“ОБРАЗ ВРАГА” И АТМОСФЕРА “ХОЛОДНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ” В ЗАРУБЕЖНОМ КИНЕМАТОГРАФЕ 1960-Х – 1970-Х ГГ.
“Enemy image” and the atmosphere of “cold confrontation” in the foreign cinema in the 1960–1970s

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РНФ научного проекта No 1818-00233 «Кинообразы советского и американского врагов в символической политике холодной войны: компаративный анализ».

()

Опубликовано в 67-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 178-194

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Перекрестки междисциплинарности

Юдин К. А. “Образ врага” и атмосфера “холодного противостояния” в зарубежном кинематографе 1960-х – 1970-х гг. // Диалог со временем. 2019. Вып. 67. С. 178-194.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/67_14


Ключевые слова: “холодная война”, зарубежный кинематограф, когнитивистика, “гиперреальность”, “образ врага”, медиа-текст, коллективная память

В статье на материалах зарубежных, преимущественно англо-американских, медиатекстов 1960–1970-х гг., предпринимается попытка осуществить атрибуцию внутренней и внешней угрозы, опасности и отчужденности как главных комплексных факторов, генерирующих атмосферу «холодного противостояния». В историко-философском, культурологическо-киноведческом ракурсе анализируются основные типы и формы визуально-когнитивного проявления и интерпретации инаковости в кинематографической «гиперреальности». Автор приходит к выводу, что выведенные типы проявлений чуждости («чужой-в-себе», враг-лжегерой», «враг-прагматик») и их комбинации можно использовать для реконструкции национально-государственного взаимного восприятия и динамики коллективной памяти на современном этапе.


Keywords: “cold war”, foreign cinematography, cognitive science, “hyperreality”, “enemy image”, media-text, collective memory

In an article based on the materials of foreign, mostly Anglo-American, media texts of the 1960s-1970s, an attempt is made to attribute the internal and external threat, danger and alienation as the main complex factors that generate an atmosphere of “cold confrontation”. The main types and forms of visual-cognitive manifestation and interpretation of otherness in the cinematic “hyper-reality” are analyzed in the historical-philosophical, cultural and cinematographic foreshortening. The author comes to the conclusion that the deduced conditional types of manifestations of alienness – the “alien-in-itself”, the “enemy-false-hero”, the “enemy-pragmatist» and their combinations can be used to reconstruct the national-state mutual perception and dynamics of collective memory in modern stage.