ЧЕМ ПАХНЕТ ДЬЯВОЛ? ОДЕРЖИМОСТЬ, ЭКЗОРЦИЗМ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛЕМИКА В АНГЛИИ КОНЦА XVI — НАЧАЛА XVII ВВ.
WHAT DOES THE DEVIL SMELL LIKE? POSSESSION, EXORCISM AND RELIGIOUS POLEMICS IN THE LATE 16TH — EARLY 17TH C. ENGLAND

()

Опубликовано в 26-м выпуске журнала „Адам и Ева“ на страницах 41-66

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: НЕГАТИВНЫЙ ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ В ИСТОРИИ

ЧЕМ ПАХНЕТ ДЬЯВОЛ? ОДЕРЖИМОСТЬ, ЭКЗОРЦИЗМ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛЕМИКА В АНГЛИИ КОНЦА XVI — НАЧАЛА XVII ВВ. // Адам и Ева. 2018. Вып. 26. С. 41-66.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/3/26_3


Ключевые слова: демонология, одержимость, экзорцизм, конфессиональная полемика, Англия XVI–XVII вв., Сэмуэл Харснетт, Джон Даррелл.

В статье анализируются английские тексты протестантские и католические конца XVI — начала XVII вв., посвященные одержимости, в особенности, описания появления демонов и/или дьявола в их чувственно воспринимаемых аспектах. Трансформация традиционной религиозной культуры в эпоху Реформации изменила связанные с ней практики чувственного восприятия. Эта тенденция затронула и демонологию раннего Нового времени. Рассматриваются изменение репрезентаций демонических существ, которые теряют свою «телесность» и такие аспекты ее проявления, как запах, а также связь этих репрезентаций с полемическими стратегиями памфлетистов эпохи конфессионального противостояния.

The article presents an analysis of English texts of the late 16th — early 17th cc., Protestant and Catholic, which discussed demonic possession, and in particular, descriptions of the appearance of demons and the devil, and the sensual aspects of these descriptions. The transformation of traditional religiosity that took place at the age of Reformation changed sensory practices linked to it. This trend revealed itself in the early Modern demonology. The author discusses changes in the representations of demons, who lost their “physicality”, and, with it, such aspects as odour, and the links between these representations to polemical strategies of pamphleteers heavily engaged in confessional polemics.