ТРАДИЦИИ ПРОПОВЕДИ В АКТОВЫХ РЕЧАХ ПРОФЕССОРОВ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII – ПЕРВАЯ ТРЕТЬ ХІХ В.)
Preaching traditions in the address speeches of university professors in the Russian Empire (second half of the 18th the first third of the 19th c.)

В основу статьи положен доклад на конференции «Проповеди в религиозной и культурной политике и практике России и Европы, XVIII – начало XIX в.» (Германский исторический институт в Москве, 26–27 августа 2016 г.).

()

Опубликовано в 66-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 154-175

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Интеллектуальная история сегодня

Посохов С. И. Традиции проповеди в актовых речах профессоров университетов Российской империи (вторая половина XVIII – первая треть ХІХ в.) // Диалог со временем. 2019. Вып. 66. С. 154-175.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/66_10


Ключевые слова: традиции проповеди, актовые речи, университеты, культурное наследование, риторика

Автор рассматривает проповедь как основу, на которой в последующем происходило конструирование других текстов культуры. В данном случае цель исследования – изучение влияния традиций проповеди на речи профессоров на торжественных актах в университетах Российской империи второй половины XVIII – первой трети ХІХ в. Сравнение осуществляется по таким параметрам как целевая аудитория, структура, тематика, риторика, аргументация, авторитетный топос. Констатируется значительное влияние традиций проповеди на актовые университетские речи. Однако в целом можно утверждать, что в актовых речах профессоров устоявшиеся традиции соединились с риторическими и идейными новациями.


Keywords: preaching traditions, commencement address speeches, universities, cultural inheritance, rhetoric

The author views sermon as a foundation for other cultural texts. In this case, the study is focused on the influence of the tradition of preaching on professorial addresses delivered at University ceremonial occasions in the late 18th – early 19th cc. the following parameters have been compared: intended audience, structure, topics, rhetoric, arguments, topoi. It has been concluded that sermons influenced university orations considerably. However, it can be argued that in the professorial addresses established traditions co-existed with rhetorical and ideological innovations.