НЕПОНИМАНИЕ КАК ФОРМА СОСУЩЕСТВОВАНИЯ РАЗНЫХ ТИПОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Misunderstanding as a form of co-existence of various types of historical knowledge

()

Опубликовано в 46-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 129-145

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: К Юбилею

Маловичко С. И. Непонимание как форма сосуществования разных типов исторического знания // Диалог со временем. 2014. Вып. 46. С. 129-145.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/46_13


Ключевые слова: типы исторического знания, научная история, социально ориентированное историописание, М.Т. Каченовский, «скептическая школа», А.С. Лаппо-Данилевский, история как строгая наука

В статье обращено внимание на сосуществование академического и социально ори-ентированного типов исторического знания в первой половине XIX века на примере историографических дискуссий между «скептической школой» и ее противниками. Автор делает вывод о том, что формой сосуществования разных типов исторического знания стало взаимное непонимание. Понимание может обеспечить не позиция, стремящаяся к «исправлению» другого типа истории, а рефлексия на метауровне науки с точки зрения принципа «признания чужой одушевленности», актуализированного в проблемном поле источниковедения историографии.


Keywords: types of historical knowledge, history as academic discipline, socially-oriented history writing, M.T. Kachenovsky, ‘skeptical school’, A.S. Lappo-Danilevsky, history as science

The article is focused on the co-existence of academic and socially-oriented types of historical knowledge in the first half of the 19th c., viewed through an the example of the ‘skeptical school’ and its adversaries. The author concludes that the form of their coexistence was mutual misunderstanding. Understand-ing could not be provided by a desire to ‘correct’ another type of history but rather it could result from the reflection on the meta-level of the discipline, in the context of the principle of the ‘acknowledgement of the animation of the other’ actualized within the field of the source studies of historiography.