Происхождение и роль исторического мифа в культуре общества доиндустриального периода хорошо исследованы и вполне понятны. Миф связан с сакрализацией исторического знания, проистекает часто от недостатка информации и низкого уровня общего образования, зачастую поддерживается правящими кругами в интересах закрепления своей власти над обществом. Гораздо более загадочной представляется роль исторической мифологии в эпоху постиндустриального или даже информационного общества, когда ни на недостаток информации, ни на отсутствие развитого среднего (и даже высшего) образования мы пожаловаться не можем. Тем не менее, в современном российском обществе, исторические мифологемы, зачастую абсолютно ни на чем не основанные, мирно уживаются с академическим историческим знанием, никак не пересекаясь в реальной жизни. Речь идет и о таких беспочвенных историях, как «продажа Аляски императрицей Екатериной II» или «участие советских атомных субмарин в Карибском кризисе», и о мифах, имевших изначально реальную историческую основу, но постепенно переросших ее (подвиг крейсера «Варяг», Ледовое побоище, Куликовская битва и др.).

То, что степень мифологизации исторического сознания россиян достаточно велика, очевидно. Тема эта широко обсуждается специалистами, что находит отражение в многочисленных публикациях, конференциях, семинарах1. Однако в большинстве публикаций на тему роли мифологии в историческом сознании преобладает теоретический аспект или повышенное внимание к большим мифологизированным дискурсам (например, концепция Носовского-Фоменко, или же конспирологическая концепция «заговора против России»). Трудно найти феномен более широкий, многообразный и противоречивый, чем миф. Но при всем многообразии историческую мифологию можно свести к мифам массового сознания, мифам власти и мифам о власти, причем зачастую нельзя провести четкую границу между этими категориями.

В рамках данного небольшого исследования была сделана попытка рассмотреть несколько устойчивых мифологем, которые сами по себе не претендуют на значительный масштаб и не образуют, таким образом, самостоятельных концепций, хотя, несомненно, встраиваются в более масштабные мифы общественного сознания. Рассматриваемые мифологемы интересны прежде всего тем, что не являются явным порождением недавних бурных социально-политических процессов, прочно укоренились в общественном сознании и достаточно устойчивы, хотя легко опровергаются просто при внимательном изучении школьных учебников по отечественной истории.

Речь идет о таких вполне реальных событиях как битва на Чудском озере 1242 года, Куликовская битва 1380 года, продажа Аляски и последствия этого шага, а также некоторые аспекты Карибского (ракетного) кризиса 1962 года. Как можно увидеть, все события абсолютно реальны, два последних отлично документированы и изучаются в школьном курсе отечественной истории. С целью выяснить степень мифологизации этих событий в общественном сознании автором было проведено небольшое социологическое исследование в форме анкетирования. Опрашиваемым предлагалось выбрать один или несколько из предложенных вариантов ответов. В анкетировании приняли участие 51 человек разного пола (преобладают мужчины), в возрасте от 18 до 55 лет, имеющие среднее или высшее образование, но не изучавшие историю профессионально. Опрос был анонимным, на заполнение анкеты отводилось, как правило, 10-20 минут. В ряде случаев опрашиваемые давали несколько вариантов ответов на заданный вопрос или не давали ответа вовсе, поэтому число ответов на те или иные вопросы не совпадает и не соответствует цифре 51. Результаты анкетирования представлены в виде таблицы.

Масштаб Ледового побоища

Погибло немецких рыцарей Кол-во %
300-500 чел. 4 7,8%
600-1000 чел. 17 33,3%
более 2000 чел. 24 47%
более 6000 чел. 6 11,8%
Результаты сражения Кол-во %
Ливонский рыцарский орден перестал существовать 9 17%
Александр Невский заключил мир на своих условиях 32 60.4%
Часть земель ордена перешла к Новгороду 11 20.7%
Война продолжалась еще несколько лет 1 1.9%

Масштаб Куликовской битвы

Размеры русского войска Кол-во %
30-40 тыс. русских воинов 9 18%
60-70 тыс. русских воинов 11 22%
80-100 тыс. русских воинов 8 16%
100-120 тыс. русских воинов 13 26%
120-150 тыс. русских воинов 9 18%
Значение Куликовской битвы Кол-во %
Было предотвращено разорение Москвы Мамаем 26 29,2%
Было ликвидировано татаро-монгольское иго 24 27%
Укрепился авторитет Москвы среди других русских земель 15 16,8%
Укрепляется монархическая власть 3 3,4%
Укрепляется международный авторитет Московского государства 14 15,7%
Укрепляется экономическое положение Московского государства 7 7,9%

Проблема продажи Аляски Россией США

При каком монархе это произошло Кол-во %
Елизавета Петровна 7 13,5%
Екатерина II 28 53,8%
Павел I 4 7,7%
Николай I 7 13,5%
Александр II 6 11,5%
Каков был ущерб для России? Кол-во %
Никакого ущерба не было 7 13,1%
Удар по международному авторитету России 3 5,7%
Россия не получила денег за Аляску по независящим от США причинам 3 5,7%
Россия не смогла в дальнейшем использовать природные богатства Аляски (золото и нефть) 30 56,6%
Продажа Аляски вызвала волнения населения в России 10 18,9%

Карибский кризис

Главный виновник Карибского кризиса Кол-во %
СССР, правительство которого решило разместить ракеты на Кубе 15 30%
США, которые угрожали кубинскому народу 28 56%
Куба, занявшая враждебную позицию по отношению к США 7 14%
Меры противодействия Советского правительства в ответ на введение блокады Кубы Кол-во %
Остановило свои суда у границ 200-мильной зоны 6 11,3%
Приказало торговым судам прорываться на Кубу и не реагировать на провокации американцев 10 18,9%
Выслало в район конфликта группу надводных боевых кораблей 18 34%
Усилило сопровождение торговых судов атомными подводными лодками 19 35,8%

Как можно увидеть, большинство опрошенных значительно преувеличивает масштаб и значимость таких важных военных событий отечественной истории, как Ледовое побоище и Куликовская битва. Более или менее, реальную цифру погибших рыцарей ордена (300–500 чел.) указали только 7,8% респондентов, в то время как большинство (47%) полагают, что Орден потерял более 2000 рыцарей2. Впрочем, очевидно большинство неспециалистов не отличает тяжеловооруженных конных рыцарей от наемной пехоты (ландскнехтов), так что в эту цифру, вероятно, включены общие потери ордена. В такой же мере преувеличено и политическое значение сражения. Подавляющее большинство респондентов (60,4%) полагает, что после битвы Александр Невский продиктовал Ордену свои условия мирного соглашения, в то время как война продолжалась еще несколько лет (1,9% опрошенных).

Не менее преувеличены в сознании россиян масштаб и значение Куликовской битвы. 26% опрошенных указали, что войско московского князя превышало 100 тыс. чел., и что совсем уж удивительно, 27% респондентов уверены, что после сражения была ликвидирована зависимость Москвы от Орды.

Если в первых двух случаях, мы имеем дело с преувеличением масштабов и значения исторического события, то в двух следующих примерах имеет место миф в чистом виде, миф ни на чем не основанный. Подавляющее большинство (53,8%) полагают, что Аляска была продана Соединенным Штатам Екатериной II, причем оценивают это событие негативно. Имя Александра II, претворившего идею продажи полуострова в жизнь, назвали всего 11,5% респондентов. У большинства опрошенных главным виновником Карибского кризиса оказался не СССР, разместивший ракеты в угрожающей близости от побережья США с целью изменения военно-стратегического баланса (30%), а США, которые отреагировали на возникшую угрозу (56%). Совершенно фантастическими являются предположения о присутствии в зоне конфликта советских надводных боевых кораблей (34%) и атомных подводных лодок (35,8%)3.

Можно попытаться, хотя бы кратко и приблизительно, проследить историю формирования перечисленных выше мифологем, а также соотнести их с теми или иными типами исторического мифа.

Начало складывания мифа о значимости Ледового побоища относится, вероятно, к периоду русского средневековья и связано с процессом канонизации Александра Невского. Уже тогда в массовом сознании формируется образ князя – защитника русской земли, «положившего душу свою за други свои». Достаточно активно этот процесс продолжался в эпоху Петра I, когда фигура Александра Невского превращается в символ борьбы России за обладание балтийским побережьем (перенесение мощей св. Александра Невского в Петербург). Немалый вклад в преувеличение значимости битвы на Чудском озере внес Н. М. Карамзин, писавший свой замечательный труд в условиях небывалого национального подъема в обществе на волне успехов русского оружия в первой четверти ХIХ века. Окончательное утверждение мифа связано с художественно-идеологическим триумфом фильма С. М. Эйзенштейна «Александр Невский». После выхода этого фильма на экран события битвы на Чудском озере воспринимались поколениями советских людей в контексте событий Великой Отечественной войны. Несомненно, искусство является одной из важнейших форм познания прошлого, и кинематограф в этой области занимает лидирующие позиции. Очевидно, что роль власти в формировании этого мифа достаточно велика. За свою многовековую историю этот миф, начав свое существование как миф власти и миф о власти, постепенно стал неотъемлемым явлением массового сознания.

Сходным является формирование мифа, преувеличивающего масштаб и значение Куликовской битвы. Впервые это проявилось в таком памятнике как «Сказание о Мамаевом побоище», устном сказании, зафиксированном в письменной традиции в первой четверти ХV века. Правда, Дмитрий Донской не был канонизирован, и церковь не внесла значительного вклада в возвеличивание его деяний. Возрождение интереса власти и общества к событиям на Куликовом поле относится к середине ХIХ века в связи с появлением и развитием концепции «Татаро-монгольское иго и его роль в отставании России от стран Запада». Апогея этот интерес достигает к 1880 году, когда были организованы масштабные торжества общегосударственного значения, посвященные 500-летнему юбилею битвы. Хотя сражение на Куликовом поле не нашло отражения в кинематографе, оно тоже стало элементом массового сознания, причем его коренной, культурообразующей частью.

Гораздо сложнее выглядит путь формирования в общественном сознании мифов о продаже Аляски и о событиях Карибского кризиса. Когда автор пытался выяснить у некоторых респондентов, откуда они почерпнули информацию об этих событиях (например, о том, что Аляска была продана Екатериной II) приходилось слышать ответы такого рода: «Об этом все знают, в школе объясняли, в популярной песне об этом поется».

Еще более туманны сведения респондентов о деталях противостояния СССР и США в рамках Карибского кризиса. Дело в том, что Карибский кризис получил сколько-нибудь подробное освещение только в конце 1980-х годов, в том числе в школьных учебниках, тогда как большинство респондентов окончили школу в 1970-х – начале 1980-х годов. Следовательно, в данном случае мы имеем дело не с огрехами школьного образования, а с мифологизацией исторического знания в чистом виде. Один из опрошенных, отслужив срочную службу на флоте в качестве рядового матроса, уверял автора, что сведения о мифических действиях «советских атомных подводных лодок» получил на политзанятиях в период службы на корабле.

При попытке выявить истоки происхождения мифов о продаже Аляски и о действиях советских боевых кораблей в Карибском море мы вступаем в область догадок и предположений. Судя по всему, в данном случае мы имеем дело с ассоциативным мышлением, ничего общего не имеющего с рациональностью. Представление о Екатерине II, разбазаривающей казенные земли, возникло, вероятно, из общественно-политического контекста советской эпохи, представлявшего большинство российских монархов тиранами и сибаритами, чуждыми национально-патриотическим чаяниям «простого народа». В значительной степени подобные характеристики доставались именно Екатерине II, вошедшей на престол в результате дворцового переворота, допускавшей вмешательство фаворитов в государственные дела, к тому же немке, не имевшей прямого отношения к династии Романовых. Впрочем, необходимо отметить, что на протяжении всего советского периода не наблюдалось попыток каким-либо образом фальсифицировать сами причины и обстоятельства продажи Аляски Соединенным Штатам, и в вузовских, и в школьных учебниках об этом рассказывалось достаточно подробно и объективно. По-видимому, в данном случае мы имеем дело не с «мифом власти», и не с «мифом о власти», а с явлением массового сознания не вполне ясного происхождения.

Еще загадочнее выглядит история с подводными лодками и боевыми кораблями. С одной стороны, как уже было сказано выше, более или менее ясное освещение события Карибского кризиса в школьном курсе получили лишь в конце 1980-х – начале 1990-х годов, что, в общем, не могло повлиять на формирование исторических стереотипов людей более старшего поколения4. С другой стороны, в последние десятилетия информация о событиях этого военно-политического конфликта широко освещается СМИ, так что любой человек, хотя бы минимально интересующейся данной проблематикой без особого труда может получить достаточно достоверные и подробные сведения. Тем не менее, однажды сложившийся исторический миф оказывается чрезвычайно живучим и востребованным. Автору доводилось неоднократно беседовать с людьми, которые находились на тех самых «атомных подводных лодках, сопровождавших советские суда на Кубу».

Подведем некоторые итоги.

Миф – обобщенное представление о действительности, сочетающее нравственные и эстетические установки, соединяющее реальность с мистикой. То есть, это всегда представление в значительной мере иллюзорное, но в силу своей этической и художественной привлекательности оказывающее большое воздействие на массовое сознание. Иногда миф есть способ заместить в сознании невыносимый достоверный образ страшной действительности образом условным, с которым можно «ужиться». Исторические мифы, становясь частью культурной традиции, и в современном обществе не утрачивают своего значения, являясь важной формой общественного сознания и представления действительности5.

Во всех представленных случаях мы можем наблюдать доминирование ассоциативного мышления над рациональным. Причем не всегда это можно объяснить отсутствием или недостатком действительно научного исторического знания. Судя по всему создание метафор – одна из главных задач идеологии. Поэтически выраженная мысль всегда играла огромную роль в соединении людей и программировании их поведения, становилась поистине материальной силой. Метафоры, включая ассоциативное мышление, дают огромную экономию интеллектуальных усилий.

Исторический миф формирует определенную культурную традицию, которую нельзя однозначно признать положительной или отрицательной. С одной стороны в общественном сознании закрепляются неверные, иногда совершенно фантастические стереотипы. С другой стороны, выдающиеся успехи русского оружия, рост влияния этноса в мировой истории, величие народа при ничтожестве правителей (к тому же немцев), достойный ответ державы на вызовы главного вероятного противника в крупнейшем политическом конфликте второй половины ХХ века. Другими словами, подавляющее большинство современных людей (россиян), судя по всему, не нуждаются в действительных исторических знаниях. Они вполне комфортно себя чувствуют в той псевдоисторической среде, которую впитали с детства или приобрели в более зрелые годы различными, порой совершенно фантастическими способами.

Несомненно, все эти огрехи школьного образования необходимо корректировать в школьных курсах отечественной истории. Однако, остается открытым вопрос, нужно ли ломать стереотипы исторического мышления уже сложившихся, взрослых людей, отнимая у них мифы к которым они привыкли, и которые составляют основу их исторического мировоззрения?


  1. Мифы и мифология в современной России / Под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюгова. М., 2000; Обзор работы Первой Всероссийской научно-практической конференции «Потенциал социально-гуманитарных наук и проблемы развития современного российского общества» // http://www.iriss.ru/attach_download?object_id=000199990339& attach_id=000139; Мифы «Новой хронологии». Материалы конференции на историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова 21 декабря 1999 года. М., 2001; Хандожко Р. И. Политические трансформации в СССР 2-й половины 1980-х – начала 1990-х годов и массовое историческое сознание // http://sodmu.narod.ru/t_han.htm и др. 

  2. По современным представлениям общее количество рыцарей Ливонского ордена не превышало 600 человек. 

  3. Карибский кризис: вспоминают военные // Латинская Америка, 1993. № 4. С. 25–45. 

  4. Впрочем, как показал опрос, представители молодого поколения, окончившие школу в 2000-х годах, дают такие же неправильные ответы. 

  5. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием // http://polbu.ru/karamurza_manipul/ch09_all.html