ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ГАБСБУРГСКИЙ МИФ: ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ ЧЕЛОВЕКА ХХ В. И ТОВАР ОБЩЕСТВА МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
Historical memory and the Habsburg myth: post-traumatic stress disorder of a human of the 20th century and a social product of mass consumption

(), ()

Опубликовано в 66-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 86-99

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: История – Память - Идентичность

Крючков И. В., Крючкова Н. Д. Историческая память и габсбургский миф: посттравматический синдром человека ХХ в. и товар общества массового потребления // Диалог со временем. 2019. Вып. 66. С. 86-99.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/66_6


Ключевые слова: габсбургский миф, Австро-Венгрия, ностальгия, национализм, кинематограф, Франц-Иосиф I, Елизавета Баварская, дуалистическая монархия

Распад Австро-Венгрии привел к значительным переменам в политической, экономической и культурной жизни Центрально-Восточной Европы в 1920–1950-е гг. Жители региона в это время столкнулись с ростом национализма, авторитаризма и падением уровня жизни. В статье анализируется влияние данных процессов на зарождение и развитие габсбургского мифа в его различных проявлениях. «Золотой век» у многих жителей региона ассоциировался с правлением императора ФранцаИосифа I и императрицы Елизаветы Австрийской (Баварской). Император символизировал стабильность, уравновешенность и гуманность, императрица отражала аристократизм, романтизм и стремление к красоте. Авторы отмечают, что данные качества жители Центрально-Восточной Европы не находили в современном обществе, обращаясь к истории Австро-Венгрии. В заключении статьи подчеркивается постепенная деполитизация габсбургского мифа во второй половине ХХ в., его размывание в повседневной жизни; он в большей степени превращается в товар общества массового потребления и прежде всего в сфере туризма и массовой культуры.


Keywords: the Habsburg myth, Austria-Hungary, nostalgia, nationalism, cinematography, Franz-Joseph I, Elizabeth of Bavaria, dualist Monarchy, tourism

The breakdown of Austria-Hungary led to significant changes in political, economic and cultural life of Central-Eastern Europe in the 1920-1950s. Inhabitants of the region faced the growth of nationalism, authoritarianism and decline in living standards. The authors analyze the influence of these processes on birth and development of the Habsburg myth in its various forms. The “Golden Age” was associated with the rule of Emperor FranzJoseph I and Empress Elizabeth of Austria (of Bavaria) by many inhabitants of the region. The Emperor was a symbol of stability, centrality and humanity, while the Empress reflected aristocratism, romanticism and aspiration to the beauty. The authors have noted that the inhabitants of Central-Eastern Europe did not find these qualities in modern society turning to the history of Austria-Hungary. The gradual depoliticization of the Habsburg myth in the second half of the 20th c., its erosion in a daily life is shown in the article; it is mostly turning into a social product of mass consumption first of all in spheres of tourism and popular culture.