«УЧИТЕЛЯ-ДУШЕГУБЫ»: ОБРАЗОВАНИЕ И АПОСТАСИЯ В ПОЗДНЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
«Soul-destroying» teachers: Education and apostasy in the Later Roman Empire

Статья подготовлена за счет гранта Российского научного фонда No 18-78-10001 «Образовательное пространство и антропопрактики античного и современного города».

()

Опубликовано в 66-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 348-363

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Из истории образования

Ведешкин М. А. «Учителя-душегубы»: образование и апостасия в Поздней Римской империи // Диалог со временем. 2019. Вып. 66. С. 348-363.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/66_24


Ключевые слова: поздняя античность, поздняя Римская империя, ранняя Византия, образование, язычество, вероотступничество, образовательное пространство

В статье рассматривается влияние классического образования, а также преподавателей-язычников на религиозный выбор учеников риторических и философских школ поздней Римской империи. Для многих представителей языческой интеллигенции традиционные культы были неотделимы от классического культурного наследия. Прививая эти воззрения своим ученикам, учителя-язычники способствовали обращению многих получавших образование христиан к языческим культам. Данный тезис проиллюстрирован несколькими примерами подобной апостасии в IV–V вв.


Keywords: Late Antiquity, the Late Roman Empire, early Byzantium, education, paganism, apostasy, educational space

The article discusses influence of classical education and pagan teachers on the religious choice of students of rhetorical and philosophical schools of the Later Roman Empire. For many representatives of the pagan intelligentsia, traditional cults were inseparable from the classical cultural heritage. Pagan teachers instilled these views in their students, which led to the conversion of many educated Christians to paganism. This thesis is illustrated by several examples of this kind of apostasy in the 4th – 5th cc.