ДИАЛЕКТИКА ВОЕННОГО МИФА ЕГОР ЛЕТОВ И (ПОСТ)СОВЕТСКАЯ ПОЛИТИКА ПАМЯТИ
Dialectics of a war myth Yegor Letov and (post)Soviet politics of memory

Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Историческая память и российская идентичность».

()

Опубликовано в 54-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 251-265

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Память и советская идентичность

Корчинский А. В. Диалектика военного мифа Егор Летов и (пост)советская политика памяти // Диалог со временем. 2016. Вып. 54. С. 251-265.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/54_12


Ключевые слова: Великая Отечественная война, коллективная память, политический миф, идеология, национальная идентичность, трагическая политика памяти

Статья посвящена роли мифа в структуре национальной памяти о Великой Отечественной войне, в частности, вопросу о конструктивном потенциале воспоминаний о прошлом для самосознания и самоидентификации последующих поколений. В качестве материала рассмотрен творческий проект Егора Летова (1964–2008) – русского поэта, рок-музыканта и художника, чьи тексты продолжают оказывать большое влияние как на искусство, так и на общественную мысль в России. Показано, как поэтическая работа с клише коллективной исторической памяти (о войне) может способствовать деконструкции политической мифологии, оставаясь при этом в горизонте общенационального военного мифа. Определены отличия (пост)советской политики памяти от мифопоэтических практик освоения прошлого, подобных летовской.


Keywords: Great Patriotic war, collective memory, political myth, ideology, national identity, tragic politics of memory

The article is dedicated to the role of myth in the structure of national memory about the Great Patriotic war, and to the constructive potential of the memories of the past for self-reflection and self-identification of succeeding generations. the study is focused on the project by Egor Letov (1964–2008) – a Russian poet, rock-musician and an artist, whose texts still influence Russian art and thought. It is shown that poetic work with the cliché of collective historical memory (of the war) can help deconstruct a political mythology, while remaining in the context of a national war myth. The characteristics of the (post) Soviet politics of memory are defend, as compared to mythopoetic practices of dealing with the past, like one by Letov.