РЕЦЕПЦИЯ «ИСТОРИИ БЕЗУМИЯ» (1961) МИШЕЛЯ ФУКО ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ШКОЛЫ «АННАЛОВ»
The Reception of “The History of Madness” by Michel Foucault by the Representatives of the School of Annales

Статья подготовлена в ходе работы проекта No 15-05-0042 в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)» в 2015-2016 гг. и с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.

()

Опубликовано в 57-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 138-153

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Интеллектуальная история сегодня

Руднев Ю. В. Рецепция «Истории безумия» (1961) Мишеля Фуко представителями школы «Анналов» // Диалог со временем. 2016. Вып. 57. С. 138-153.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/57_10


Ключевые слова: Мишель Фуко, «История безумия», школа «Анналов», Филипп Арьес, Фернан Бродель, французская историография, «новая история»

Часть исследователей, дискутирующих о научном статусе «историй» Мишеля Фуко, выдвигает гипотезу об их близости работам представителей школы «Анналов». Настоящая статья приводит ряд аргументов в пользу этой позиции, анализируя рецепцию «Истории безумия» одновременно на уровне истории идей и в контексте межличностных и институциональных отношений, складывавшихся между автором и «анналистами» до и после появления книги в печати. Как показывает такой комплексный взгляд, «анналисты» не только сыграли решающую роль в публикации книги и практиковали схожие стратегии академического развития, но и создали историографический миф о том, что Фуко – «истинный последователь Люсьена Февра».


Keywords: Michel Foucault, “The History of Madness”, Annales School, Philippe Ariès, Fernand Braudel, French Historiography, “Nouvelle histoire”

Some scholars discussed the scientific status of Michel Foucault’s “histories,” and hypothesizes their affinity with the works by the historians of the Annales School. The present article adds several arguments in favour of such position and analyses the reception of “The History of Madness” both on the level of the history of ideas, and in the contexts of institutional and personal relations that existed before and after its publication between the author and the Annalistes. Such complex view demonstrates that the latter not only played a key role in the fact of this publication and shared similar academic strategies, but also created the historiographical myth of Foucault as “the true disciple of Lucien Febvre.”