65-й выпуск журнала „Диалог со временем“

Вернуться на главную страницу журнала
Загрузить PDF(PDF)-версию 65-го выпуска
Номер выпуска: 65
Год выпуска: 2018
Страниц: 432
ISSN: 2073-7564

Содержание выпуска


    КРУГЛЫЙ СТОЛ «НАУКА И ИСТОРИЧНОСТЬ»


  1. историчность, темпоральность, история, исторический поворот в познании, режим историчности, трансдисциплинарность
    Актуализация идеи историчности в интеллектуальной культуре второй половины XX века стала одним из проявлений исторического поворота в научном познании. Опираясь на работы философов, антропологов, историков, филологов, автор стремится понять, в чем заключается содержание такого поворота и как воспринимается историчность на пороге третьего тысячелетия. Проблематика историчности обсуждается в русле антителеологической мысли, которая постепенно реабилитировала разрывы в истории, виртуальность прошлого, фундаментальность реляционного взаимодействия прошлого и настоящего. Выявляются различия между историчностью в классическом познании и в интеллектуальной культуре рубежа XX–XXI вв.; обсуждаются особенности концептуализации историчности на пересечении филологической и исторической перспектив; показано трансдисциплинарное происхождение синтагмы режим историчности, ее связь с темпоральным поворотом в познании и когнитивными процессами в научной деятельности.
  2. универсальный эволюционизм, историческая глобалистика, синергетика, постнеклассическое знание, релятивизм, синтетическая теория эволюции, постпостмодернизм, глобальная история
    В статье рассматривается проблема соотношения историчности и концепции универсального (глобального) эволюционизма, претендующей на парадигмальный, трансдисциплинарный и постнеклассический статус и доминирующей в некоторых областях отечественной макроистории. Анализируются варианты представлений о естественнонаучной темпоральности и гуманитарной историчности, их диалогический потенциал. Хотя универсальный эволюционизм признает в теории достижения неклассической науки и исторического знания, но в приложении к исторической проблематике (теория цивилизаций, универсальная история) он игнорирует проблематику историчности, оставаясь во многом физикалистским.
  3. эпистемология, мысленный эксперимент, физическая наука, историческая наука, ценностные ориентации, Средневековье
    С целью изучения и развития эпистемологии социально-гуманитарного знания рассматривается частная, но принципиально значимая эпистемологическая проблема – возможность мысленного эксперимента (МЭ) в науке истории. Показаны методология и значение МЭ в естествознании, в частности, в истории физической науки, а также в эпистемологии гуманитарного знания на примере трудов В.Ф. Одоевского. Особое внимание уделено классическим формам МЭ в современной исторической науке, на примере «Метаистории» Х. Уайта и исследований средневековых феноменов «безмолвствующего большинства» (А.Я. Гуревич) и возникновения представлений о чистилище (Ж. Ле Гофф, А.Я. Гуревич).
  4. историчность, историческое сознание, историческая культура, режимы темпоральности, переломные эпохи, презентизм
    В центре внимания автора статьи находится проблема презентизма в историческом сознании переломных эпох. Подход автора к анализу этого феномена опирается на идею историчности самого исторического сознания и принцип его социальной контекстуализации. Роль настоящего в истолковании прошлого рассматривается как свидетельство неискоренимой референциальности исторического сознания, а актуализация идеи историчности как общая проблема социогуманитарного знания в условиях кризиса классической темпоральности и поисков «новой эпистемологии».
  5. презентизм, национальное государство, новая политическая история, власть и общество
    Статья посвящена анализу обновления политической истории в медиевистике, под воздействием эпистомологического кризиса рубежа XX–XXI вв. Назревшая необходимость системного и междисциплинарного подхода наиболее эффективно реализуется в сфере изучения истории форм власти и построения государства. Одним из перспективных способов по-новому изучать истоки формирования в Средние века государства современного типа является презентизм. Он оправдан феноменом государства как явления «большой длительности», а также природой политической истории как опоры гражданского общества и национальной исторической памяти. Особое внимание в статье обращено на сложную взаимосвязь власти и общества в качестве нового подхода к изучению исторических форм властвования.

  6. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ


  7. агиография, историография, жития святых, святость, раннее средневековье, поздняя античность
    В статье рассматриваются особенности средневековой агиографии как жанра. Автор приходит к выводу, что средневековые жития, несмотря на наличие общих мест и сходных риторических приемов, близки средневековой историографии. В них можно найти данные не только о религиозных практиках, убеждениях и ценностях, но также о событиях повседневной жизни, общественных институтах и людях. Тематическая и риторическая нормативность не исключает идеологической гибкости и подвижности агиографических текстов. В статье выявляются причины возрастания интереса современных исследователей к агиографии.
  8. восприятие античного наследия, флорентийское общество, интеллектуальная элита, семейные книги, эрудитские кружки
    Статья посвящена восприятию античного наследия представителями городской среды Флоренции в XIV–XV вв. Исследование производится на основе анализа семейных книг, переписки, биографий и хроник. Выделение уровней приобщенности к античной культуре опирается на такие критерии, как круг чтения, степень образованности, знание латинского языка, целеполагание, отражающие разные степени интеллектуализации горожан, занятых торговлей, предпринимательством, банковским делом. Авторами предпринимается попытка определить влияние процесса складывания флорентийского патрициата на формирование интеллектуальнокультурной элиты в первой половине XV в.
  9. Леонардо да Винчи, Гален, галенизм, история медицины, телеология, Ренессанс
    В статье рассматривается вопрос о влиянии на Леонардо да Винчи взглядов римского медика и философа Галена с опорой на трактат «О назначении частей человеческого тела» как наиболее вероятно известного Леонардо. Выстраивается схема «Гален и Леонардо да Винчи» из дневниковых заметок и контактов, а также параллелей в работах ученых. Из смысловых пересечений важным моментом является проявление галеновской телеологии в записях Леонардо да Винчи.
  10. Ирландия, Джоффри Китинг, «Основа знаний об Ирландии», британская композитарная монархия, протонациональный дискурс, историописание
    В статье анализируется исторический нарратив Джоффри Китинга (1580–1644) «Основа знаний об Ирландии» как рефлексия по поводу британского композитарного проекта в Ирландии. В центре внимания образ власти, сконструированный не только на основании позаимствованного ирландского средневекового материала, но и современных Китингу представлений. Можно заключить, что нарратив Китинга вобрал в себя концепты власти, перешедшие в нетронутом виде из предшествующей ирландской традиции, а также анахронизмы, элементы современной Китингу реальности, наложенные на прошлое Ирландии.
  11. историографический канон позднего Просвещения, микроструктура, повторяющиеся (ПР), однотипные (ОР), кросс-сегментарные (КСР)
    В статье анализируется микроструктура «Истории упадка и разрушения Римской империи» Э. Гиббона. Выделенные в комплексах рубрик на полях его книг повторяющиеся, однотипные, кросс-сегментарные рубрики рассматриваются как маркеры целенаправленных усилий историка по систематизации исторических фактов.
  12. М.М.Бахтин, провоцирование, провокация, самораскрытие, диалог, скандал, карнавал, роман
    В статье прослеживается эволюция понятия «провоцирование» от литературоведческого неологизма до философской категории с глубинными эпистемологическими и онтологическими смыслами. Показано, что это понятие первоначально применялось М.М. Бахтиным для обозначения системы приемов, при помощи которых Ф.М. Достоевский побуждает своих героев к самораскрытию. В поздних работах Бахтин видит в провоцировании побуждение к диалогу: человеческая жизнь для него есть диалогический ответ на провоцирующие факторы. Термин «провоцирование» применим и к творчеству Бахтина, мысль которого избегает центра и концентрируется на периферийных смыслах. Эксцентрический взгляд позволяет задать дистанцию по отношению к идее и представить бесконечное число ракурсов ее рассмотрения, окончательно не оформляя ее.

  13. ИСТОРИЯ – ПАМЯТЬ – ИДЕНТИЧНОСТЬ


  14. Владимир Красно Солнышко, Владимир Святославич, Владимир Святой, Крещение Руси, историческая память, историческая политика
    Основные черты мифа о князе Владимире Святославиче остаются неизменными уже много веков. Традиция панегирического восхваления князя-крестителя берет начало в XI в. и продолжается до сих пор. В статье прослежен путь формирования «мифа» о Владимире Святом с эпохи средневековья до начала XX в., показано его место в пантеоне российских национальных героев. Охарактеризованы основные черты образа князя в массовом историческом сознании россиян, сформированные посредством летописной и устной традиции, художественной и публицистической литературы, монументальной скульптуры и периодической печати.
  15. “места памяти”, “места забвения”, Кабарда, культурный ландшафт, символика, иконологическая интерпретация, коммеморация
    Кабарда, на протяжении Нового времени неизменно выступавшая «цивилизационным» эпицентром Северного Кавказа, в современную эпоху перестала отвечать роли культурного референта региона. Такое положение, наряду с длительной инкорпорированностью региона в общероссийское пространство и современными глобализационными процессами объясняется утратой восточно-черкесским социумом аутентичного символического субстрата. Неблагоприятные тенденции угасания самобытного символизма ярко проявляются в сфере объектов культурного ландшафта. Ценность объектов и мест признается из-за тех ассоциаций, значений и опыта, которые связаны с этими объектами в обществе. Посредством обращения к некоторым культурным ландшафтам, расположенным на территории исторической Кабарды, авторы пытаются отследить алгоритм и особенности систематического расширения “мест забвения”, причиной чему служит их материальная утрата. Пристальное внимание уделено выявлению корреляции между потерей объектов культурного наследия и кризисом функционирования связанных с ними символических комплексов.
  16. Штефаник, историография, образ, оценка
    Автор выясняет, как изменялось отношение к личности и деятельности М.Р. Штефаника в эмигрантской, советской и современной российской историографии. Проанализирован вклад каждого из этапов развития национальной историографии в формировании образа М.Р. Штефаника в научной сфере исторической памяти.

  17. ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ


  18. древность, эллинизм, марксизм, полис, синтез, Греция, Восток, Александр Великий
    В статье анализируются теоретические и мировоззренческие предпосылки к восприятию эллинизма как этапа в развитии рабовладения (А.Б. Ранович) и как конкретно-исторического явления (К.К. Зельин), сильные и слабые стороны этих позиций и их судьба в науке конца ХХ – начала XXI в. По мнению автора, эллинизм (состояние греческого мира после завоеваний Александра) является не столько этапом в каком-либо процессе, сколько конкретной формой выхода греческого полиса из его кризиса в IV в. до н.э.
  19. арменоведение, эллинизм, ленинградская школа, деколониальный поворот, армянская советская школа эллинистических исследований
    Эллинистические исследования в Армении прошли несколько этапов взлетов и падений. Первое поколение отечественных арменоведов, предуготовившее появление историографии эллинизма в Армении было представлено выдающимися учеными Н. Адонцем, А. Манадяном, Т. Авдвалбегяном и др., но первые специальные исследования по истории эллинизма в Армении принадлежат С.Т. Еремяну, чьи работы на десятилетия определили направление исследований в данной области. Исследования Еремяна по истории эллинизма развивались в русле идей А.Б. Рановича, рассматривавшего эллинизм как этап развития рабовладельческой формации. В дальнейшем эллинистические исследования в Армении были связаны с работами таких крупных антиковедов как Г.Х. Саркисян, А.Г. Периханян, Г.А. Тирацян. Подобно К.К. Зельину, они не рассматривали рабовладение как основной маркер эллинизма, а Армению как классическую рабовладельческую страну средиземноморского типа, но окончательно выбраться из «прокрустова ложа» традиционной для советской историографии «пятичленной» схемы в то время было невозможно. В постсоветский период эллинистические исследования в Армении в силу объективных и субъективных причин пришли в упадок, и теперь приходится восстанавливать утерянные позиции.
  20. фуэро Леона, средневековая Испания, реконкиста, советская медиевистика, А.Р. Корсунский, В.К. Пискорский, О.И. Варьяш, С.Д. Червонов
    Автор рассматривает проблемы русского перевода одного из важнейших памятников средневекового испанского законодательства – фуэро Леона (1017–1020) в связи с социально-политическим и культурным контекстом развития советской медиевистики в 1980-е гг. Исследуются причины обращения к памятнику, выбор текстологической основы перевода, особенности русского текста и структура комментария к нему. Особое внимание уделено понятийной системе как следствию историографических представлений, доминировавших в отечественной науке указанного периода.
  21. Л.М. Баткин, теория и методология истории, отечественная историография, всемирная история, макроистория
    В статье анализируется научное наследие выдающегося российского культуролога Л.М. Баткина (1932–2016) в той его части, в которой очерчен широкий круг теоретико-методологических вопросов современной исторической науки, так или иначе связанных с проблематикой всемирной истории и макроисторическими изысканиями. Исследуется авторская рефлексия на темы истории как инонауки, «методологического нигилизма» части практикующих историков, соотношения микрои макроподходов в изучении прошлого, Большой Истории как Макроказуса, пользы сослагательного наклонения в истории, процесса глобализации и глобальной истории, прогностической функции истории.

  22. В МИРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ


  23. папское правосудие, канонический процесс, судебные практики, паломнические практики, путешествия
    Статья посвящена анализу на материале английских источников практики путешествий к Апостольской курии и обратно с судебными целями. Ставится вопрос о пределах сопоставления таких путешествий с паломническими практиками, а также о влиянии нерегламентированных судебных практик на ход канонического процесса.
  24. иерархия, первенство, “второе Средневековье”, “ядро”, “кольцо”
    В статье рассматривается процесс формализации отношений «первенства» в период «второго Средневековья». В этот период носители одинаковых позиций, между которыми прежде подчеркивались отношения равенства, начали с усердием выстраивать отношения неравенства между собой. Сначала мы рассматриваем те принципы организации групп элит, которые позволяли подчеркнуть равенство или неравенство внутри этих групп. Затем мы останавливаемся на некоторых региональных особенностях построения «иерархий равных» в среде европейских элит.
  25. джентльмен, викторианская эпоха
    В статье анализируется контекст использования понятия джентльмен в XIX в. на материале британской периодики, публицистики и художественной литературы. Показано, что в викторианскую эпоху в содержании понятия происходят значительные перемены, в основе которых – претензии представителей широких слоев населения на статус джентльмена. Сделан вывод о демократизации понятия, связаной с ослаблением к концу XIX в. критерия знатности происхождения.
  26. Февральская революция в России, 1917 год, Прогрессивный блок, Государственная дума, идентичность, образ Другого, диалог культур
    В статье предложен анализ идей либеральных и умеренно-правых лидеров Прогрессивного блока в IV Государственной думе об историко-культурных истоках Февральской революции 1917 г., вызвавшей кризис российской государственности. Разнообразие мнений историков о причинах революционного кризиса того времени обусловливает продолжение дискуссии на эту тему. Важен анализ политической культуры лиц, игравших значительную роль в решении вопроса о власти в то время, выявление их национально-государственных приоритетов, мотивации принятия решений. Реконструированы представления «прогрессистов» о долговременных процессах, имевших революционный потенциал: незавершенность реформ, ориентация монархии на политические традиции, не сложился диалог власти с либеральной общественностью, радикализм левых сил в стране, социокультурный раскол общества, не удалось ввести верховенство закона и др. Выявлены идейно-ценностные основы интерпретации либералами и умеренно-правыми социально-политических процессов, обусловивших Февральскую революцию, а также видение политиками-интеллектуалами национальных приоритетов развития России – взаимодействие государства с общественностью на условии защищенности прав личности.

  27. ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ


  28. историческая наука, методология, историческая лженаука, медиасфера, исторические мифы, историческая память
    Статья посвящена взаимодействию научного и лженаучного исторического знания в медисфере. Методология исследования представлена совмещением языка истории идей и социального конструктивизма на основе терминологического аппарата теории коммуникации. Рассматривая историческое научное знание как элемент печатной медиасферы, авторы исследуют его особенности, приводящие к появлению знания лженаучного, а также устанавливают электронно-медийный характер манипулятивных приемов лженауки. Авторы приходят к выводу о том, что, хотя мифологизирующий потенциал лженауки очень высок, ее роль в формировании исторической памяти остается вторичной по отношению к науке – до тех пор, пока последняя в состоянии обеспечивать общество «надежным» прошлым благодаря качественным историческим исследованиям.
  29. контрфактическое историческое моделирование, обыденное познание, сценарии несостоявшейся истории, проверка сценария
    В статье рассматриваются особенности контрфактического моделирования прошлого применительно к обыденному познанию. Выявляются идеи, лежащие в основе выдвижения альтернативных исторических гипотез и создания описаний потенциального прошлого. Намечаются перспективы совершенствования данной методологии.

  30. К ПАМЯТНЫМ СОБЫТИЯМ И ДАТАМ


  31. Наполеоновские войны, Первая мировая война, политика памяти, историческая память
    Статья посвящена анализу проблематики докладов, представленных на международном научном семинаре, рассмотрению ключевых аспектов размышлений участников дискуссии. В центре внимания – оценки и выводы ведущих специалистов, характеризующие механизмы формирования исторической политики и исторической памяти о наполеоновских войнах и Первой мировой войне.
  32. историко-культурная память, Февральская революция, Октябрьская социалистическая революция, 1917 год, восприятие революции
    Статья посвящена образу событий 1917 г. в историко-культурной памяти современной молодежи. Для исследования особенностей отношения к Февральской и Октябрьской революциям 1917 г. проведено анкетирование студентов липецких вузов.
  33. история дипломатии, история спецслужб, Мюнхенское соглашение 1938 года, технология «цветных революций», П.С. Рыбалко. В.Н. Кашуба
    В статье рассказывается об историко-документальной выставке, которая открылась в Выставочном зале федеральных государственных архивов. Предыстория заключения Мюнхенского соглашения 1938 года предстает под необычным ракурсом – как противостояние разведок СССР, Германии и Польши.

  34. ЧИТАЯ КНИГИ


  35. Шартрская школа, христианская натурфилософия, платонизм, Шестоднев, библейская экзегеза
    Рец. на кн.: Шартрская школа. Гильом Коншский. Философия. Теодорих Шартрский. Трактат о шести днях творения. Бернард Сильвестр. Космография. Астролог. Комментарий на первые шесть книг «Энеиды». Алан Лилльский. Плач Природы / Изд. подг. О.С. Воскобойников, пер. и комм.: О.С. Воскобойников, Р.Л. Шмараков, П.В. Соколов, Отв. ред. М.Ю. Реутин. М.: Наука, 2018.
  36. социальный поворот, эпистемология, научное знание, коммуникация, социальный конструкционизм, реализм, научные войны
    Сегодня философы и ученые ставят вопрос о том, есть ли пределы обусловленности социальностью всего получаемого и анализируемого человеком знания, и предлагают различные стратегии работы с реальностью. Цель таких исследований – решение вопроса о том, как сохранить знание о себе и о мире среди множества социально сконструированных псевдореальностей. Автор анализирует феномен «социального поворота» в философии науки и вопрос о том, является ли современная наука полностью социальным продуктом, учитывая, что социальные нормы в условиях высокой степени информатизации и коммуникации стали подвижными и довольно активно пересматриваются и трансформируются, а политические решения оказывают временами решающее влияние на развитие отдельных отраслей науки и, в конечном итоге, на науку как систему объективного знания.
  37. советская историография, сталинизм, идеологические кампании, “буржуазный объективизм”, “безродный космополитизм”
    Рецензия посвящена монографии В.В. Тихонова, в которой рассматривается влияние на историографию идеологических кампаний второй половины 1940-х – начала 1950-х гг. Рецензент делает замечания относительно структуры работы, принципов отбора и изложения материала, методологических принципов автора.
  38. сталинизм, историческая наука, власть, идеология, советские историки, космополитизм, буржуазный объективизм
    Рец. на кн.: Дубровский А.М. Власть и историческая мысль в СССР (1930-1950-е гг.) (М.: Политическая энциклопедия, 2017. 622 с.); Тихонов В.В. Идеологические кампании «позднего сталинизма» и советская историческая наука (середина 1940-х – 1953 г.) (М.; СПб.: Нестор-История, 2016. 424 с.).
  39. история культуры, Ренессанс, Россия, Европа, диалог культур
    Рец. на книгу: ARS HISTORICA. Сборник в честь Олега Федоровича Кудрявцева / Сост. и отв. ред. А.К. Гладков. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015.
  40. критические исследования терроризма, государственный терроризм, экотерроризм, гендерные исследования, антропология насилия
    Статья представляет обзор «критических исследований терроризма» (CTS) – междисциплинарного направления, возникшего в 2000-е гг. на стыке философии, политологии, истории с целью проблематизировать природу терроризма и его эволюцию в новейшее время. Отталкиваясь от критической теории и постструктурализма М. Фуко, сторонники CTS анализируют механизмы конструирования границы между государственной политикой террора, колониальными восстаниями и широким спектром явлений «нового терроризма», экотерроризма, кибертерроризма, контртеррористическими и миротворческими операциями. Для понимания этого направления особенно репрезентативной представляется «Антология критических исследований терроризма» (2016). Ее анализ позволяет обозначить перспективы CTS, а также внутренние противоречия и теоретические разногласия их сторонников.

  41. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ


  42. биоэтика, этика, ценности, человек, врач, традиции, биоэтическое знание, гуманитарное знание
    В статье анализируются доклады, прочитанные и обсужденные на Круглом столе по проблемам биоэтики 2 октября 2018 г., на кафедре философии и истории медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет).
  43. историописание, раннее Новое время, ренессансная историография, рецепция античного наследия, польза истории идентичность, памфлет
    Обзор круглого стола «Идея истории в европейской интеллектуальной культуре XVI–XVIII вв. Памяти Констанс Блэквелл» (28 ноября 2018 года), организованного Центром интеллектуальной истории и Отделом историко-теоретических исследований Института всеобщей истории РАН.