ОТКРЫТКА РУБЕЖА XIX–XX ВВ. КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
A Postcard in the late 19th – early 20th c. as a sociocultural phenomenon

()

Опубликовано в 67-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 146-162

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Перекрестки междисциплинарности

Медяков А. С. Открытка рубежа XIX–XX вв. как социокультурный феномен // Диалог со временем. 2019. Вып. 67. С. 146-162.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/67_12


Ключевые слова: почтовая открытка, коммуникация, социокультурные функции, Германия, коллекционирование, репрезентация, публичная сфера

В статье исследуется феномен почтовой открытки конца XIX – начала XX в. Появление и популярность открытки объясняются глубокими социальными изменениями, происходившими в это время. Проведен сравнительный анализ развития феномена открытки в разных странах. Показана роль приватизации производства открыток как важного условия их превращения в одного из главных выразителей интересов, вкусов и потребностей широких масс населения. Выделяются следующие социокультурные функции открыток: поддержание социальных связей, коммуникационная, информационная, репрезентативная, образовательно-педагогическая, идеологически-пропагандистская, экономическая и развлекательная. Делается вывод о специфике открытки как социокультурного феномена, заключающейся в ее бытовании на грани частной и публичной сфер.


Keywords: postcard, historical source, mail, communication, sociocultural functions, Germany, collecting, representation, public sphere

The article investigates the phenomenon of postcards of the late 19th – early 20th centuries. The reasons for the appearance and popularity of the card are explained by the profound social changes that took place at that time. A comparative analysis of the development of the postcard phenomenon in different countries is carried out. The role of privatization of the production of postcards as an important condition for their transformation into one of the main spokesmen for the interests, tastes and needs of the broad masses of the population is shown. Sociocultural functions included communication, information, representational, educational, pedagogical, ideological, propagandistic, economic and entertainment functions. The conclusion is reached about the specifics of the postcard as a socio-cultural phenomenon, consisting in its being on the verge of a private and public sphere.