ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В СТРУКТУРЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Historical knowledge and historical memory in the structure of historical culture

()

Опубликовано в 67-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 41-54

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: История – Память – Идентичность

Румянцева М. Ф. Историческое знание и историческая память в структуре исторической культуры // Диалог со временем. 2019. Вып. 67. С. 41-54.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/67_4


Ключевые слова: тип рациональности, словарь исторической науки, метаннаратив, ренарративизация, историческая память, коммеморация

Предлагается динамическая модель исторической культуры; ее системообразующими составляющими выступают (1) смена типов рациональности / моделей науки: классическая – неклассическая – постнеклассическая; (2) смена «словарей»: словарь описания и объяснения – словарь интерпретации – словарь репрезентации. (3) модификация нарратива: становление метанарратива – его кризис – ренарративизация, (4) модификации исторической памяти: естественная коммеморация – «места памяти» – искусственная коммеморация. В фокусе исследования – взаимодействие научного исторического знания, исторического нарратива как основной формы презентации исторического знания и исторической памяти от постмодерна к постпостмодерну.


Keywords: type of rationality, dictionary of historical science, metanarrative, renarrativization, historical memory, commemoration

A dynamic model of historical culture is proposed, its system-forming components are (1) a change in the types of rationality / models of science: classical – nonclassical – postnonclassical; (2) a change in “dictionaries”: a dictionary of description and explanation – a dictionary of interpretation – a dictionary of representation; (3) modification of the narrative: the formation meta-narrative – its crisis – re-narrativization, (4) modification of historical memory: a natural commemoration – “places of memory” – an artificial commemoration. The research focuses on the interaction of scientific historical knowledge, historical narrative as the main form of presentation of historical knowledge and historical memory from postmodern to post-postmodern.