ОБРАЗ “ИСТОКОВ ПОЛЬШИ” В РОМАНТИЧЕСКОМ МЕМОРИАЛЬНОМ НАРРАТИВЕ: ФОРМИРОВАНИЕ СОБЫТИЯ
The images of “the origins” of Poland in the romanticist memorial narra-tive: creation of the event

Статья подготовлена при поддержке РГНФ в рамках проекта № 14-01-00357а «Событие и время в европейской исторической культуре XVII – начала XX века»

(), ()

Опубликовано в 56-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 151-171

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Время и событие в исторической культуре XVI – начала XXI века

Васильева В. О., Васильев А. Г. Образ “истоков Польши” в романтическом мемориальном нарративе: формирование события // Диалог со временем. 2016. Вып. 56. С. 151-171.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/56_8


Ключевые слова: событие, нарратив, культурная память, национальная идентичность, польский романтизм, И. Лелевель, З. Доленга-Ходаковский, М. Мохнацкий

Статья посвящена анализу образов «истоков» в польской романтической мысли. «Истоки» рассматриваются как события, созданные интеллектуалами, формиро-вавшими посттравматический нарратив польской национальной памяти по итогам разделов страны во второй половине XVIII века. Работа основана на подходах memory studies, нарративного анализа и идеях московско-тартуской семиотической школы. Показан процесс формирования этнокультурной и государственно-территориальной моделей представления об «истоках» Польши, возникших в кон-тексте культуры романтизма и оказавших влияние на последующую историю поль-ской культуры.


Keywords: event, narrative, cultural memory, "origins", national identity, Polish romanticism, Joachim Lelewel, Zorian Dołęga Chodakowski, Maurycy Mochnacki

The article aims to analyse the images of "the origins" of Poland in the Polish romanti-cism. "The origins" are considered as the historical events created by the Polish intellectu-als in the process of development of post-traumatic memorial narrative after the Partitions in the second half of the XVIII century. The article is based on the approaches of memory studies, narrative analysis and the ideas of the Moscow-Tartu Semiotic School. The pro-cess of creation of two images of «the origins» is revealed. First of them is the image of folk, Slavic, ethno-cultural Polish prehistory, while the second one is the political, state-centered territorial «origin». Both of them appeared in the context of Romanticism and influenced the subsequent history of Polish culture.