КОРРЕКЦИЯ ТЕМПОРАЛЬНОГО РЕЖИМА И ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ИСТОРИИ. СТАТЬЯ 1
Correction of the temporal regime and problems of the theory of history. P. 1

()

Опубликовано в 67-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 17-33

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: История и теория

Ионов И. Н. Коррекция темпорального режима и проблемы теории истории. Статья 1 // Диалог со временем. 2019. Вып. 67. С. 17-33.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/67_2


Ключевые слова: позднее Новое время, Холокост, процесс цивилизации, дисцивилизация, историческое сознание, историческая память, мемориальная культура

В статье рассматриваются проблема коррекции темпорального режима, критика проекта Модерна и становление представлений о позднем Новом времени. Продемонстрирована роль в этом процессе изучения фактора насилия и, в частности, феномена Холокоста. Показано, какие формы исторического сознания, восприятия времени, исторической памяти и мемориальной культуры рождались на этой основе у А. Ассман, З. Баумана, Н. Элиаса и его последователей. Подвергнут анализу и отчасти отклонен проект познавательной стратегии, предложенный Алейдой Ассман российским историкам. Показаны преимущества подхода школы Н. Элиаса к проблеме исторического знания в условиях позднего Нового времени.


Keywords: late Modernity, Holocaust, civilizing process, dyscivilization, historical consciousness, historical memory, memorial culture

The article explores the correction of the temporal regime, the criticism of the project of Modernity and the formation of ideas about the late Modernity. The author looks into the role of the studies focused on the factor of violence in general and the phenomenon of the Holocaust in particular, and shows forms of historical consciousness, perception of time, historical memory and memorial culture born in the condition of Late Modernity in works Aleida Assmann, Zygmunt Bauman, Norbert Elias and his followers. The draft cognitive strategy proposed by A. Assmann to Russian historians was analyzed and partly rejected. The advantages of the approach of N. Elias school to the problem of historical knowledge in the conditions of the late Modernity are demonstrated.