КРИВЫЕ ЗЕРКАЛА АВАНГАРДА: УТОПИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ СОВЕТСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Distorting mirrors of the avant-garde: utopian projections of Soviet civilization

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта No 19-311-90062.

(), ()

Опубликовано в 69-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 237-250

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Интеллектуальная история сегодня

Паниотова Т. С., Романенко М. А. Кривые зеркала авангарда: утопические проекции советской цивилизации // Диалог со временем. 2019. Вып. 69. С. 237-250.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/69_18


Ключевые слова: русский авангард, утопия, советская цивилизация, «места памяти», «пространства памяти»

Авторы рассматривают искусство русского авангарда 1920-х гг. как своеобразный депозит «мест» и «пространств» памяти становящейся советской цивилизации. Такой ракурс исследования стал возможен на стыке двух парадигм: утопической и парадигмы памяти. Первая позволила проанализировать дискурс, сформированный утопическими идеями авангардистов о «новом мире»; вторая – рассмотреть культурные тексты авангардистов в качестве «мест» (П. Нора) и «пространств» (А. Ассманн) памяти о рождении советской цивилизации как «нового мира». В статье представлены образы-модели нового мироустройства: общинно-патриархального, при этом технократического и находящегося в удивительном первозданном единении с природой сверхгосударства (В. Хлебников), совершенного беспредметного мира, созданного на основе нивелирования индивидуальных черт (К. Малевич), а также конструктивистские концепции гармонично организованной среды обитания и нового типа жилища как важнейшего условия становления нового общества и формирования «нового человека». Искусство авангарда, став «пространством памяти» о Еще-Не-Бытии, но реально-возможном (Э. Блох), в символической и функциональной формах отражало процесс становления советской цивилизации.


Keywords: the Russian Avant-Garde, utopia, the Soviet civilization, “sites of memory”, “spaces of memory”

The article considers the Russian avant-garde of the 1920s as a special deposit of “sites” and “spaces” of the memory of the emerging Soviet civilization. This view of the study is possible at the junction of two paradigms: the utopian one and the paradigm of memory. The first one allowed to analyze the discourse formed by the utopian ideas of the avant-garde about the “new world”; the second one – to consider the cultural texts of the avant-garde as “sites” (P. Nora) and “spaces” (A. Assmann) of memory of the birth of Soviet civilization as the “new world”. The article deals with the images-models of the new world order: communal, patriarchal and technocratic and superstate achieving the pristine union with nature (V. Khlebnikov); ideal non-objective world created on the basis of leveling any individual traits (K. Malevich); constructivist concepts of harmoniously organized habitat and a new type of housing as the most important conditions for the formation of a new society and a "new man". The authors suggest that the art of the avant-garde, having become a "space of memory" about Not-Yet-Being but the Really-Possible world (E. Bloch), reflected the process of formation of the Soviet civilization in symbolic and functional forms.