«ЗЛЫЕ ЗАМЕТКИ» КАК ЧАСТЬ ИДЕЙНОГО НАСЛЕДИЯ Н.И. БУХАРИНА
«Angry notes» as a part of N.I. Bukharin’s ideal heritage

Работа выполнена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках госзадания Минобрнауки России (проект No 33.1221.2017/ПЧ).

()

Опубликовано в 66-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 187-208

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Интеллектуальная история сегодня

Коваленко Н. В. «Злые заметки» как часть идейного наследия Н.И. Бухарина // Диалог со временем. 2019. Вып. 66. С. 187-208.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/66_12


Ключевые слова: Бухарин, Есенин, культура, «Злые заметки», советское общество

В работе проводится разбор «Злых заметок» Н.И. Бухарина, содержащих резкую критику лирики Сергея Есенина. Автор анализирует содержание «Злых заметок» в контексте основных идей Бухарина и обращается к духовной и интеллектуальной атмосфере первых двух десятилетий XX века. В статье делается вывод о том, что содержание «Злых заметок» полностью соответствуют основным идеям Бухарина в отношении российского/советского общества, а резкая критика есенинской поэзии обусловлена тем, что последняя несла в себе тенденции, несовместимые для Бухарина с текущими задачами общества переходного периода, оказывала значительное деструктивное влияние, в том числе на молодежь.


Keywords: Russia, Europe, identity, image of the Other, dialogue of cultures

The paper deals with Nicolay Bukharin’s article Angry notes (Zlye zametki) which is dedicated to the lyrics of Sergey Yesenin. The author undertakes a detailed analysis of the structure, logic, and rhetoric of this article, and studies it as an important evidence for Bukharin’s ideas about the early Soviet society. To understand the reasons for the creation of Angry notes the author also refers to cultural and literary processes in the Soviet/Russian society of the early 20th c. The author shows that Angry notes were organically linked to a wide range of Bukharin’s ideas. The severe criticism of Yesenin’s poetry is determined by the fact that in Bukharin’s view some of Yesenin’s tendencies were incompatible with the current tasks of the transitional society. Yesenin’s lyrics, according to Bukharin, was capable to destructively influence the society, especially the youth.