МЕНТАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: ТЕОРИЯ ЧЕТЫРЕХ ЦАРСТВ В СОЧИНЕНИЯХ ХРИСТИАНСКИХ АВТОРОВ V–VII ВВ.
Mental geography of the early Middle Ages: the Four monarchies theory in the works of Christian authors of the V–VII cc.

()

Опубликовано в 69-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 73-89

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Воображая пространственный опыт Другого

Ващева И. Ю. Ментальная география раннего Средневековья: теория четырех царств в сочинениях христианских авторов V–VII вв. // Диалог со временем. 2019. Вып. 69. С. 73-89.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/69_6


Ключевые слова: ментальная география, теория четырех царств, Сульпиций Север, Павел Орозий, Мовсес Хоренаци, Себеос, историческая мысль раннего средневековья

Статья посвящена проблемам интерпретации пространственных представлений в текстах христианских историков раннего Средневековья. Эти представления зачастую вызывают недоумение у современного читателя и объясняются отсутствием научного мышления. Однако в оптике ментальной географии многие такие «ошибки» или «странности» выглядят весьма привлекательными для исследователей. Обращаясь к практикам толкования библейской Книги Даниила и связанной с ними концепции четырех царств, автор статьи пытается выявить особенности осмысления данной теории в текстах Павла Орозия, Мовсеса Хоренаци и Себеоса, а также определить степень ее востребованности в трудах христианских авторов V–VII вв.


Keywords: mental geography, the theory of the Four Monarchies, Sulpicius Severus, Paulus Orosius, Movses Khorenatsi, Sebeos, historical thought of the Early Middle Ages

The article deals with the problems of interpretation of spatial representations in the texts of Christian historians of the early Middle Ages. These ideas are often puzzling for the modern reader and are explained by the lack of scientific thinking. However, in the optics of mental geography, many of these “errors” or “oddities” look extremely attractive to researchers. Turning to the practice of interpreting the biblical Book of Daniel and the related concept of the four kingdoms, the author of the article tries to identify the features of the interpretation of this theory in the texts of Orozius, Khorenatsi and Sebeos, as well as to determine the degree of its demand in the works of Christian authors of the V–VII cc.