59-й выпуск журнала „Диалог со временем“

Вернуться на главную страницу журнала
Загрузить PDF(PDF)-версию 59-го выпуска
Номер выпуска: 59
Год выпуска: 2017
Страниц: 400
ISSN: 2073-7564

Содержание выпуска


    ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ


  1. неклассическая научная парадигма, математические методы, единичные события, единичная каузальность
    Задача статьи состоит в изучении границ применения неклассической научной парадигмы в исторических исследованиях. Роль названной парадигмы выражается в применении математических методов при анализе пространственно-временны́ х исторических тенденций. Специфические черты историописания – результат внимания, придаваемого единичным событиям.
  2. мир-система, цивилизация, стереопарная конструкция, разлом, фронтир, контактная зона, трансляционный узел, мир-империя, империя-армия
    В статье рассматривается соотношение таких понятий, как мир-система и цивилизация, каждая из которых живет самостоятельной жизнью, сосуществуя во времени и пространстве. Цивилизация – матричное поле и имеет духовную подоснову. Будучи явлением корневым, цивилизация является своего рода константой. Существование мир-системы обусловлено преимущественно социально-экономическими факторами. Между мир-системами существуют линии разлома, на которых происходят конфликты и столкновения. В то же время, на пограничье мир-систем имеются трансляционные узлы, или контактные зоны, вдоль которых селились или традиционно проживали группы людей или целые этносы, обеспечивающие посредническую, медиационную роль между мир-экономиками и мир-империями. Мир-системы и цивилизации могут насильственно объединяться в гиперсистемы – мир-империи, среди которых выделяются самодостаточный, милитаристско-паразитирующий и смешанный типы. Милитаристско-паразитирующие империи могут быть стационарными и кочевыми. Кочевые или бивуачные империи – это империи-армии, которые существуют только в движении. Остановка движения приводит либо к гибели империи-армии, либо к трансформации в одну или чаще несколько стационарных империй, как правило, тоже милитаристско-паразитирующих.

  3. ИСТОРИЯ – ПАМЯТЬ – ИДЕНТИЧНОСТЬ


  4. Россия, Европа, идентичность, образ Другого, диалог культур
    9-11 ноября 2016 г. в Институте всеобщей истории РАН была проведена Международная научная конференция «Россия и Европа: исторический опыт взаимодействия и взаимопонимания. XVIII–XX вв.»2 В работе конференции были выделены следующие тематические направления: Россия и Европа век совместной истории, ментальная география европейского пространства; Конфликты – конкуренция – союзы в международных отношениях: исторический опыт преодоления кризисов в XVIII-XX вв.; Россия в европейских дискурсах и Европа в российских дискурсах, образы России в Европе и их эволюция; Русский европеец: проблема русской идентичности в контексте отношений с Европой; Россия и Европа: пространство образования, науки и культуры. В процессе широких и многоплановых дискуссий выявились новые подходы, намечены пути «общих интересов» в политике, экономике и культуре. Публикуемая ниже статья представляет собой расширенный текст пленарного доклада научного руководителя ИВИ РАН А.О. Чубарьяна.
  5. коллективная память, национальная идентичность, мемориальная структура, бриколаж, история Франции, национальный роман
    В статье осмысливается проблема формирования и трансформации научного подхода к изучению национальной истории во Франции сквозь призму взаимоотношений коллективной памяти и исторической мысли, ищущей профессиональной ясности и научности. Показано, как «работает» память в историографической операции; каким образом исторический нарратив взаимодействует с социальной памятью в национальной исторической памяти. Обсуждается вопрос о роли памяти в формировании национальной идентичности французов в режиме longue durée и в контексте изменяющихся отношений с социальным временем.
  6. советская власть, государственные праздники, демонстрация, 7 ноября, политические настроения, информация ОГПУ
    В статье рассматривается отношение населения России в первые десятилетия советской власти к попыткам власти создать унифицированную эмоциональную атмосферу путем вовлечения его в государственные праздничные торжества. Анализ архивных материалов позволяет выявить широкий спектр отношения масс к внедряемой потестарной идеологии. Донесения осведомителей и сотрудников ОГПУ, информационные сводки о политических настроениях в обществе представляют картину сложного характера диалога власти и общества. Большинство представленных в статье архивных материалов публикуется впервые.
  7. транснациональная история, социалистический лагерь, культурная дипломатия, историческая память, внутриблоковая коммуникация
    На материалах разножанровых источников в данной статье анализируется один из сегментов советской послевоенной культурной дипломатии в европейских странах социалистического лагеря, который условно обозначается автором как «мемориальная дипломатия». В центре исследования находятся концепции конструирования и использования исторической памяти в целях формирования внутриблоковой идентичности, оказания влияния на межгосударственные отношения, преодоления различий во взглядах на события прошлого. Особое внимание уделяется коммуникационным процессам вокруг исторических нарративов социалистического лагеря, а также юбилейной риторике, праздничным ритуалам, мемориалам.
  8. историческая память, социальная мифология, И. Сталин, историческая идентичность
    В статье рассматривается эволюция мифологии образов Сталина в российской исторической памяти в 2000-е гг. Образы Сталина анализируются в контексте трансформации мифов о герое. Метаморфозы мифологемы «Сталин» осмысливаются в контексте трех базовых аспектов анализа исторической памяти: как информационно-коммуникационной системы, как институциональной системы, как системы общественных ценностей и идентичностей. Отдельное внимание уделяется фрагментаризации, рационализации и коммерциализации образов Сталина в политическом, религиозном и экономическом контекстах. Показана роль мифологии Победы и памяти о Великой Отечественной войне в реактуализации образов Сталина.

  9. В МИРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ


  10. антропологический поворот, военная история, история Франции, наполеоновские войны, микроанализ, кросскультурный синтез, наноистория
    Антропологический поворот отразился и на военной истории, из которой выделяется военно-историческая антропология. В историографии о человеческом измерении в военной истории заговорили в 1994–1995 гг. Поворот в антропологизации истории наполеоновских войн (и вообще войн ХIХ в.) произошел лет на пять-семь позднее, чем в истории войн ХХ в. Внимание исследователей теперь концентрируется на культурных и социальных аспектах войны как исторического феномена. При этом «поворот» носит условный характер: сюжеты, которые сегодня считаются визитной карточкой военно-исторической антропологии, зачастую становились объектом внимания раньше всех объявлений о повороте. В конечном итоге, поворот – констатация свершившегося, а не декларация о намерениях.
  11. М.В. Ломоносов, оды, история России, семантика власти, литература и власть в XVIII в.
    Анализ текстов торжественных од М.В. Ломоносова, позволяет судить об эволюции его представлений о характере власти в России. В статье сделан вывод о том, что семантическое поле власти в одах Ломоносова менялось под действием внешних и внутренних факторов. Главные внешние факторы – личность того монарха, которому посвящалась ода, и место самого Ломоносова у трона, внутренние – знакомство с литературой и источниками по истории России, разработка собственной концепции ранней российской истории. Становясь старше, искусней и опытней, Ломоносов ощущал в себе силы и право перейти от восхвалений к наставлению.
  12. русская кампания, межкультурное взаимодействие, историческая память, имагология, Великобритания
    Автор на основе документов Национального архива Великобритании проанализировала роль англичан в русской кампании 1812 г. и истоки формирования их памяти об этой войне. Автор статьи пытается найти ответы на следующие вопросы. Каким образом формировались представления британцев о русской кампании 1812 г.? Какую роль в этом сыграла политика британских правящих кругов? В начале войны британское правительство проявляло недоверие к Александру I, будучи не уверено в намерении России довести войну с Францией до победного конца. После того как победа России все же состоялась, британское правительство, стремясь сохранить и упрочить русско-английский союз, изменило свое отношение. Однако значительная часть политических кругов Лондона в лице парламентариев продолжала сохранять скептицизм по отношению к России, не соглашаясь на предоставление ей какой бы то ни было помощи со стороны Британии. Депутаты упорно объясняли победу России результатом проявления «инстинктивного патриотизма» и варварства.
  13. Первая мировая война, периодическая печать, вражеский плен, риторика зверств, радикализация войны, насилие
    В статье на материалах более двадцати периодических изданий показано, как в России 1914‒1917 гг. складывалась и использовалась риторика вражеских зверств, в основании которой лежали представления об однозначно негуманном вражеском плене. Каталогизируются образы плена, сконцентрированные на страницах центральной, региональной и местной российской печати, а также демонстрируется этапность работы над ними. Автор приходит к заключению, что направление этой работы определялось не только задачей консолидации воюющего общества перед лицом врага. Постоянные апелляции к «ужасам» вражеского плена имели гораздо большее значение, став индикатором предельно прагматичного отношения российской военно-политической элиты к проблеме «жертв войны».
  14. Нокс, мемуары, русская революция 1917 года, русский народ, этностереотипы, колониальные стереотипы
    В статье предпринята интерпретация текста мемуаров А. Нокса «Вместе с русской армией. Дневник военного атташе. 19141917 гг.» с целью реконструкции образа русского народа в восприятии западного очевидца событий Русской революции 1917 года. С помощью методов исторической имагологии осуществлен анализ механизмов влияния культурных норм и этностереотипов, индивидуальных особенностей восприятия, роли революции в формировании интерпретационной стратегии Нокса, показано истолкование им черт русского характера, поведения солдат, офицеров, политических деятелей; его объяснение распространенных автостереотипов русских; проявления в текте признаков колониального дискурса.

  15. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЕГОДНЯ


  16. христианство, временная граница культур, чтение как обращение, Аврелий Августин, разум, вера, чувства, мысль, бессмертие души, герменевтика
    В статье рассматривается феномен «чтения как обращения» в историко-культурном контексте, фиксируется временная граница перехода от античных философских школ к христианскому строению и содержанию текста в Поздней Римской империи. Опыт обращения к Богу через чтение Библии для обретения веры и бессмертия души стал открытием, которое в истории европейской культуры связано с именем Аврелия Августина. На материале текстов Августина («Исповедь» и «Монологи») рассматриваются особенности феномена чтения как обращения: от «захваченности чувствами» в поисках Бога до диалога разума и чувств в обретении веры в текстах периода принятия крещения (387 г.) и полемики с неоплатониками. На этом пути логичен выход к поиску герменевтического толкования библейских текстов.
  17. средневековая историография, Геркулес, Альфонсо Х Мудрый, эпос, повествовательная техника
    В статье исследуется роль истории Геркулеса в средневековых испанских хрониках (Родриго Хименеса де Рада и Альфонсо Х Мудрого, XIII в.) и анализируется процесс складывания при помощи сюжета о Геркулесе легендарной родословной первых испанских королей, ведущих свой род из европейской древности. Способ выстраивания сказания о Геркулесе в «Истории Испании» становится своего рода нарративной моделью других сказаний о легендарных персонажах в хронике, а также помогает уяснить основные повествовательные приемы испанских хронистов и идеологическую цель формирования рассказа об античном герое.
  18. число, диатоника, история музыки, теория музыки, пифагоров строй, музыка Средневековья
    В статье рассматривается история происхождения и формирования семантики числа как философской, теологической, арифметической категории в одной из фундаментальных музыкально-теоретических систем – 7-ступенной белоклавишной шкале. Автор доказывает, что становление диатоники в её современном виде опиралось не только на математические и акустические свойства звука, но имело под собой мировоззренческую базу, основанную на понимании смысла числа и производных от него пропорций как основы сущего. Генезис суперсимметричности диатонической системы включает несколько уровней научного знания, среди которых музыкальнотеоретический не может претендовать на исключительность. Высокая степень упорядоченности диатоники возникла из сплава характерных черт ментальности, формировавшегося в течение нескольких исторических эпох. В процессе исследования возникла необходимость провести аналогии с некоторыми постулатами древнеиндийской религиозной философии, относимыми официальной наукой к разряду эзотерических, и попытаться включить их в академический обиход. Проблема ставится на стыке истории, философии и теоретического музыкознания. Подобный подход был предложен в начале ХХ в. А.Ф. Лосевым, рассматривавшим музыку не только как вид искусства, но как озвученную философию числа, его значения в качестве некой всеохватной категории, отражающей мировой порядок и симметрию.
  19. библиотека, книжный клуб, Филадельфийское библиотечное общество, Чарльстонское библиотечное общество, «Литературная Республика», «революция чтения», общественное мнение
    В статье рассмотрен вопрос о роли, которую сыграли библиотеки в процессе формирования «Литературной Республики» североамериканских колоний Великобритании накануне Войны за независимость. Исследован процесс появления в колониальной Америке первых публичных подписных библиотек – Филадельфийской, обязанной своим созданием, в первую очередь, Бенджамину Франклину, и Чарльстонской, которые сохранили в своих архивах богатейший материал о первом этапе собственной истории. Сделан вывод о том, что библиотеки создавали в североамериканском обществе совершенно новую сферу «публичного пользования разумом», что вело со временем к зарождению феномена общественного мнения.
  20. Литературно-художественный кружок, Кружок поэтов и писателей в Сан-Франциско, издатель и литератор Пётр Балакшин
    Настоящая статья, основанная на зарубежных источниках и литературе, посвящена деятельности Литературно-художественного кружка (1923–1970-е гг.) и Кружку поэтов и писателей в Сан-Франциско, его деятелям и изданиям. Если первый сборник, «Дымный след», был издан в 1925 г., то последний, «Русская женщина в эмиграции», увидел свет в 1970 г. В приложении даны биографии деятелей печати и сведения по отдельным издательствам.
  21. модернизация на Востоке, Бенгальское Возрождение, общественная мысль, феномен «открытия Индии», индийская история, историческая память, историческое исследование
    Открытие индийской истории представляет собой важную часть феномена «Открытия Индии» (Дж. Неру) в общественной мысли Бенгальского Возрождения XIX – первой трети XX в. Процесс и результаты открытия индийской истории описаны в статье на основе анализа оригинальных источников. В поисках путей и средств развития Индии в мире «модернити» бенгальские мыслители от Раммохана Рая до Ромешчондро Дотто и Рабиндраната Тагора открывают индийское прошлое для настоящего и будущего своей страны. В этом интеллектуальном феномене присутствует два аспекта. Первый – теоретический и философский, заключающийся в многочисленных попытках исследования истории Индии бенгальскими интеллектуалами и в генезисе общих идей философии индийской истории. Второй – практический, воплощенный в инструментальном применении исторических данных в реформаторской и творческой работе в образовании, культуре и политике. Процесс исследования индийской истории развивается с 1840-х гг. по трем векторам: 1) создание общего позитивного образа индийской истории; 2) осмысление различных ее тем и 3) стремление представить историю Индии с древности до современности. Результатами открытия индийской истории стало формирование исторической памяти как части национально-культурного сознания, теоретикометодологических основ профессионального изучения истории и интеграция нового исторического сознания в индийскую культуру.

  22. ПУБЛИКАЦИИ И ПЕРЕВОДЫ


  23. Императорское Православное Палестинское общество, интеллектуальная история, история библиотек, история науки
    Статья посвящена истории поступления библиотечного собрания Императорского Православного Палестинского общества в научную библиотеку Государственного музея истории религии (1920-1954 гг.). Коллектив авторов сумел проследить судьбу библиотеки, собрав документы в академических архивах (из Архива РАН в Москве, Санкт-Петербургского филиала АРАН, архива Института истории материальной культуры, Архива востоковедов Института восточных рукописей РАН). Публикуемые документы позволяют реконструировать основные этапы истории передачи библиотеки, проследить динамику ее состава.
  24. Исторический факультет МГУ, И.М. Бружеставицкий, «борьба с космополитами», А.И. Неусыхин, Р.А. Авербух, Е.А. Степанова, Светлана Сталина
    Публикуется глава из неопубликованных мемуаров участника Великой Отечественной войны, историка, директора Тверского объединенного музея Израиля Моисеевича Бружеставицкого (1922–2006). В главе, посвященной учебе автора на историческом факультете МГУ в 1945–1949 гг., даны характеристики профессорскому составу, описана студенческая жизнь в контексте политических событий в стране.

  25. ЧИТАЯ КНИГИ


  26. Н.П. Анциферов, путешествия в Италию, воспоминания об Италии, А.И. Добкин, caravan russo
    Статья представляет собой рецензию на новое издание воспоминаний известного историка Николая Петровича Анциферова «Отчизна души моей. Воспоминания о путешествиях в Италию».
  27. А.Ю. Карпов, Владимир Мономах, хроника, источники, комментарии, легенда, идеализация
    В контексте развития историографии, посвященной великому киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, рассматривается работа А.Ю. Карпова «Великий князь Владимир Мономах». Показаны как достоинства книги, так и некоторые ее недостатки, в частности определенная идеализация главного героя, вытекающая из недостаточно критического отношения к летописным источникам.
  28. российское и зарубежное кинематографическое искусство, «гиперреальность», «прекрасная эпоха», модерн, Пермская губерния, история повседневности, интеллигенция
    Данная работа представляет собой рецензию, составленную в жанре историкофилософского эссе, на монографическое исследование, посвященное изучению кинематографа как транслятора ценностей стиля модерн в жизнь российского города на примере Пермской губернии конца XIX – начала XX в. Предпринята попытка оценить вклад автора книги в осмысление театрально-кинематографического искусства как социокультурного феномена – проводника и одновременно конструкта «прекрасной эпохи», а также обозначить некоторые дискуссионные проблемы идейно-теоретического характера.

  29. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ


  30. текст, источник, интерпретация; мировая культура, историческая память, Россия, Венгрия, кросскультурный диалог, наследие
    В статье обозначены проблемы, связанные с «чтением», «пониманием» и интерпретацией отражающих важные культурные события России и Венгрии источников, положенных в основу исследовательского проекта РФФИ «Россия и Венгрия в мировой культуре: источник и его интерпретация в исследовательской парадигме XXI в.».
  31. историческая память, историческая наука, коммеморации, историческая культура, темпоральность, событие, идентичность, диалог культур
    В статье рассмотрены итоги Международной научной конференции «История, память, идентичность: теоретические основания и исследовательские практики» (Москва, 3-4 октября 2016 г.), представлен широкий круг проблем, поставленных докладчиками и подвергнутых обсуждению в ходе состоявшихся дискуссий, отмечены теоретические новации и позитивные сдвиги в разработке интердисциплинарных предметных полей и эффективных исследовательских стратегий.