ПАСТЫРЬ И ЕГО ПАСТА: ПРОПОВЕДЬ ЕПИСКОПА ПИСЕНТИЯ ИЗ КОПТОСА В ДЕНЬ ПАМЯТИ ОНУФРИЯ ВЕЛИКОГО
The shepherd and his flock: The homily by bishop Pisenthius of Coptos on the feast day of St. Onnophrius

Мы хотели бы поблагодарить Польский комитет по делам ЮНЕСКО за предоставленную возможность работы в библиотеках Варшавского университета и библиотеке WMSD в декабре 2014 г., проф. Э. Випшицку (Варшавский Университет) и А. Будор (SNRS, IRHT) за копии необходимых для нашей работы материалов

()

Опубликовано в 53-м выпуске журнала „Диалог со временем“ на страницах 139-158

Загрузить PDF(PDF)-версию статьи

Рубрика: В мире социокультурной истории

Войтенко А. А. Пастырь и его паста: проповедь епископа Писентия из Коптоса в день памяти Онуфрия Великого // Диалог со временем. 2015. Вып. 53. С. 139-158.

Короткая ссылка: http://roii.ru/r/1/53_9


Ключевые слова: гомилетика, культ святых, история Коптской Церкви

В статье анализируются структура и содержание проповеди Писентия, епископа египетского города Коптос (Кифт) (ок. 569–630), произнесенной в день памяти египетского святого, Онуфрия Великого. Автор приходит к выводу, что основная особенность проповеди – фактическое отсутствие биографических данных об Онуфрии – является не случайной, а представляет собой часть замысла Писентия. Поскольку проповедь произносится для мирян и ее цель – моральное наставление, Онуфрий превращается в «идеального святого», почти лишенного индивидуальных особенностей, для того, чтобы подражание ему трактовалось как усовершенствование личных добродетелей, исходя из возраста и социального положения каждого члена христианской общины.


Keywords: homiletics, cult of Christian saints, history of Coptic Church

The article is focused on studies of the structure and content of the homily by Pisenthius (569–630), Bishop of Coptos (Upper Egypt), delivered on the feast day of St. Onnophrius. According to the author of the article, the main characteristic of the homily, the absence of any biographical information about St. Onnophrius, is not accidental, but it is a part of Pisenthius' homiletic strategy. Since the audience of the homily was the laity and its purpose was a moral admonition, St. Onnoprius, one of the famous Egyptian anchorites, was turned here into an ‘ideal saint’, almost devoid of individual characteristics. And an imitation of his life is interpreted as an improvement of personal virtues for any Christian, regardless of a social status, sex and age.