39-й выпуск журнала „Диалог со временем“

Вернуться на главную страницу журнала
Купить печатное издание
Загрузить PDF(PDF)-версию 39-го выпуска
Номер выпуска: 39
Год выпуска: 2012
Страниц: 432
ISSN: 2073-7564
ISBN-10: 5-9710-0481-6
ISBN-13: 978-5-9710-0481-3
Тема выпуска: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, ДУХ НАРОДА И ОБРАЗ ДРУГОГО: СПОСОБЫ ОПОЗНАНИЯ И ОПИСАНИЯ

Содержание выпуска


    ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ



  1. НАРОДНЫЙ ДУХ, НРАВ, ХАРАКТЕР


  2. национальный характер, идентичность, диалог культур
    В статье анализируются концепты «национальный характер» и «образ Другого». Особое внимание уделяется проблемам изучения межкультурного взаимодействия, а также этнической и национальной идентичности. Автор подчеркивает, что историческое содержание оппозиций «мы – они», «свой – чужой» имеет фундаментальное значение для раскрытия специфики формирующей их культуры и ее самосознания.
  3. Петрарка, нация, культурный патриотизм, Италия
    Анализ сочинений «О средствах против превратностей судьбы», «Путеводитель к Гробу Господа нашего Иисуса Христа», «Против того, кто хулит Италию» позволяет выяснить частоту и смыслы названия «Италия», понятий «родина», «отечество», «нация», «национальность», «италик». Вывод: большой вклад в утверждение чувства нации гуманист внес своей собственной жизнью и культурным патриотизмом; гипотезы: о значимой роли культурного прошлого и интеллектуалов в формировании национального характера и традиций.
  4. «русский народ», империя, православие, визуальные образы
    В центре внимания автора – соотношение этнического, национального и имперского в пространстве «визуального народоведения» Российской империи XVIII – первой четверти XIX в. Представлены результаты, полученные в ходе деконструкции графических репрезентаций, структурирующих человеческое разнообразие империи.
  5. национальный характер, образ страны, травелог, патриотический дискурс, К. Мориц, культурная этнография, К. Фокс
    В статье поставлен вопрос о константности и/или изменчивости национального характера. Как воспринимался национальный характер англичан в конце XVIII – начале XIX в. и как такое восприятие соотносится с современными представлениями? Для анализа взглядов современников использованы некоторые труды представителей британской «моральной философии» начала XIX в. и сочинение немецкого путешественника К. Морица, посетившего Англию в 1782 г. Автор сравнивает представленные в тексте зарисовки манер, стиля общения и поведения англичан, юмора, патриотизма, кухни, одежды с выводами, содержащимися в исследовании К. Фокс (2004), выполненном в жанре «культурной этнографии».
  6. травелог, британцы, путешествия в Россию
    В статье анализируются сочинения британцев о поездках в Россию в 1820–1840-х гг. Показано, что этническая принадлежность западноевропейских путешественников не столько определяла различия в их восприятии России и характера русских, сколько обуславливала цели опубликования травелогов и способ подачи материала. Особое внимание уделяется изучению мотивов публикации «путешествий», использования трафаретных сюжетов и своеобразия художественных приемов.
  7. филологическая культура, славистика, интеллектуальный проект, идеология, идеологема, нациестроительство, русский стих, национальный характер
    В статье представлена реконструкция замысла и культурных практик преобразования империи, выработанных «Вольным Обществом любителей словесности, наук и художеств», члены которого за 14 лет до создания пушкинского «Арзамаса» и его знаменитого столкновения с шишковистами начинают воплощать свой проект новой филологической культуры для России.
  8. литература путешествий, африканские травелоги, империя, викторианская Англия
    В статье исследуются особенности создания и восприятия британской литературы путешествий об Африке в 1850-е – 1870-е гг. Рассматривается специфика африканских травелогов как жанра, находящегося на стыке науки и литературы, анализируется трансформация языка литературы путешествий в викторианский период.
  9. национальный характер, славянское возрождение, «народность», литература путешествий
    Разработка понятия «славянский характер» на русской почве рассматривается в контексте дискуссии о «народности» первой половины XIX в. и позиционирования интеллектуальной элиты в инославянском окружении. В настоящей статье сделан акцент на натуралистических моделях «национальной антропологии» исследуемого периода, а также на визуальных эффектах, которыми она пользовалась. Обращение к героическим образцам «славянского характера», распространенного на Балканах, явилось аргументом в пользу активного полюса «русской души».
  10. история Российской империи XIX в., этничность, национальный характер, нрав народа, этнография в России
    В статье рассматривается содержание и функционирование концептов «национальный нрав / национальный характер», «нравы», «национальная психология» в различных областях гуманитарного знания в российской науке второй половины XIX в. Они анализируются с точки зрения формирования концепции этничности. В центре внимания – этнографические описания народов Российской империи.
  11. литературные путешествия, «толстые» журналы, географические образы, образы путешествий
    Статья посвящена изучению роли общественно-политических ежемесячников в популяризации литературного «освоения» Сибири и характеристике содержания географических образов путешествий в регион на страницах «толстых» журналов.
  12. пространство, образ Европы, русские историки
    В статье по письмам, дневникам, воспоминаниям раскрываются особенности восприятия европейского пространства русскими историками второй половины XIX века. Анализируются цели, задачи и маршруты их заграничных путешествий.
  13. историческая память, Россия, народ, нация, интеллигенция
    Статья посвящена формированию в сознании российского образованного общества XIX – начала ХХ вв. стратегий коллективной идентичности, связанных с понятиями нации или трудового народа-демоса. Исследована трансформация романтического нарратива в российской культуре, где роль врага-угнетателя обычно отводилась не иноземным захватчикам, а собственному деспотическому государству. Показано, что обращение науки и искусства к темам раскола и «русского бунта» способствовало особому пониманию категории «народ»: как совокупности тех, у кого существовало свое представление о народной Правде, и кто готов был отстаивать этот идеал.
  14. турист, гостиница, кафе, восприятие, досуг, Австро-Венгрия
    В статье показано восприятие российскими путешественниками Вены и Будапешта. Вену посещали чаще, что отразилось на количестве и содержании текстов. Автор приходит к выводу, что в большинстве случаев у российских путешественников формировался положительный образ столиц Австрии и Венгрии, особенно в начале ХХ века. Данный образ выступал в качестве эталона для развития городов России.
  15. Тойнби, Россия, цивилизационный подход, травелог, Транссиб, советская власть, Москва
    Статья посвящена малоизвестной странице биографии А.Дж. Тойнби – его путешествию из Китая в Европу через территорию Советского Союза в 1930 г. Эта поездка непосредственно предшествовала началу работы Тойнби над «Постижением истории», и впечатления от увиденного существенно повлияли на концептуальную основу главного труда его жизни. В статье предпринята попытка рассмотреть предысторию данного путешествия и проанализировать те сдвиги в мировоззрении Тойнби, которые стали следствием знакомства с советской действительностью.
  16. историография, медиевистика, история концептов, интеллектуальная биография, научные школы, история Италии
    Статья посвящена перекличке тех актуализируемых образов прошлого, которые создавались в исторической науке Италии и России в периоды развития и господства тоталитарной идеологии. Однако речь не идет о простой связи между школами разных национальных историографий или прямом осознанном заимствовании, скорее, можно говорить об интеллектуальных параллелях.
  17. национализм, насилие, демократия, колониализм, гуманизм, постколониальные исследования, Ранаджит Гуха, Шахид Амин, Парта Чаттерджи
    В статье показано, как исторический контекст дискуссий о национализме в 1980– 1990-е гг. повлиял на изменения в подходах к данной проблематике, и как эти трансформации стали, в свою очередь, предметом критики со стороны историков, относящихся к направлению «постколониальные исследования». Особое внимание уделено позиции Ранаджит Гухи, Парты Чаттерджи, Шахида Амина по вопросу о трактовке и способах репрезентации межнационального и межэтнического насилия.

  18. «СВОЙ» – «ЧУЖОЙ» – «ДРУГОЙ»: ЕСЛИ НЕ ДРУГ, ТО ВРАГ?


  19. греко-варварский антагонизм, этнокультурные стереотипы, эллинистическая историография, Посидоний Апамейский
    В статье исследуется специфика эллинистического исторического нарратива в его отношении к устойчивым этнокультурным стереотипам античной историографии. В центре внимания – тексты Посидония Апамейского. Многочисленные фрагменты его «Историй» позволяют говорить о том, что Посидоний не ограничивался воспроизведением привычных при описании варваров клише, и преодоление им этих клише основывалось не столько на позиции историка и этнографа, сколько на философско-этической концепции стоика-энциклопедиста.
  20. Древняя Русь, степь, половцы, летописание, восприятие Другого
    Отношения Древней Руси и степи являются одним из важнейших «мест памяти» в российской истории. Историография Нового времени диктует восприятие этих отношений как однозначного противостояния. Однако с точки зрения современников ситуация была более сложной. Изучение характеристик и функций, приписываемых половцам в летописных текстах, позволяет увидеть многоплановость и неоднозначность русско-половецких отношений XI–XII вв.
  21. Нормандское завоевание, англосаксы, нормандцы, этническая самоидентификация, социальная самоидентификация
    В статье рассматриваются «парадоксы» англо-нормандского взаимовосприятия и их воздействие на некоторые аспекты этнической и социальной самоидентификации нормандской аристократии в Англии после Нормандского завоевания 1066 г.
  22. англиканизм, ирландские католики, «протестантское господство», антикатолицизм, якобитизм, британская идентичность
    В статье рассматривается процесс создания англиканами негативных стереотипов «враждебных ирландских католиков» в период после Ирландского восстания 1689– 1692 гг. и до начала правления Ганноверов (1714). Автор рассматривает образ «врага» в религиозных и политических текстах этого времени как важный элемент идеологии «протестантского господства» в Ирландии и, одновременно, выражение отношения этноконфессионального меньшинства к иным социальным общностям.
  23. Россия, источники, описания путешествий, историография
    У. Кокс полагал, что Лжедмитрий I был настоящим царевичем Дмитрием, и писал о России конца XVIII в. как о стране варварской, критиковал Петра I, а возможные в будущем перемены связывал с именем Екатерины II. Оценки Кокса оказались «чужими» и даже опасными для царствующего дома Романовых, входили в противоречие с представлениями отечественных историков конца XVIII – начала XIX в. и с концептуальными построениями ученых советского периода.
  24. Россия, гувернантки, межкультурная коммуникация, стереотипы
    Цель статьи – сравнить впечатления о России двух британских гувернанток, трудившихся в нашей стране с интервалом почти в сто лет (в 1730-е и 1820-е), выяснить, что было устойчиво-стереотипным в восприятии России у лиц одного профессионального круга, а что зависело от личных качеств (образовательного ценза, готовности к восприятию нового, любознательности и т.п.) самой иностранки.
  25. нативизм, антикатолические настроения, ксенофобия, заговоры, политическая борьба, Американская партия
    В статье рассмотрен нативизм в США накануне Гражданской войны. Понятие «нативизм» использовалось для различения урожденных американцев и новых иммигрантов «первого поколения». Он был также связан с антикатолицизмом, который приобрел для американцев особую остроту в связи с войнами с Францией, Испанией, существованием «папской угрозы» для Нового Света и достиг пика в 1830–1850е гг. на фоне усиливавшихся дебатов по вопросу о рабстве.
  26. досуг, культур(аль)ная история, идентичность, повседневность
    Сфера досуга российского провинциального города второй половины XIX – начала XX в. рассматривается в статье как пространство интенсивной коммуникации горожан и городских групп, их спора о содержании и формах досуга, как пространство формирования и поддержания идентичностей. Указанные процессы изучены на примере Казани – крупного губернского города в центре России, с пестрым социально-сословным и национально-конфессиональным составом населения.
  27. советский человек, плакат, идентификация, стереотип, когнитивное пространство, образ врага
    В статье представлен подход к проблеме идентификации советского человека в культуре 1920-1930-х гг. через анализ культурных стереотипов, связанных с созданием плакатных образов врага, таких как «капиталист» и «интеллигент». Наряду с выявлением признаков, по которым происходило противопоставление советского «мы» враждебному «они», целью статьи является рассмотрение символического пространства советской культуры, определяемого визуальным соотношением образа врага и образа героя в рамках плакатного произведения. Анализируется вклад плакатного искусства в конструирование когнитивного пространства советского человека.
  28. Великобритания, шпионские романы, общественное мнение, образ врага, холодная война
    В статье рассмотрены некоторые инструменты пропаганды, используемые для формирования образа врага, на примере английских шпионских романов периода холодной войны, прослежена их взаимосвязь с историческим контекстом, с основными направлениями британской политики того времени.
  29. национальный букварь, Татарстан, национальная идентичность, визуализация, деконструкция текста
    В статье на примере визуального ряда татарского национального букваря «Алифба» показана специфика репрезентации «своих» и «других» в учебном тексте, предназначенном для самой младшей возрастной категории учащихся. Путем сопоставления позднесоветских и ранних постсоветских учебников прослежена трансформация в них образа «другого», механизмы его представления, замещения и вытеснения, конструктивная и конструирующая роль «инаковости» в наделении детей национальной идентичностью. Показано влияние политической и социокультурной ситуации в Татарстане конца 1980-х – 1990-х гг. на содержание визуальных текстов и соотношение в них национального и постсоветского дискурсов.
  30. интеллектуальная история, пределы репрезентации, предельные события, социальная идентичность, диалог
    В статье рассматривается полемика представителей американской интеллектуальной истории (М. Джея, Д. ЛаКапры, Э. Сантнера, Х. Уайта, Ш. Фелман) о способах формирования идентичности в контексте оппозиции своего и чужого. Общей установкой большинства исследователей в этой полемике становится признание некоего полупрозрачного барьера между своим и чужим — границ репрезентации прошлого.