«МЕЛЬНИЦА ДЛЯ ПЕРЕМАЛЫВАНИЯ НЕГОДЯЕВ...»: РАСКАЯНИЕ КАК КЛЮЧЕВАЯ КАТЕГОРИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ АНГЛИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ПРАВОСУДИЯ В XVIII СТОЛЕТИИ
«A mill for grinding rogues honest» (repentance as the key notion of English criminal justice transformation in the 18th century)

(), ()

Опубликовано в 66-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 137-153

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: Интеллектуальная история сегодня

Эрлихсон И. М., Васильева С. А. «Мельница для перемалывания негодяев...»: раскаяние как ключевая категория трансформации английского уголовного правосудия в XVIII столетии // Диалог со временем. 2019. Вып. 66. С. 137-153.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/66_9


Ключевые слова: Великобритания, XVIII век, уголовное правосудие, преступность, религия, раскаяние, пенитенциарные реформы

Авторы исследуют интеллектуальные истоки английских пенитенциарных реформ посредством анализа английской общественной мысли XVIII в. с учетом социальнокультурного контекста. Прогрессирующий рост преступности, с которым столкнулось английское общество в XVIII в., стал популярной темой общественного дискурса, что выразилось в появлении целого пласта произведений светского и религиозного характера с предложениями путей решения проблемы, причем прожектеры апеллировали преимущественно к христианской риторике. Именно постановка вопроса о формах раскаяния у преступников и его исправительного потенциала стала причиной смены старой парадигмы уголовного правосудия, в рамках которой наказание рассматривалось преимущественно с точки зрения его карательной функции. Большинство публицистов XVIII в. придерживались крайне жестких взглядов по вопросу о возможности исправления преступника, подтверждая это конкретными примерами из уголовной практики. Но в результате бурной полемики, растянувшейся практически на столетие, возобладала точка зрения, согласно которой раскаяние не только теоретически возможно, но и практически реализуемо, посредством создания такой системы наказания, главной целью которой станет исправление преступника и возвращение в общество честного гражданина.


Keywords: Great Britain, criminal justice system, crime, religion, repentance, penance, penitentiary reforms

The authors of the article study the intellectual origins of English penitentiary reforms by means of analyzing eighteenth-century British social thought and considering the social and cultural background of Great Britain of the period. The increasing crime rate, which plagued eighteenth-century England, was often referred to by the country’s social thinkers and gave rise to an abundance of secular and religious works whose authors mused on the problem seeking remedial measures. The present article reveals eighteenth-century English political writers’ views on criminal offenders’ personal characteristics and their impelling motives, as well as on ways and means of imposing penalties. The authors of the article underline that the majority of penitentiary initiatives were instigated by religious considerations and the promoters of penitentiary reforms were often driven by Christian rhetoric. The proposed schemes later served as the basis for the first penitentiaries. The authors maintain that due to eighteenth-century political writers’ attention to repentance in criminals and its reformatory potential, the old paradigm of criminal justice, which focused on vindictive punitive measures, underwent certain changes. The authors underline that the majority of eighteenth-century political writers strongly doubted the feasibility of repentance and relied on English criminal practice to prove the improbability of criminal offenders’ rehabilitation. However, the impassioned debate on the subject, which lasted for almost a century, was resolved by accepting the possibility of offenders’ repentance and reformation, which would be feasible provided that a correctional system aimed at reforming criminals into functioning members of society was created.