КУЛЬТ ГЕРОЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: ИЗУЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПАМЯТИ В СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ С. ЧАРНОВСКОГО
Cult of hero and national identity: a study of collective memory in Stefan Czarnowski’s sociology of culture

Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-01-00357а

()

Опубликовано в 49-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 44-65

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Время – История – Память

Васильев А. Г. Культ героя и национальная идентичность: изучение коллективной памяти в социологии культуры С. Чарновского // Диалог со временем. 2014. Вып. 49. С. 44-65.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/49_4


Ключевые слова: memory studies, польская социология, школа Дюркгейма, память, национальная идентичность, коммеморация, Ирландия, Святой Патрик

В статье рассматривается вклад Стефана Чарновского в развитие memory studies. Основные объекты анализа – его книга о Святом Патрике как национальном герое Ирландии (1911) и две статьи – «Прошлое и настоящее в культуре» (1936) и «Воз-никновение и социальные функции истории» (1937). Если книга – это case study, где в ходе исследования конкретно-исторического материала формулируются теоретические положения, то статьи имеют общетеоретический характер. Св. Патрик рас-сматривается Чарновским как национальный герой, а его культ – как система ком-меморативных практик, формирующих национальную идентичность ирландцев. Речь идет о роли культурной памяти в формировании и поддержании национальной идентичности. Наиболее адекватным контекстом современного прочтения статьи «Прошлое и настоящее в культуре» является формирующееся сегодня на стыке с memory studies направление по изучению форм культурной трансмиссии – «тради-циология», Tradierungsforschung и т.п. Незавершенная статья «Возникновение и социальные функции истории» созвучна дискуссиям об исторической политике и соотношении истории и памяти. Таким образом, статья вносит определенный вклад в реконструкцию истории польской национальной школы memory studies.


Keywords: memory studies, Polish sociology, the Durkheim school, memory, national identity, commemoration, Ireland, St. Patrick

The article presents an analysis of Stefan Czarnowsky’s contribution to memory studies. The study is focused on his monograph on St Patrick as a national hero of Ireland (1911) and two article – ‘The past and the present in culture’ (1936) and ‘Emergence and social functions of history’ (1937). The monograph was a case study where theoretical conclu-sions resulted from the analysis of historical material, the articles dealt with theory. Czar-nowsky viewed St Patrick as a national hero, and his cult – as system of commemorative practices that shaped the national identity of the Irish. The scholar studied the role of cul-tural memory in the shaping and preserving of national identity. The adequate context for a contemporary interpretation of the article ‘The past and the present in culture’ is a newly emerging discipline close to memory studies – the study of the forms of cultural transmis-sion, Tradierungsforschung etc. The unfinished article ‘Emergence and social functions of history’ is related to the discussions of historical policies and the correlation between history and memory. Thus, the article contributes to the reconstruction of the history of the Polish national school of memory studies.