РОЛЬ ЛАНДШАФТОВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И ПРОТИВОБОРСТВА РОССИИ С ГОРСКИМИ ОБЩЕСТВАМИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (1801–1864 ГГ.)
The role of landscapes in the context of the social and cultural existence of matter and Russian opposition to mountain societies of the Northern Caucasus (1801–1864)

()

Опубликовано в 66-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 287-305

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Перекрестки междисциплинарности

Лазарян С. С. Роль ландшафтов в контексте социокультурного существования и противоборства России с горскими обществами Северного Кавказа (1801–1864 гг.) // Диалог со временем. 2019. Вып. 66. С. 287-305.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/66_19


Ключевые слова: ландшафт, социум, Россия, горские общества, Северный Кавказ, противостояние, сакральность, трансформация

Кавказские ландшафты представляли собой не только среду существования, но и природно-культурные комплексы, из которых прорастали горские этнические социумы. Характеры рельефа, климата, растительного покрова, животного мира, населения сливались в единую гармоническую целостность. Кавказские ландшафты были активными участниками общественной жизни местных горских обществ и вместе с людьми активно сопротивлялись инокультурному влиянию. В ходе Кавказской войны ландшафты были неприступными крепостями и сражались против русской армии на стороне горских народов. Покорение Кавказа для русских сопровождалось необходимостью покорять не только людей, но и местные ландшафты. Только трансформировав сакральность и смыслы горской среды обитания, российская сторона могла надеяться подчинить их своей воле.


Keywords: landscape, society, social and cultural existence, Russia, mountain societies, Northern Caucasus, opposition, sacredness, transformation

The Caucasian landscapes were not only environment of the existence, but nature and cultural complexes, of which came mountain ethnic communities. The characters of the relief, climate, vegetable and animal kingdom, population became one harmony. The Caucasian landscapes were active participants of the mountain societies’ social life and together with people opposed to another culture influence. In the course of the Caucasian war the landscapes were like unassailable citadels against the Russian army with mountain peoples. The conquest of the Caucasus was accompanied by necessity to conquer both the population and landscapes. The Russian side could subdue them only having transformed the sacred sense of the mountain living environment.