ЛЕЧЕНИЕ И ЗАБОТА: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ В ФОКУСЕ ГУМАНИТАРНО-МЕДИЦИНСКИХ ДИСКУССИЙ
Health and care: the development of medicine as a focus of discussions in medical studies and in the humanities

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта No 15-03-00348.

()

Опубликовано в 57-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 259-281

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: В мире социокультурной истории

Михель Д. В. Лечение и забота: проблемы развития медицины в фокусе гуманитарно-медицинских дискуссий // Диалог со временем. 2016. Вып. 57. С. 259-281.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/57_19


Ключевые слова: гуманитарно-медицинские дискуссии, технократизм, альтернативный медицинский опыт, пациентский опыт, лечение, забота

Бурное развитие медицинского знания, начавшееся во второй половине ХХ в., сопровождается непрекращающимися дискуссиями, в ходе которых наряду с врачами принимают участие представители различных направлений гуманитарной мысли. За прошедшие десятилетия участникам этих дискуссий удалось артикулировать целый ряд проблем, вызванных медицинским прогрессом. Предлагаемая статья фокусируется на наиболее значимых идеях, касающихся медицинского технократизма, гуманизации медицинского образования, необходимости изучения альтернативного медицинского опыта и опыта самих пациентов, фундаментального раскола медицинской практики на лечение и уход, порождающего глубокие этические проблемы.


Keywords: discussions in medical humanities, technocracy, alternative medical experience, patient’s experience, curing, caring

The rapid development of medical knowledge, which began in the second half of the twentieth century, is followed by ongoing discussions, in which, along with the doctors, intellectuals from different areas of humanities take part. Over the past decade, the participants in these discussions failed to articulate a series of problems caused by medical advances. This article focuses on the most significant ideas about the medical technocracy, the humanization of medical education, the need to explore alternative medical experience and experience of the patients themselves, the fundamental split between curing and caring in medical practice, generating profound ethical problems.