«ВСЯКОЕ ИСКУССТВО ЕСТЬ ПОДРАЖАНИЕ ПРИРОДЕ»: ИСТОРИЯ ИДЕИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
“All art is an imitation of nature”: history of the idea and modernity

()

Опубликовано в 71-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 83-88

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Перекрестки интердисциплинарности

Царегородцев С. С. «Всякое искусство есть подражание природе»: история идеи и современность // Диалог со временем. 2020. Вып. 71. С. 83-88.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/71_9


Ключевые слова: история мысли, политика, идеология, мировоззрение, социальнополитические идеи

В статье, на примере крылатого латинского выражения «Omnis ars imitatio est naturae», показана историческая преемственность идей античного Рима и Европы эпохи Возрождения. Мысли Сенеки (младшего) о том, что человеческое счастье заключается не в материальных благах, а в том, чтобы жить сообразно с законами природы, нашли продолжение в трудах Марка Аврелия, который считал, что всякое искусство, лучшие образцы человеческого творчества являются, по сути, отражением подлинной природы вещей, подражают природе, максимально возможно сообразуясь с ее законами. Опираясь на эту идею, Ф. Бэкон описал ее в качестве правила, которым нужно руководствоваться в практической, политической деятельности. В статье раскрывается рационально-инструментальный смысл этого правила и его актуальность.


Keywords: history of thought, politics, ideology, worldview, socio-political ideas

The article, setting the aphoristic Latin quotation “Omnis ars imitatio est natūrae” as an example, shows the historical succession of the ideas of ancient Rome and Renaissance Europe. The thoughts of Seneca (junior) that the height of human happiness does not lie in material wealth, but in living in accordance with the laws of nature, found their continuation in the oeuvre of Marcus Aurelius, who believed that all art, the best examples of human creativity were, in essence, a reflection of the true nature of things, imitating nature, as much as possible in accordance with its laws. Based on this idea, the outstanding English scientist and politician F. Bacon described it as a rule that should be guided in practical, political activity. The article reveals the rational and instrumental meaning of this rule and its relevance.