тюрки азербайджанские (частично) – в Азербайджанской ССР , ССР Армении, ССР Грузии
    • Ягнобцы (частично) и язгулемцы (частично) – в Горно-Бадахшанской авт.обл.
  • В. Бехаизм, синоним – бабизм; бехаисты, бабиды; бехаи, баби
    К ним принадлежали персы, проживавшие в городах Туркменской ССР
  • Г. Исмаилиты, исмоилия, хэфт-иори
    К их числу принадлжелаи памирские племена: ваханцы, ишкашимцы, шунганцы, проживавшие в Горно-Бадахшанской авт.обл.
  • Д. Иезиды; синоним: езиды, езиди
    К ним принадлежали курды-иезиды, проживавшие в ССР Армении
Группа 8 (шифр 6)

Иудеи, синоним иудаисты; название религии – иудаизм (этнические самоназвания иудаизма часто служат название религии).

  • А.
    • а. Евреи; синонимы: еврейская религия, идише эмуне, идише глейбе, ашкинази; два течения: миснагдим и хосид, хасиды
      К их числу принадлежали евреи западные и крымские
      Проживали по всему СССР, главным образом в БССР, УССР, Крыму, на Дальнем Востоке (Еврейск.авт.обл.) и в больших городах СССР
    • б. Даг-чуфут, синоним – джугут
      К их числу принадлежали горские евреи, проживавшие в Дагестанской АССР, Азербайджанской ССР, ССР Грузии
    • г. Яхуди, синоним – иври
      К их числу принадлежали средне-азиатские евреи, проживавшие в Узбекской и Таджикской ССР
  • Б. Караимы, синонимы: ананиты, баале-мира, мене-мира
    К их числу принадлежала народность караимы и крымские евреи, проживавшие в Крыму и УССР
  • В. Течения, примыкавшие к иудаизму
    • а. Иудействующие (отделились от молокан); синонимы: геры, герталмудисты, шапочники
      К их числу принадлежали русские
      Проживали в республиках, краях и областях: Азербайджанской (Шемаха), Воронежской, Восточно-Сибирском (Иркутск), дальне-Восточном, Саратовской, Сев.-Кавказском, Сталинградском (Астрахань), УССР
    • б. субботники; синонимы: караимиты, караимы, бесшапочники
      К их числу принадлежали: русские, проживавшие в Воронежской обл., на Кавказе, в Сибири и Украине
Группа 9 (шифр 7)

Буддисты и ламаисты (ламаиты); синоним желтой веры люди; название религии: буддизм, ламаизм

  • А. Ламаисты желто-шапочного толка, желто-шапочники; снонимы: буддисты-ламаисты, бурхан-шаджин (тай), бурханай-шаджин (тай), ламыин-шаджин (тай), буддыин-шаджин (тай), ламыин-моргуль (тай), шарыин-шаджин (тай), бурхан-шигемуниин-шаджин (тай), шигемуниин-шаджин (тай), ламыин-шаджини-шутудук
    К их числу принадлежали: * бурят-монголы, проживавшие в Бурят-Монгольской АССР и Восточно-Сибирском крае * ойроты – проживавшие в Ойротской авт.обл. * Эвенки – в Восточно-Сибирском крае
  • Б. Лам-шаджита, шар(ин)шаджита, бурки-бакш-номта, бурки-бакш-шаджита, гэлнг нонта, гэлнгте
    К их числу принадлежали калмыки, проживавшие к Калмык.авт.обл.
  • В. Фоисты, синонимы: фоцзяо, фуцзяо, байфо, хошан-цзяо
    К их числу принадлежали: китайцы, корейцы, орочи (частично), проживавшие в Дальне-Восточном крае
Группа 10 (шифр 8)

Шаманисты; синоним — черной веры люди

К их числу принадлежали следующие народности:

  • Бурят-монголы (частично)
  • Нивхи
  • чукчи
  • Долганы
  • Одулы
  • шорцы
  • Карагасы
  • Ойроты
  • эвенки
  • Кеты
  • Ольчи
  • эвены
  • Коряки
  • Ороки
  • элкенбэйе
  • Кумандинцы
  • Тувинцы
  • этели
  • Мансы
  • унанганы
  • юиты
  • Нанай
  • хакасы
  • якуты
  • Ненцы
  • ханты

Отдельные ветви шаманистов

  • а. Бурхамисты, синоним — белой веры люди
    К их числу принадлежали ойроты (частично), проживавшие в Ойротской авт. Обл.
  • б. Последователи культа хэри-мапа
    К их числу принадлежали проживавшие в Дальне-Восточном крае нанаи, ольчи и орочи
Группа 11 (шифр 9)

Прочие и не точно обозначенные религии

  • А. Браманисты
    К их числу принадлежали индусы, проживавшие в городах Средней Азии.
  • Б. Конфуциане, синонимы: жу-цзяо, кун-цзы-цзяо
    К их числу принадлежали китайцы, проживавшие в Дальне-Восточном крае
  • В. Огнепоклонники, синонимы: парси, гвебры
    К их числу принадлежали персы, проживавшие в Баку
  • Г. Патриархальные родовые культы, синонимы: язычники, анимисты, идолопоклонники
    • а. Кугу-сорта, синонимы: большая свеча, кугусортники
      К их числу принадлежали марийцы, проживавшие в Марийском авт. области
    • б. Липо-поклонники
      К их числу принадлежали удмурты, проживавшие в Удмуртской АССР
    • в. Поклонники Кузьмы (Кузьки, мордовского бога)
      К их числу принадлежала мордва, проживавшая в Мордовской АССР.
      Встречались патриархальные культы также среди сванов и хевсуров (ССР Грузии) и чувашей (Чуваш. АССР)
  • Д. Религиозно-философские мировоззрения, встречающиеся главным образом среди городского населения СССР:
    • а. Монотеисты (монотеизм)
    • б. Деисты (деизм)
    • в. Пантеисты (пантеизм)
    • г. Спиритуалисты (спиритуализм)
    • д. Мистики (мистицизм)
    • е. Теософы, спириты, оккультисты (теософия, спиритизм, оккультизм)
  • Е. Неопределенные указания
    • а. Христиане без дальнейшего определения; свободная христианская церковь, христиане — сциентифисты.
    • б. Верующие без дальнейшего определения, религиозные, без (вне) определенной церкви, религии, религиозной общины, культа.
Группа 12 (шифр )
  • А. Не давшие ответа на вопрос о религии
  • Б. Давшие неточный ответ на вопрос о религии
  • В. Лица, моложе 16 лет.

БИБЛИОГРАФИЯ
  • Ашнин Ф.Д., Алпатов В.М. Дело славистов. 30-е годы. М.: Наследие, 1994.
  • Блюм А., Меспуле М. Бюрократическая анархия: Статистика и власть при Сталине. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006.
  • Волков А.Г. Перепись населения 1937 года: вымыслы и правда // Перепись населения СССР 1937 года. История и материалы. Экспресс-информация. Выпуск 3-5 (часть II). М., 1990.
  • Гозулов А.И. Переписи населения СССР и капиталистических стран (опыт историко-методологической характеристики производства переписей населения)./ Под ред. акад. С.Г. Стумилина. М., ЦУНХУ, 1936.
  • Жиромская В.Б. Религиозность народа в 1937 году (По материалам Всесоюзной переписи населения) // Исторический вестник. №5 , 2000
  • Жиромская В.Б., Киселев И.Н., Поляков Ю.А. Полвека под грифом «секретно». Всесоюзная перепись населения 1937 года. М.: Наука, 1996.
  • Максимова В.Н. Из воспоминаний (20-30-е годы) // Вопросы статистики. 1996. № 10.
  • Перченок Ф.Ф. «Дело Академии наук» и «великий перелом» в советской науке // Трагические судьбы: репрессированные ученые Академии наук СССР. М., Наука. 1995.
  • Поляков Ю. А., Жиромская В. Б., Киселев И. Н. Полвека молчания (Всесоюзная перепись населения 1937 г.) // Социологические исследования. 1990. № 6.


  1. См. Перченок. 1995. С. 201–235. 

  2. См. Ашнин, Алпатов. 1994. 

  3. По результатам исследований была подготовлена монография: Гозулов. 1936. 

  4. Жиромская. 2000. 

  5. Максимова. 1996. С. 78-87. 

  6. Волков. 1990. C. 6. 

  7. В заключении специальной комиссии утверждалось: «1. Перепись была организована с нарушением самых элементарных правил. 2. Перепись была проведена вредительски, имея предвзятой задачей доказать фашистскую ложь о смерти в СССР от голода и эмиграции из СССР в связи с коллективизацией нескольких миллионов человек. 3. Пропущено при переписи, судя по выше-приведенным данным, не менее 4% населения или около 6,5 млн. человек». Цит. по: Блюм, Меспуле., 2006. С. 109. 

  8. См.: Жиромская, Киселев, Поляков. 1996. 

  9. Поляков, Жиромская, Киселев. 1990. С. 7. 

  10. Гозулов. 1936. С. 130. 

  11. Там же. С. 132. 

  12. Богораз Владимир Германович (псевдоним – Н.А. Тан, от имени Натан, данного при рождении, В.Г. Тан, Тан и др.) (1865–1936), этнограф, писатель. Один из зачинателей изучения народов Севера. В 1918 г. стал хранителем Музея антропологии и этнографии РАН. Был одним из инициаторов создания Института народов Севера и Музея истории религии АН СССР, директором которого он стал. 

  13. Материалы Комиссии хранятся в Архиве РАН в фонде 355 (Оп. 1 а.). 

  14. Позиции переписи 1897 г. по вероисповеданиям: православные и единоверцы; старообрядцы и уклоняющиеся от православия; армяно-грегориане; армяно-католики; римско-католики; лютеране; баптисты; менониты; англикане; лица остальных христианских исповеданий; караимы; иудеи; магометане; буддисты и ламаиты; лица остальных нехристианских исповеданий. 

  15. Санкт-Петербургский филиал Архива РАН (далее ПФА РАН) Ф. 221. Оп. 2. Д. 61. Л. 7. 

  16. ПФА РАН Ф. 221. Оп. 2. Д. 61. Л. 3. 

  17. Там же. 

  18. «Комвнудел» - это народный комиссариат внутренних дел (НКВД). 

  19. Клибанов Александр Ильич (1910–1994) – историк религии, специалист по истории религиозного свободомыслия в России. 

  20. Невский Александр Арсеньевич (1898–1980) – историк религии, специалист по православию и народной религиозности. 

  21. Недельский Владимир Ипполитович (1903–1958) – историк религии, специалист по раннему христианству. 

  22. Монзеллер Георгий Оскарович (1900–1959) – востоковед, переводчик с японского и китайского языков. В 1936 г. в МИР АН СССР заведовал отделом нехристианских религий. 

  23. Маторин (Моторин) Николай Михайлович (1898–1936) – исследователь религии, фольклорист, этнограф. После революции 1917 г. М. принимал активное участие в политической жизни страны, и с 1922 г. был секретарем Г.Е. Зиновьева, что впоследствии и послужило основанием для его ареста в качестве участника «троцкистско-зиновьевского блока». Был директором Института антропологии и этнографии АН СССР, активно занимался преподавательской деятельностью, работал в Музее истории религии АН СССР, руководил группой по изучению «бытового православия». Был арестован в 1935 г., расстрелян в 1936 г. По «делу Маторина» проходили также почти все его ученики и сотрудники, в результате чего российская этнографическая и религиоведческая науки понесли огромные потери, особенно в области изучения народной религиозности. 

  24. В.О. Василенко возглавил третий отдел МИРа после арестов по делу «троцкистско-зиновьевского блока», поскольку А.М. Покровский, бывший заместителем директора МИРа В.Г. Богораза, также был репрессирован по этому делу. 

  25. Францов (Францев) (Георгий) Юрий Павлович (1903–1969), философ, социолог, историк религии, общественный деятель, академик АН СССР. С 1939 по 1945 гг. – директор Музея истории религии АН СССР и зав. сектором истории религии и атеизма Института философии АН СССР. 

  26. ПФА РАН. Ф. 221. Оп. 2. Д. 61. Л. 10. 

  27. Там же. Л. 90 – 95. 

  28. Там же. Л. 112. 

  29. ПФА РАН. Ф. 221. Оп. 2. Д. 41. Л.13. 

  30. Армянские цыгане 

  31. район Воронежской области