ОТ РАЯ ЗЕМНОГО К РАЮ НЕБЕСНОМУ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГРАНИЦАХ ПОТУСТОРОННЕГО МИРА В ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ И РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
From Paradise to Heaven: representations of the borders of the Other world in the Late Antiquity and the Early Middle Ages

Публикация подготовлена в рамках НИР Н-405-99 «Viatores, vagantes, hostes: практики и образы странствий в высоких культурах Средиземноморья», реализуемой ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

()

Опубликовано в 69-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 118-131

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Конструируя периферию…

Обидина Ю. С. От Рая земного к Раю небесному: представления о границах потустороннего мира в Поздней Античности и Раннем Средневековье // Диалог со временем. 2019. Вып. 69. С. 118-131.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/69_9


Ключевые слова: поздняя Античность, раннее Средневековье, христианство, потусторонний мир, грех, покаяние, Рай земной, Рай небесный, царство Божье

В статье рассматривается эволюция взглядов на границы потустороннего мира на рубеже Античности и Средневековья. Автор показывает, что эволюция представлений о локализации одного из аспектов потустороннего мира – Рая, привела к превращению смерти из «проблемы» в «возможность». Отмечается, что к VII в. появляется новый стиль христианского миропонимания, оперирующий качественно иными образами посмертного воздаяния и локализации Рая. Изобилие Рая, лежавшее близко к этому миру и связанное с царством Божьим было утрачено под воздействием усиления внимания к проблемам заслуг, греха, идентичности.


Keywords: Late Antiquity, Early Middle Ages, Christianity, other world, sin, penance, Paradise, Heaven, the kingdom of God

The article discusses the evolution of views on the boundaries of the other world at the turn of antiquity and the Middle Ages. The author demonstrates that the evolution of ideas about the localization of one of the aspects of the other world, Paradise, led to the transformation of death from a “problem” into a “possibility”. It is noted that by the VII century а new style of Christian understanding of the world appears, operating with qualitatively different images of the posthumous reward and localization of Paradise. The abundance of Paradise, which lay close to this world and was connected with the kingdom of God, was lost under the influence of increased attention to the problems of merit, sin and identity.