ПРОТИВОРЕЧИЯ РОССИЙСКОГО МОДЕРН-ПРОЕКТА И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ
Contradictions between Russian Modern-project and traditional culture: historical heritage in contemporary context

Статья написана при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 06-01-02085а

()

Опубликовано в 33-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 298-320

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: История, религия, культура

Шемякина О. Д. Противоречия российского модерн-проекта и традиционная культура: историческое наследие и современный контекст // Диалог со временем. 2010. Вып. 33. С. 298-320.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/33_17


Ключевые слова: традиционная культура, старообрядчество, модерн-проект, научный дискурс, университетская корпорация, утилитаризм, «бедный рационализм», культура слова, культура молчания

В статье анализируются противоречия российского модерн-проекта на различных стадиях его развертывания («Санкт-Петербургская» Россия, советская эпоха, постсоветский период). В центре внимания автора — научный дискурс, его становление, потенциал и пределы возможностей. Как показано в статье, именно в контакте с традицией научный дискурс обнаруживает свои возможности и тупики. Поэтому второй главный объект исследования — традиционная культура (главным образом старообрядческая), особенности тех «ответов», которые она дает на «вызовы» модернизации.


Keywords: traditional culture, Old Believers, Modern-project, scientific discourse, academic corporation, Utilitarianism, ‘poor rationalism’ culture of word, culture of silence

The article analyses contradictions inherent to the Russian Modern- project on various stages of its development (‘St Petersburg Russia’, Soviet Union, post-Soviet period) and is focused on contemporary problems. The author pays a good deal of attention to scientific discourse, and its shaping, potential and limitations since it was always at the core of any Modern-project. It is shown that it was the interaction with traditions that demonstrated the potential and limitations of the scientific discourse. Therefore the author’s second object of study is traditional culture (especially the one of Old Believers) and its responses to the challenges of modernization.