АКТИВИЗМ В ОБЩИНАХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН–БАПТИСТОВ ПОЗДНЕГО СССР: ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ НАРРАТИВА
ACTIVISM IN THE COMMUNITIES OF EVANGELICAL CHRISTIANS–BAPTISTS IN THE LATE USSR: GENDER ASPECTS OF NARRATIVEBUILDING

()

PDF

В предлагаемой статье анализируются формы репрезентации протестного активизма в сообществе незарегистрированных общин евангельских христиан–баптистов СССР в 1960–80-е гг. Принадлежность к нелегальному движению евангельских христиан баптистов была своеобразной формой религиозного активизма. Похороны и свадьбы членов общин СЦ ЕХБ, судебные процессы и выходы из тюрьмы превращались в манифестацию своей веры. Однако если пристальнее вглядеться в сообщения самиздата и воспоминания верующих, которые составили основную источниковую базу исследования, заметна гендерная специфика репрезентации активизма. Если активность мужчин была направлена преимущественно на поддержание внутренней стабильности сообщества, то значительная часть женского — обеспечивала возможности для репрезентации мужского активизма во внешней среде, усиления его видимости и создания героического нарратива о страданиях. Зафиксированная в исследовании невидимость многих форм женского активизма интерпретируется не только как доминирование патриархальных установок, но и как часть женского благочестия. При этом женщины, придерживаясь патриархальных моделей поведения внутри сообщества, осознавали свою полноценную субъектность в секулярной правовой системе. Через петиции и обращения они выступали как борцы за религиозную свободу, заявляли об ущемлении и дискриминации не только своих прав, но и прав своих семей.

Ключевые слова: история баптизма, религиозные активисты, евангельские христиане–баптисты, гендерная история СССР, история патриархата, традиционные ценности

Рубрика: ПОЗДРАВЛЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В КОНФЛИКТАХ ПАТРИАРХАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Белякова Н. А. АКТИВИЗМ В ОБЩИНАХ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН–БАПТИСТОВ ПОЗДНЕГО СССР: ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ НАРРАТИВА // Адам и Ева. 2022. Вып. 30. С. 124-173. https://roii.ru/r/3/30.4


This article analyzes the forms of protest activism in the community of unregistered congregations of Evangelical Christians-Baptists of the USSR in the 1960–80s. Belonging to the illegal movement of Evangelical Christians–Baptists was a peculiar form of religious activism. Funerals and weddings of members of Baptist congregations, trials and exits from prison were all turned into manifestations of their faith. However, a closer look at samizdat reports and memories of believers, which constituted the main source base for this study, reveals gender specificities in the representation of activism. The author notes that men were the most visible "heroes of faith". At the same time, while men's activism was aimed primarily at maintaining the internal stability of the community (and constructing an identity through conflict with the leadership of the registered official Baptist structure in the USSR), a significant proportion of women's activism provided opportunities for the representation of male activism in the external environment, enhancing its visibility and creating a heroic narrative of suffering. The invisibility of many forms of women's activism is interpreted not only as the dominance of patriarchal attitudes, but also as part of women's piety. At the same time, women, while adhering to patriarchal patterns of behaviour within the community, were aware of their full subjectivity in the secular legal system. Women acted as fighters for religious freedom through petitions and appeals, claiming infringement and discrimination not only on their rights, but also on those of their families.