«СКАЗ О ТОМ, КАК ЛЕНИН ВЫЛЕЧИЛ БАБКУ АГРАФЕНУ». ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНАЯ МИСТИФИКАЦИЯ И ЕЕ СМЫСЛЫ
“A Tale about how Lenin cured old woman Agrafena” historical and literary mystification and its meanings

Публикация подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект No 19-18-00221 «Эго-документы: межисточниковые диалоги о России первой половины XX в. в историко-литературном контексте» (рук. Н.В. Суржикова).

(), (), (), ()

Опубликовано в 68-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 388-403

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Публикации и переводы

Граматчикова Н. Б., Литовская М. А., Михалев Н. А., Суржикова Н. В. «Сказ о том, как Ленин вылечил бабку Аграфену». Историко-литературная мистификация и ее смыслы // Диалог со временем. 2019. Вып. 68. С. 388-403.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/68_34


Ключевые слова: эго-источники, крестьянский мир, «народная письменность», историко-литературная мистификация, псевдофольклор, модернистская эстетика, культ Ленина, религиозный дискурс

В публикации актуализируется обозначившаяся в 1920-е гг. проблема поиска путей и форм диалога между большевистской властью и деревней. Перевод на понятный крестьянину язык идеологических установок нового политического режима потребовал наладить «разговор» с деревней, что привело к увеличению числа самоописательных нарративов сельчан. Наряду с этим, однако, стали появляться и псевдофольклорные произведения, созданные профессиональными литераторами. Как показано на примере одного из них, «Сказа о том, как Ленин вылечил бабку Аграфену», функционал таких историко-литературных мистификаций состоял, помимо прочего, в формировании посмертного мифологизированного образа В.И. Ленина. Анализ ретроспективного источника показывает, что к середине 1920-х г. этот образ в целом уже был очерчен, но при этом недостаточно убедителен в своих деталях. Будучи феноменом переходного периода, «Сказ...» запечатлел невозможную позже травестию сакрального и профанного, а также недоформулированность актуальных и перспективных агитационных установок. Кроме того, ретроспективный источник интересен и важен как олицетворение предчувствия близкой тотальной советизации крестьянского мира, идеи которой уже просочились в публичное пространство.


Keywords: ego-sources, peasant world, “folk writing”, historical and literary mystification, pseudo-folklore, modernist aesthetics, Lenin cult, religious discourse

The publication actualizes the problem of finding ways and forms of dialogue between the Bolshevik government and the countryside that revealed itself in the 1920s. The translation of the new political regime’s ideological guidelines into a language understandable to the peasant demanded that a “conversation” with the countryside be established, which led to an increase in the number of self-descriptive narratives of the villagers. Along with this, however, pseudo-folklore works created by professional writers began to appear. The example of one of them, “A Tale about how Lenin cured old woman Agrafena”, demonstrates that the functionality of such historical and literary hoaxes consisted, among other things, in taking shape of V.I. Lenin’s posthumous mythologized image. Analysis of the retrospective source shows that by the mid-1920s, this image in general has already been outlined, but it was not convincing in its details. Being a transitional phenomenon, “A Tale ...” captures travesty of the sacred and the profane that would be impossible later, it also indicates the lack of formulation of current and future propaganda guidelines. In addition, this retrospective source is interesting and important as it embodies a premonition of the impending total Sovietization of the peasant world, which ideas have already been leaked into public space.