В середине XIX века в исторической науке Российской Империи происходили важные изменения. Складывались первые археологические направления изучения прошлого страны, были сделаны важнейшие археологические открытия. Открытие Ананьинского могильника возле села Ананьино близ города Елабуги стало важным событием в истории отечественной археологии. Могильник был открыт благодаря исследованиям И. В. Шишкина, К. И. Невоструева, П. Б. Алабина1. Большой вклад в изучение данного памятника археологии внесли вместе с российскими учеными финские археологи. Первым из финских археологов проводивших исследования был Иоганн Рейнхольд Аспелин. Началось археологическое изучение древностей северо-востока европейской части России, были заложены основы финно-угорской археологии.

Впоследствии этот археологический памятник привлек внимание многих ученых: его исследовали П. И. Лерх, П. Д. Шестаков, П. П. Пасынков, А. М. Тальгрен, М. Стремберг-Комарова, П. А. Пономарев, А. А. Спицын, Ф. Д. Нефедов, Н. Ф. Высоцкий, Н. А. Толмачев, И. А. Износков, А. В. Збруева, А. Х. Халиков2 и др. Исследование Ананьинского могильника не потеряло своей актуальности и в настоящее время. Крупным событием явилась публикация в 2009 г. восьмой книги из серии «Археология евразийских степей» под названием «У истоков археологии Волго-Камья» (к 150-летию открытия Ананьинского могильника). Данная книга объединяет статьи участников Международной научно-практической конференции, посвященной 150-летию открытия Ананьинского могильника3.

Ананьинский могильник – это этнонимный и первый исследованный памятник ананьинской исторической области раннего железного века. В настоящее время комплекс археологических памятников расположен в 3 км к востоку от бывшей д. Ананьино Елабужского района Республики Татарстан, на песчаном останце дюнной гряды длиной около 200 метров и высотой около 4 метров, который вытянут вдоль края поймы левого берега реки Тойма, правого притока Камы, в направлении северо-запад – юго-восток4.

Ананьинский могильник. Этюд И. И. Шишкина
Ананьинский могильник.
Этюд И. И. Шишкина

Вслед за российскими исследователями в 1870-х гг. Ананьинский могильник привлек внимание финских археологов. В 1872 г. изучать археологические древности некрополя стал И. Р. Аспелин5.

Иоганн Рейнхольд Аспелин родился 1 августа 1842 г. в финской провинции Остерботтен. В 1862 г. он поступил в Гельсингфорский университет где занялся изучением теории о ранней истории своего народа.

В ранних работах И. Р. Аспелин касался преимущественно этнографии финно-угорских народов, но в 1869 г. получил ряд книг русских авторов, где имелись сведения о древностях финно-угров. С этого момента призванием Аспелина становится археология6. Во второй половине XIX в. наблюдается подъем интереса среди финских ученых к историческим, этническим, социальным проблемам финно-угорских народов, получают развитие идеи и теории, касающиеся истории языков финно-угорской семьи и урало-алтайской языковой общности. Теория М. А. Кастрена об исторической прародине финно-угров в горах Алтая, была популярна в научной среде во второй половине XIX в., что нашло в дальнейшем отражение в исследованиях И. Р. Аспелина.

Иоганн Рейнхольд Аспелин. (Фото из Suomen Muinaismuistoyhdistyksen. Aikakauskirja.Helsinki 1912. XXVI)
Иоганн Рейнхольд Аспелин.
(Фото из Suomen Muinaismuistoyhdistyksen. Aikakauskirja.Helsinki 1912. XXVI)

Во время своих экспедиций И. Р. Аспелин несколько раз посещал Россию в период с 1871 по 1874 гг. В 1872 г. одним из наиболее важных объектов исследования ученого стал могильник у села Ананьино. И. Р. Аспелин дважды побывал там по пути в Пермь и обратно в конце лета 1872 г. Ученый предполагал, что, возможно, Ананьинский могильник является тем звеном, которое свяжет Алтайско-Уральский бронзовый век и древности Финского железного века в Восточной Европе7.

В 1870-х гг., наряду с И. И. Шишкиным, К. И. Невоструевым, П. В. Алабиным, поиском и исследованием древностей в районе Ананьино занимался П. И. Лерх. Посланный Императорской Археологической комиссией из Санкт Петербурга, П. И. Лерх в 1865 г. произвел раскопки могильника и купил ряд вещей у местных крестьян8.

И. Р. Аспелин, безусловно, был знаком с основными трудами вышеупомянутых ученых. Важное значение для него имели теории, связывающие захоронения на Алтае с Ананьино. Данной точки зрения придерживался археолог Э. И. Эйхвальд9, ознакомившись с материалами П. Алабина. Говоря о раскопках Ананьнского могильника, Аспелин указывал, прежде всего, на бессистемность раскопок и отсутствие четкого плана ранее проводившихся исследований. Он считал, что внутренний порядок в могильнике, как в целом на объекте, был большей частью навсегда разрушен. Исследуя работы предшествующих археологов, исследовавших Ананьино, И. Р. Аспелин приводит данные о поспешности и неаккуратности раскопок Алабина, но с другой стороны, находит эту работу успешной. Впоследствии вслед за И. Р. Аспелиным подобное отмечали П. А. Пономарев10 и А. А. Спицын11.

Могильник разоряли жители окрестных сел, добывая предметы для продажи. От их рук пострадали раскопки самого И. Р. Аспелина: во время его отсутствия раскоп был перекопан местными жителями и целостность его была нарушена12. Несмотря на неудачные раскопки, Аспелин приобрел у местных крестьян значительное количество предметов с Ананьинского могильника. Он предполагал, что древности Ананьина составят основную часть коллекции Финно-Угорского музея, но впоследствии идея создания такого музея была забыта.

Важные материалы, собранные И. Р. Аспелиным во время исследований Ананьнского могильника, были им включены в его докторскую работу и в большой археологический атлас, вышедший в период с 1877–1884 гг. на 2-х языках в пяти выпусках «Древности финно-угорского севера» («Antiquites du Nord Finno-Ougrien»)13. Атлас содержал 2200 рисунков древних предметов со всей территории расселения финно-угров, от Северного моря до средней Волги и от Балтийского моря до Енисея. Выход атласа сделал Аспелина широко известным ученым. В 1878 г. И. Р. Аспелин вновь посетил Ананьинский могильник во время участия в Российском Археологическом съезде в Казани. В этом же году он опубликовал каталог с комментариями выставки археологических коллекций в Университете города Хельсинки. До 1885 г. Аспелин занимал пост профессора Хельсинского университета, а с 1885 г. возглавил Археологическое бюро и был избран президентом Финского Общества Древностей. С конца 1870-х гг. его поиск прародины древних финно-угров был большей частью ориентирован на Сибирь, верховья Енисея.

Коллекция из Ананьинского могильника, полученная Аспелиным, содержит 637 предметов. В нее вошли также вещи из его раскопок и предметы, купленные у местных жителей. В настоящее время эта коллекция, наряду с коллекциями А. М. Тальгрена и М. Стремберг-Комаровой, входит в состав вещей из Ананьинского могильника в Музейном ведомстве Финляндии (всего в настоящее время коллекция насчитывает 827 предметов).

Вклад Иоганна Рейнхольда Аспелина в археологическое изучение древностей финно-угров России был значителен. Являясь одним из первопроходцев среди финских археологов, И. Р. Аспелин собрал богатую коллекцию древностей, составил большой археологический атлас, сделал многое для развития музейного дела, заложил основы развития финской археологии по изучению древностей России.


БИБЛИОГРАФИЯ
  • Алабин П. В. Ананьинский могильник // Вестник Императорского Русского Географического Общества. СПб., 1860. XXIX. С. 87–120.
  • Збруева А. В. Ананьинский могильник // Советская археология. 1937. Т. II. С. 95–111.
  • Збруева А. В. История населения Прикамья в Ананьинскую эпоху // Материалы и исследования по археологии СССР. М., 1952. № 30.
  • Карпеллан К., Уйно П. Очерк о коллекции вещей из Ананьинского могильника близ Елабуги в Национальном музее Финляндии // У истоков археологии Волго-Камья (к 150-летию открытия Ананьинского могильника). Серия «Археология Евразийских степей». Елабуга, 2009. С. 13–23.
  • Кузьминых С. В. Металлургия Волго-Камья в раннем железном веке. Медь и бронза. М., 1983.
  • Невоструев К. И. Ананьинский могильник // Труды Первого Археологического Съезда в Москве 1869. Т. II. С. 595–632.
  • Патрушев B. C., Халиков А. Х. Волжские ананьинцы (Старший Ахмыловский могильник). М., 1982.
  • Пономарев П. А. Материалы для характеристики бронзовой эпохи Камско-Волжского края. Ананьинский могильник // Известия Общества Археология, История и Этнография при Императорском Казанском Университете. Казань, 1882. С. 405–438.
  • Салминен Т. Финские археологи в России и Сибири в 1870–1935 годы // Археология, этнография и антропология Евразии. 1 (29). Новосибирск, 2007. С. 100–110.
  • Спицын А. А. Могильники и отдельные находки предметов бронзового века // Maтериалы по археологии восточных губерний России. I. М., 1893. С. 25–40.
  • У истоков археологии Волго-Камья (к 150-летию открытия Ананьинского могильника). Серия «Археология Евразийских степей». Елабуга, 2009. 276 с.
  • Халиков А. Х. Очерки истории населения Марийского края эпоху железа // Труды Марийской археологической экспедиции. Т. II. Йошкар-Ола, 1962. С. 26–91.
  • Халиков А. Х. Волго-Камье в начале эпохи раннего железа (VIII–VI вв. до н.э.). М., 1977.
  • Шестаков П. Д. Несколько слов о могильнике, находящемся близ деревни Ананьино в 4 верстах от Елабуги // Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете. II (1879). Казань, 1880. С. 128–134.
  • Шестаков П. Д. Попытка объяснения одного места из Булгарской летописи Хисам Эддина ибн Шараф Эддина // Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете. III (1880–1882). Казань, 1884.
  • Aspelin J. R. Antiquités du nord finno-ougrienne. Helsinki, 1875.
  • Aspelin J. R. Suomalais-ugrilaisen muinaistutkinnon alkeita. Helsinki, 1875.
  • Aspelin J. R. Ananinon kalmisto / Necropole d'Ananino // Muinaisjaannoksia Suomen suvun asumus-aloilta. II. Rauta-aika. S. 105–119 // Antiquites du Nord finno-ougrien. II. Lage du fer. Helsinki-Helsingfors, 1877. P. 105–119.
  • Eichwald Ed. von. Ueber die Sauegthierfauna der neuern Molasse des siidlichen Russlands und die sich an die Mollasse anschliessende vorhistorische Zeit der Erde // Bulletin de la Societe Imperiale des naturalistes de Moscou. 1860. ХХХП1. S. 458–479.
  • Lavento M. Textile ceramics in Finland and on the Karelian Isthmus. Helsinki 2001.
  • Lerch R. J. L'age du bronze en Russie // Congres international d'anthropologie et d'archeologie prehistoriques. Compte-rendu de la 4e session, Copenhague, 1869. 1875. P. 190–192.
  • Salminen T. Suomen tieteelliset voittomaat. Venaja ja Siperia suomalaisessa arkeologiassa 1870–1935 (Summary: Lands of Conquest. Russia and Siberia in Finnish archaeology 1870–1935) // Suomen Muinaismuistoyhdistyksen Aikakauskirja. 110. Helsinki, 2003.
  • Salminen T. National and international influences in the Finnish archaeological research in Russia and Siberia // Fennoscandia archaeological. XX. 2003. P. 101–114.
  • Salminen T. The Ural-Altaic Bronze Age as seen by J. R. Aspelin and A. M. Tallgren // Fennoscandia archaeologica. XXIV. 2007. P. 39–51.
  • Tallgren A. M. Die bronzecelte vom sog. Ananino-typus. Beruhrungen zwischen den bronzekulturen Skandinaviens und des Wolga-Kamalandes //Finnisch-Ugrische Forschungen. ХП. 1912. S. 76–85.
  • Tallgren A. M. L'epoque dite d'Ananino dans la Russie orientale // Suomen Muinaismuistoyhdistyksen Aikakauskirja XXXI. Helsinki, 1919.


  1. Алабин. 1860. С. 87–120. 

  2. Lerch. 1875. P. 190–192; Шестаков. 1880. С. 128–134; Шестаков. 1884; Невоструев. 1869. С. 595–632; Tallgren. 1912. S. 76–85; Tallgren. 1919; Пономарев. 1882. С. 405–438; Спицын. 1893. С. 25–40; Збруева. 1937. С. 95–111; Збруева. 1952. № 30; Халиков. 1962. С. 26–91; Халиков. 1977; Патрушев, Халиков. 1982. 

  3. У истоков археологии Волго-Камья… 276 с. 

  4. У истоков археологии Волго-Камья… C. 8. 

  5. Исследования И. Р. Аспелина об Ананьинском могильнике нашли отражение в трудах П. Д. Шестакова, П. А. Пономарева, А. А. Спицына, А. М. Тальгрена, А. Збруевой и др. См.: Шестаков. 1880. С. 128–134; Шестаков. 1884; Пономарев. 1882. С. 405–438; Спицын. 1893. С. 25–40; Tallgren. 1912. S. 76–85; Tallgren. 1919; Збруева. 1937. С. 95–111; Збруева. 1952. № 30. В настоящее время из зарубежных исследователей, затрагивающих вопросы изучения финскими учеными археологии Волго-Камья необходимо отметить Т. Салминена, П. Уйно, К. Карпелана, М. Лавенто. См.: Салминен. 2007. С. 100–110; Salminen. 2007. P. 39–51; Salminen. 2003; Карпеллан, Уйно. 2009. С. 13–23; Lavento. 2001. S. 383. 

  6. Карпеллан, Уйно. 2009. С. 13. 

  7. Aspelin. 1875. 

  8. Lerch. 1875. P. 190–192. 

  9. Eichwald.1860. S. 458–479. 

  10. Пономарев. 1882. С. 405–438. 

  11. Спицын. 1893. С. 25–40. 

  12. Aspelin. 1875. 

  13. Aspelin. 1877. P. 105–119.