«И ЗНАЧИТ НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА…»: ПАМЯТЬ О ПОБЕДЕ В СОВЕТСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
“And that means we need one Victory…” memory of the Victory in the Soviet and the Russian school

Исследование выполнено при поддержке Гранта Российского фонда фундаментальных исследований No 18-311-00212 «Коллективная память религиозных сообществ в постсекулярном мире: формы идентичности и социальные практики»

(), ()

Опубликовано в 67-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 99-113

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: История – Память – Идентичность

Линченко А. А., Головашина О. В. «И значит нам нужна одна победа…»: память о Победе в советской и российской школе // Диалог со временем. 2019. Вып. 67. С. 99-113.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/67_9


Ключевые слова: культурная память, коммеморативные практики, гражданская религия, День Победы, солидарность, школа

В статье рассматривается трансформация практик коммеморации 9 мая в школе на примере образовательных учреждений Тамбовской и Липецкой областей. Современный российский опыт анализируется в контексте сравнительного анализа празднования 9 мая в советской школе. Источниками исследования послужили материалы социальных сетей, новостных сайтов школ, а также официальная и нормативная документация школ и отделов образования. На основе идей Э. Дюркгейма, Р. Беллы и Дж. Олика, авторы обосновывают мысль о том, что культ Победы в Великой Отечественной войне продуктивно осмыслять как проявление гражданской религии. Показано, что при сохранении советских форм празднования, в современных условиях меняется их содержание. Выявлено, что для коммеморативных практик Дня Победы в современной российской школе характерна перформативность, подмена идентификацией практик солидаризации, темпоральная инверсия.


Keywords: cultural memory, commemorative practices, civil religion, Victory Day, solidarity, school

The article deals with the peculiarities of the transformation of the May 9 practice of commemoration in modern Russian schools using the example of educational institutions of the Tambov and Lipetsk regions. Modern Russian experience is analyzed in the context of a comparative analysis of the peculiarities of the May 9 celebration in the Soviet school. The sources of the research were materials of social networks, websites of schools, as well as official and normative documentation of schools and departments of education. On the basis of the methodological ideas of E. Durkheim, R. Bella and J. Oliсk, the authors substantiate the idea that the cult of Victory in the Great Patriotic War is meaningfully considered as a manifestation of the civil religion. It is shown that with the preservation of Soviet forms of celebration, their content changes in modern conditions. It was revealed that for the commemorative practices of the Victory Day in the modern Russian school are performativity, substitution of the practice of solidarization with identification, temporal inversion.