ДРАМЫ ПИРАНДЕЛЛО В ИСТОРИИ ЖАНРА
Dramas by Pirandello in the history of the genre

Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации "5-100".

()

Опубликовано в 67-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 291-298

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: История и литература

Андреев М. Л. Драмы Пиранделло в истории жанра // Диалог со временем. 2019. Вып. 67. С. 291-298.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/67_22


Ключевые слова: Л. Пиранделло, драма, театр в театре

XIX век в истории драматургии – время формирования драмы как «среднего» жанра, снимающего прямую оппозицию трагедии и комедии и синтезирующего ряд их признаков в новом жанровом образовании. В репертуарной практике это жанровое превращение сказалось в превалировании сюжетов, эксплуатирующих тему супружеской измены, которой в классический период были отмечены в основном пьесы высокого, трагического регистра. У Пиранделло преобладает именно тип репертуарной драмы и сохраняются все его внешние, успевшие стать шаблоном характеристики. Разрушает он этот шаблон либо изнутри, сообщая сюжетной ситуации парадоксальный поворот, тем самым обнажая условность социальных отношений и общепринятой морали, либо, в трилогии «театр в театре», извне – обнажая условность театральной формы и обнаруживая в избитом сюжете трагическое измерение.


Keywords: Luigi Pirandello, drama, theatre in theatre

In the history of dramaturgy, the 19th c. was a time when drama emerged as a “middle” genre, which eliminated a direct opposition between tragedy and comedy and synthesized a number of their characteristics in a new genre. In theatre repertoires, this genre transformation revealed itself in the prevalence of plots that exploited the theme of adultery, which in the classical period belonged to the high, tragic register. Pirandello’s works belong to repertoire drama and retain all its external, formula characteristics. This formula is destroyed either from within, by a paradoxical plot twist that demonstrated relativity of social relations and accepted morals, or, in the trilogy “theatre in theatre”, from without by revealing the conventions of theatre and finding tragic dimensions in a trivial theme.